Найти тему
Анастасия Миронова

Большая ошибка большого писателя: почему я считаю активность Прилепина очень опасной для культуры

Фото: nn.mk.ru
Фото: nn.mk.ru

Мне не нравится, куда в последнее время заносит Захара Прилепина. Все это я, увы, предчувствовала, еще когда весной 2022 года написала, что часть деятелей культуры сделали ставку на "плохонький, да СВОй". Тогда еще как-то рядились в одежды, пытались соблюдать приличия. Захар Прилепин как писатель очень большого таланта и, безусловно, гуманист, дистанцировался от прямого заявления о необходимости вышвыривать из культуры несвоих. Хотя и помогал строить междусобойчик из не очень талантливых, но патриотично настроенных писателей и поэтов, даже если эти деятели не выглядят вполне искренними. Я тогда много написала и о том, что у любой новой идеи много бездарностей, которые обычно рассчитывают заработать и въехать в бессмертие на спине талантов. На одну Долгареву взвалили тьму посредственных литераторов, в итоге и Долгарева сломалась. И что толку, что раньше она тонула в тоннах либеральной писанины - теперь утонула в писанине пристроившихся к ней единомышленников.

В общем, все это мы уже обсудили, повторять неинтересно. Что из нового. Из нового у нас новый Захар Прилепин. Который не так давно уже обмолвился, что у нас актеры-патриоты остаются без званий

Скриншот из Телеграм-канала "Захар Прилепин"
Скриншот из Телеграм-канала "Захар Прилепин"

После присвоения Шаману звания заслуженного артиста России (на мой взгляд, заслуженно, его ведь очень любят, он хорошо поет) Прилепин возмутился, что званий не дают артистам, которые поют про Донбасс, Севастополь... В колонке для RT Прилепин назвал множество имен, в числе которых оказались Алексей Джанго-Поддубный, Сергей Бобунец с песнями для Юлии Чичериной. Это уже ну чересчур. Мы будем раздавать блага, звания, премии, тиражи за талант или за что? Я считаю, что у нас уже сложилась конъюнктура, уже, с подачи того же Захара Прилепина, вокруг донбассовской повестки собралась тьма бесталанных попутчиков, которые выдают для всех этих фестивалей и сборников посредственную ерунду, их ценность - в том, что поют и слагают стихи про Донбасс. И никому нет дела, какие это песни и стихи. Только публика отторгает.

Очень опасная дорожка. Я прямо поражена, что Захар Прилепин с его талантом пошел на это. На сознательное уродование культуры. Мало, что по разным причинам лишились множества ее деятелей и дельцов, из которых не все были либеральными конъюнктурщиками и результатом работы междусобойчика. Нет, надо через силу пихать людям посредственную, но правильную культуру. Недостаточно, что они не будут потреблять "вредную" - надо насаждать полезную, чтобы так обеспечить этим полезным человечкам тиражи, премии, гонорары?

Агитбригады, стенгазеты, боевые листки были всегда. Но они так всегда и назывались. Шолохова вровень с плакатистами не ставили. А вы хотите всех вместе в большую культуру

Не поверите, но и этого мало. Увы, теперь Захар Прилепин (чьи книги я, между прочим, все читала внимательно, я даже прочитала биографию Шолохова, а "Собаки и другие люди" местами даже перечитывала) уже стыдит нас за то, что мы читаем и смотрим и иностранцев, которые нас не поддерживают. Написал про Стивена Фрая. Что тот съездил в Киев и похвалил украинцев. И еще открытый гей. Захар Прилепин возмущен, что мы смотрим фильмы Фрая и читаем его книги

Я не знаю, как к вам, Захар, обращаются лично те, кто с вами не знаком. Евгений Николаевич? Давайте так, Евгений Николаевич. Скажу, что я глубоко потрясена произошедшими в вас переменами и считаю, что вы переходите к настоящему вредительству. Не знаю, что в вас такое зародилось или кто, но это что-кто заглушает в вас голос писателя и гуманиста.

Наша страна не запрещала немецкую или австрийскую культуру ни после Первой, ни после Второй мировых войн. У нас не запрещали Вагнера и Ницше. Издавали множество пособников нацистов, например, Гамсуна. Это плохо? В Израиле Вагнер запрещен. И что? Может, потому и запрещен, что они озверели? Или озверели, потому что все запретили?

Вы хотите полной нашей изоляции и темноты? А какова истинная цель? Вы и впрямь желаете, чтобы страна питалась исключительно правильной отечественной культурой? Или просто рассчитываете, что так больше достанется присоседившимся к вам соратникам, коих вы прямо или опосредованно кормите немало? Или это месть? Там ваши книги не переводят - давайте и мы в ответ прозвереем?

Это ужасно. Ну что, что Фрай гей и был в Киеве? Не смотреть его скетчи? Никаких новых книг Фрая у нас не издают, фильмов не показывают. Не смотреть старые?

Кого еще не смотреть? Не читать Кинга - мы этот совет уже слышали. Я, если что, и так не читаю. Но совет меня возмущает. Кого читать людям? Караулова с А. Пелевиным? Так народ их отторгает.

Зачем читать Фрая? Ну, скажем, на первый взгляд незачем, книжки так себе, интересны только автобиографии. Однако тот, кто читал в том числе Фрая, может адекватно оценить место в литературе модного нашего современного магического реализма. Ну, грубо говоря, читать его надо, чтобы потом знать, сколько вторична и отстала Букша с "Чуров и Чурбанов" и даже "Чагин" Водолазкина. Надо читать, дабы знать, что все это уже было. Не останется людей, которые читают - породим снова вторичное.

Понимаю, что было бы странным, если бы он к нам приехал снова снимать фильм. Но он и не едет. Да и когда приезжал, было много пользы от встречи с ним. Я уже писала

Считаю, что Милонов тогда смотрелся выигрышно. И его встреча с Фраем, беседа с ним на английском не позволила изобразить Россию темной и средневековой. Между прочим, спустя 11 лет можно увидеть, что ошибался Фрай. В коротком фрагменте разговора Фрая с Милоновым писатель, называя Милонова сумасшедшим, говорит о своей стране: "Мы же не сумасшедшие, мы не собираемся рассказывать о геях в садиках". Прошли годы, в садиках у них теперь рассказывают и не такое. Эта фраза попала в большой фильм Фрая о его поездке в Россию и теперь широко обсуждается в самой Великобритании, где народ не очень-то доволен положением дел. А поймать активиста Фрая получилось лишь потому, что мы были открытыми, потому что Милонов тот же умудрился не воротить нос, а выучил английский, встретился с Фраем. Сейчас все это, конечно, не представимо. И мне немного жаль.

Я не понимаю, почему писателю приходит в голову намекать на постыдность чтения книг другого писателя, которые он написал сто лет назад, при этом у нас, к примеру, в стране свободно проходят круглые столы, конференции, приемы представителей иностранных спецслужб, дипломаты встречаются в центре Москвы, чтобы обсудить, как нам сильнее навредить. Этим бы занимались. Требовать читать вместо Фрая Караулова и раздавать госнаграды певцам лишь за то, что они активно "за" - это несерьезно.

И чрезвычайно опасно. У нас уже было время, когда вместо Булгакова читали писателя Сафронова. Хотите повторить?

Май 2024, член "Союза 24 февраля" Ольга Погодина-Кузмина говорит на Книжном салоне: "Мы не хотим, чтобы над каждым литератором стоял комиссар с наганом". Июнь 2024, Миронова отвечает: "Вместо комиссара с наганом у вас будет Левенталь с бутылкой, распределяющий блага между теми, кто с ним на "ты". Июль 2024: все похоже на то, что комиссаром с наганом готов стать Захар Прилепин. Подумайте о бессмертии, Захар. Если сделаете еще шажок в сторону обязательной культуры, вы войдете в историю только этим. В отличие от вас, я учила историю литературы не заочно. Я точно знаю, что так будет. Очнитесь

Поэты нынче в каждом утюге - публика не успевает уворачиваться. В чем просчет Прилепина
Анастасия Миронова19 июля 2022
Час от часу не легче: вместо Орбакайте и Лазарева на "огоньки" предлагают Чичерину и Юту
Анастасия Миронова19 декабря 2023