Найти тему
My Side

Литературные отсылки в творчестве музыкантов (The Doors, The Smiths, Ария, ЛСП и др.)

Продолжаю говорить про музыкантов и книги, которые на них повлияли и отсылки к которым есть в их творчестве.

Начнем с американской группы The Doors. «Дорзы» занимают важное место в психоделическом роке второй половины 60-х гг. Выпустив в 1967 году свой одноименный дебютный альбом, коллектив во главе с вокалистом и автором текстов Джимом Моррисоном продолжил свое творчество, наполненное шаманизмом и трансгрессивностью. Их музыка сама по себе является психоделическим путешествием. Чего стоят их длинные растянутые музыкальные проигрышы, гипнотически действующие на слушателя и спустя полвека. Их живые выступления – это отдельный вид искусства: пока остальные участники группы – клавишник Рэй Манзарек, гитарист Робби Кригер и барабанщик Джон Денсмор – заняты своими инструментами, Моррисон занимался терапией прямо на сцене, обнажая свою необузданную диониссийскую сущность. Вообще, откуда взялось это в группе? Здесь можно долго говорить и о сумбурной и сложной личности самого Джима Моррисона, и о том, что вторая половина 60-х это бесконечные и успешные попытки прогрессивных музыкантов выйти за рамки узкого мышления, прибегая либо к таблеткам, либо к медитациям/восточным практикам, очень популярным среди «детей цветов». Немаловажный вклад в популяризацию психоделии внес английский писатель и мыслитель Олдос Хаксли, автор знаменитой антиутопии «О, дивный новый мир».

Олдос Хаксли
Олдос Хаксли

И речь тут идет о его эссе под названием «Двери восприятия», впервые изданная в 1954 году. В этом эссе писатель рассуждает о своем опыте употребления москалина и вообще рассуждает о пограничных вещах. Некогда написавший свою громкую антиутопию «О, дивный новый мир», рассказывающую про мир будущего с его обществом потребления и выращиванием людей в инкубаториях, автор на склоне лет выдал работу, которая повлияла на мировоззрение и культуру молодого поколения второй половины 20 века. Про Хаксли я вспомнил неспроста, ибо именно название «Двери восприятия» в конечном счете вдохновило Моррисона и компанию на название для своей группы. The Doors, то есть именно те самые «двери» это не что иное, как выход в эту дверь, которая отделяет человека от другого мира с его расширенным сознанием. Название группы полностью себя оправдывает и отражает все творчество американских музыкантов, вдохновленных западной философией.

«Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным» (уильям Блейк, "Бракосочетание Рая и Ада")

Группа The Smiths, а именно их вокалист и автор текстов Моррисси также не был в стороне от цитат из литературы. Его часто обвиняли даже в литературном плагиате.

-3

Иронично то, что в своей песне Cemetery Gates, вышедшей на альбоме the Smiths Queen is Dead в 1986 году, Моррисси поет о двух друзьях, один из которых рассуждает о плагиате. В данной песне как раз заимствуются цитаты из пьесы Уильяма Шекспира «Ричард III» или из произведения «Человек, который пришел на ужин» Кауфмана и Харта. Один из героев выдает в песне фразу: «Ere long done do does did». Фраза бессмысленна, но герой песни заявляет, что ее автор - какая-то представительница древней профессии, сочинившая ее в 1804 году. Тем самым, Моз иронизирует над своими критиками, выискивающими "украденные" фразы в его песнях, ставя под сомнение само это предприятие по выявлению плагиата. Помимо всего прочего, упоминается и Оскар Уайльд.

Оскар Уайльд - это Моррисси 19 века
Оскар Уайльд - это Моррисси 19 века

C Уайльдом у Моза много общего: оба законченные эстеты, славящиеся своим зычным и циничным чувством юмора. Можно сказать, что автор «Портрета Дориана Грея» это духовный наставник неврастенического одиночки Моррисси. И как говорил Уайльд: "Таланты заимствуют, гении крадут".

Вот еще забавный момент, когда Моз в составе The Smiths делал отсылки к литературе. Песня «Pretty Girls Make Graves», где само название песни является отсылкой к роману Джека Керуака «Бродяги дхармы». Герой романа Рэй Смит произнес фразу: "Красивая девушка - путь к могиле", ибо за влечением к прекрасному полу следует рождение нового человека. А жизнь есть страдание. Как известно, Моррисси всегда культивировал сексуальную закрепощенность. Отсюда его цитаты подобного рода, показывающие насколько сложным и не похожим ни на кого всегда был и есть певец-одиночка Стивен Патрик Моррисси.

Теперь вновь вернемся к роману Патрика Зюскинда «Парфюмер». В своей прошлой статье про литературные отсылки в творчестве музыкантов я говорил о том, что этот роман повлиял на Курта Кобейна, который был почитателем данного произведения. Своему любимому опусу лидер Nirvana даже посвятил номер Scientless Apprentice, о котором я упоминал уже. Теперь стоит упомянуть и другую песню, основанную на данном романе, а именно песню «История одного убийцы» отечественной группы Ария.

-5

Он знал, что запах правит всем,

Прогонит прочь, возьмет без боя в плен.

К сердцам людей был ключ готов –

Аромат, что внушает любовь. -

Так пела эта группа. Конечно, если взглядом окинуть текст, то сразу бросается в глаза патетика, велиричивость некая. Как и Курт Кобейн, Маргарита Пушкина, автор текста данной песни, явно придает Жану-Батисту Греную (так зовут героя романа Зюскинда, кто забыл) романтический флер.

Кадр из фильма "Парфюмер"
Кадр из фильма "Парфюмер"

Хотя, если мы прочтем сам роман, то возвышенного в нем, мягко говоря, мало.. Но песенное искусство видимо требует добавления красивых декадансовых ноток в подобные сюжеты. Тем более, если песню поет Ария, всегда славившаяся своим велиричивым стилем, который всегда недвусмыленно давал понять, что группа не будет уподобляться кабацкому стилю, а напротив, будет петь по канону. Пишу так я не с целью похвалить группу, а просто констатирую факт.

И еще про Арию. Помните, я упоминал в прошлой статье про литературные отсылки песню группы The Cure Killing An Arab? Я говорил о том, что на данную песню вокалиста Роберта Смита вдохновил роман Альбера Камю «Посторонний». Так вот, группа Ария также не осталась в стороне от данного произведения и в 1995 году выдала композицию «Ночь короче дня». Песня вошла в их одноименный альбом 1995 года, хотя номер был написал несколькими годами ранее и мог войти в их более ранний альбом. Но тогда эту песню отвергли. Как всегда у группы, песня получилась душераздирающей, трагичной, отражающей сюжет самого романа про француза Мерсо, который в результате фатальной случайности убивает араба и попадает в тюрьму, где отказывается исповедоваться перед священником в ночь перед казнью. Кипелов с фирменным тембром кричит «ночь короче дня!» под плотные гитарные риффы и искусную ритм-секцию Александра Манякина.

Теперь от Зюскинда переходим к Джорджу Оруэллу. В прошлой статье я разобрал отсылки таких музыкантов, как Дэвид Боуи и The Clash к знаменитой антиутопии писателя под названием «1984». Действительно, данный роман является пожалуй самой известной антиутопией 20 века, отсылки к которой встречаются всюду – от кинематографа и музыки до различных мемов. Но у английского писателя есть и другая, не менее культовая, антиутопия «Скотный двор» или «Звероферма» (зависит от перевода).

-7

Что касается данного произведения, то оно представляет собой иносказательную притчу про животных, живущих на звероферме, который прогнали с этой фермы ее хозяина, злостного человека, установившего жесткие порядки в отношении животных. Но с течением времени, живя уже без ненавистного человека, коллектив животных обнаруживает уже внутри себя те самые тоталитарные черты, от которых они казалось бы давно избавились в лице диктатора-человека. «Все животные равны, но некоторые равнее». Ну да, ладно – не буду пересказывать данное произведение Оруэлла, а напишу лишь, что небольшая отсылка к нему есть у английской группы Radiohead под названием Optimistic с их альбома Kid A 2000 года.

-8

Вообще, данная песня намекает на какое-то упадничество, а некоторые фразы явно намекают на естественный отбор.

Это - оптимист.
Он пошёл на рынок.
Он только что выбрался из болота,
Он бросает полезный груз -
Корм для животных,
Живущих на скотном дворе. -

Эти слова отсылают нас к произведению «Скотный двор». Если вспомнить, что данное произведение о тоталитаризме, давлении слабых на сильных, то есть «поедании», то предыдущие строчки из песни предстают в определенном свете. Но это мое мнение.

Не осталась в стороне от данной притчи-антиутопии Оруэлла и культовая группа Pink Floyd, посвятившая сему творению альбом Animals, вышедший в 1977 году. Практически единоличным автором тут является Роджер Уотерс.

-9

Сам альбом посвящен проблемам капиталистического общества, а такие животные в песнях альбома как свиньи, овцы и собаки символизируют различные социальные слои общества. Собаки – это ушлые карьеристы, идущие по головам. Свиньи это те, кто манипулирует обществом, апеллируя к «морали», ну а овцы это простой терпящий все народ. Именно овцы в концепции Уотерса совершают безжалостный бунт против угнетателей. В треке про свиней Pigs (Three Different Ones) угадывается намек на некую Мари Уайтхаус, которая была в те годы общественной деятельницей в Англии и сторонницей жесткой цензуры. Трек про овец примечателен тем, что Уотерс и Гилмор поменялись местами – на басу здесь Гилмор, а Уотерс отвечает за гитару. Многие сочли альбом несколько выбивающимся из общей колеи в дискографии группы, так как и музыка, и тексты стали менее иносказательными и более прямолинейными. Примечательно еще то, что две композиции – Dogs и Sheep – могли войти в их предыдущий альбом Wish You Where Here, но под другими названиями (You’ve Got to Be Crazy и Raving and Drooling, соответственно). Тексты со временем видеоизменились, все больше вырисовывая контуры будущей концепции про борьбу животных. Пускай данный альбом и не числится в фаворе у поклонникой великой группы, но он все же занимает важное место в их творчестве, тем более что подспорьем является культовая антиутопия Оруэлла.

Теперь неожиданно я упомяну современного хип-хоп коллектив ЛСП. Олег ЛСП, он же Олег Савченко - относительно молодой хип-хоп исполнитель, прогремевший в году эдак 2017.

-10

Скажу честно, я не большой поклонник современной русскоязычной музыки, а ЛСП как раз представляет собой эту самую новую музыку, свободную от любой цензуры (добавьте сюда обильное количество матерщины как в песнях, так и в интервью), которую можно обозначит так: "Что хочу, то и верчу". Но 14 декабря 2017 года ЛСП неожиданно выпускает трогательную песню под названием "Маленький принц". Трогательные аккорды на пианино, рассказ об одиноком маленьком принце, желавшим полететь вместе с птицами.. Отсылка к одноименному произведению Антуана Де Сен-Экзюпери на лицо. Тут, конечно, мы имеем дело с действительно трогательным сюжетом, посвященном другу Олега, участнику дуэта ЛСП Роме Англичанину (настоящее имя - Роман Сащенко), ушедшему из жизни в конце 2017 года (хотя песня написана до его смерти).

Американские панки Ramones в 1989 году выпускают синглом номер под названием Pet Sematary, который прозвучал в фильме "Кладбище домашних животных" по произведению Стивена Кинга.

-11

Писатель был поклонником группы, а сама песня была написана под впечатлением от романа писателя "Кладбище домашних животных". Песня вошли в их альбом Brain Drain. В клипе группа исполняет песню на кладбище "Сонная лощина", где в конце их накрывают могильной плитой с надписью "Ramones". Иронично. Может, это "похороны" того панка первой волны? Что касается музыки, то это бодренький рок, звучащий максимально мейнстримно, под который можно поплясать. Не более.

Друзья, если вам нравится такой формат, то я сделаю потом и третий выпуск, посвященный литературным отсылкам в песнях. А пока - пишите свои любимые примеры, где исполнители вдохновлялись литературой. Спасибо за внимание.