Найти тему
КиноПсихолог

"Скажи, только честно, ты меня любишь?": проявление неуверенности или манипуляция (часть 2)

Оглавление

"Зимняя вишня" (1985, реж. И. Масленников)

Еще раз о том, чем различаются социальные и психологические манипуляции...

В обычных – социальных – манипуляциях всё довольно просто, о чем уже не раз писала и раньше, в других статьях: кто-то от кого-то хочет получить и для этого что-то как-то говорит и делает, вполне осознанно и продуманно.

В психологических манипуляциях всё гораздо сложнее, потому что зачастую человек сам не понимает своих желаний и эмоций, не осознает, что крутит другим, лукавит перед самим собой. Такие манипуляции очень часто бывают скрыты от самого манипулятора. Спроси его, зачем он что-то сказал, и он на голубом глазу ответит, что из самых лучших побуждений.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Манипуляции Ольги по отношению к ее мужчинам именно такие – неосознанные, психологические, непродуманные. Она в своих собственных глазах честная и искренняя, а все ее эмоции неподдельные. Если у Ольги и была какая-то выгода манипулировать Гербертом, спрашивая, любит ли он ее, то это точно не материальная и не социальная выгода. Всё это Ольга могла уже получить и без всяких манипуляций.

Даже так: всё это ей было бы проще получить без каких-либо манипуляций. Пойди она в отношения с Гербертом честно, открыто, без самообмана и иллюзий, жила бы припеваючи за границей и с самым лучшим мужем на свете. Но ей это было не нужно.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

О чем мечтают инфантильные женщины

Ольга, будучи женщиной незрелой и инфантильной, не способна сделать свою жизнь такой, какой она хотела бы ее видеть. Она не способна сделать свое существование осмысленным, наполненным, интересным. Она не может обеспечить себе яркие впечатления, любимую работу, искреннее общение. Поэтому развлекается она иначе, прежде всего, через "американские горки" под названием "Вадим". Отличные эмоциональные качели.

У инфантильных людей, склонных к пассивной роли "жертвы", есть две очень важные потребности, ради которых они на многое готовы пойти:

1) потребность в том, чтобы решение принимали за них,

2) потребность переложить ответственность за отношения на партнера.

Почему у женщин это проявляется (якобы) ярче? Исключительно в силу традиций. Любой инфантильный, психологически не-взрослый человек имеет такие потребности и ищет такие выгоды, но женщин многих поколений воспитывали с верой в такой идеал: будь женственной, тогда придет Настоящий Мужчина и решит твои проблемы. А если не пришел такой мужчина в твою жизнь, ну, видать, ты не настоящая женщина. Или если ты не умеешь повесить свои проблемы на мужчину, порываешься их решать сама (слово-то какое страшное!), не ценишь, когда приходит "Гоша" и заявляет, что он сам всё будет решать, тогда ты тоже ненастоящая женщина, бедняжка.

Сейчас от этого стали отходить (иногда криво, косо и через извращенный феминизм, но тем не менее), а вот среди женщин моего поколения и тех, кто старше, слышу эту сказку постоянно: мужчина вечно всем всё должен, и особенно – решать женские проблемы.

Как вопрос про любовь закрывает потребности пассивной жертвы

Выгода у Ольги была именно психологическая. Вопрос "Скажи, только честно, ты меня любишь?", как хороший охотник, убивает одним выстрелом двух вальдшнепов.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

1) Ольга получает возможность не принимать решение или оправдать подсознательно принятое решение.

2) Переложить с себя ответственность за дальнейшее развитие событий на мужчину.

Процесс принятия решений Ольгу страшит. Не случайно, когда Герберт говорит о переезде в Женеву, она уточняет:

– А что, уже пора? Решать?

Ну, не любит "жертва" принимать решения, не любит. Ей нужно, чтобы кто-то другой решил всё за нее. Ну, например Настоящий Мужчина Вадим, который ее догнал, погрузил как мешок с картошкой в свою машину и решил, что она остается. Вот это я понимаю – мужик. Сказал – сделал. Пришел, увидел, решил.

Вопрос "Ты меня любишь?" мужчину другого склада может повергнуть в недоумение: зачем спрашиваешь, разве не знаешь, разве не видно? И вот это недоумение, это замешательство, нежелание подменять конкретные дела пустыми словами ловкая жертва в любой момент готова вывернуть на свой лад и в свою пользу.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Ответил ей Герберт "нормально"? Нет, не ответил. Он ушел от ответа, значит, его всегда можно обвинить в отсутствии чувств. В любой момент ему можно будет припомнить эту пакость. Всегда можно будет бросить в лицо: "Ты меня не любишь!". Что же тогда удивляться, если Оля выбрала в конце концов другого? Герберт сам себе яму выкопал. Он, такой-сякой, не дал ей гарантий, уверенности и готового решения.

Оля давно уже подсознательно выбрала Вадима, но заявить об этом у нее решимости не было. Поэтому важно было оправдать свой выбор – но не своим личным "хочу", а недоговоренностью со стороны Герберта.

А эта "чудесная" часть фразы "Скажи, только честно..." на что намекает? На то, что Герберт, по ее мнению, до этого момента честен не был? Пассивное обвинение в духе "жертвы". Ей только повод дай заставить другого оправдываться в честности своих намерений...

Инфантильная "жертва" при любом ответе на вопрос "Ты меня любишь?", остается в выигрыше.

Сказал, что любишь? Теперь докажи. И еще сам догадайся, как именно надо доказать.

Не сказал? Значит, не любишь. А раз не любишь, то подталкиваешь к окончанию отношений.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Ольга в глубине души прекрасно знала, чувствовала, что никуда она не поедет. Всё равно что-нибудь да устроит, чтобы поездка сорвалась. Она понимала, что не любит Герберта, что ей не нужно то, что он ей мог предложить. Сказать о таком прямо, по-взрослому "жертва" не умеет. Поэтому начинает искать лазейки для красивого отступления, при котором она не выглядела бы плохой девочкой, обидевшей хорошего человека.

И пусть финал фильма больше похож на финал сказки, сам по себе манипулятивный характер "жертвы" в диалоге с Гербертом показан психологически верно. Ольга искала не подтверждений, а поводов, не информации, а оправданий. Так себе выгода? Возможно. Но для психики человека она весьма весомая.

Первая часть статьи:

Подборка "Зимняя вишня":

"Зимняя вишня" | КиноПсихолог | Дзен