Латвийские международные перевозчики хотят и дальше возить грузы в (из, через) Россию. Для этого им нужны разрешения на провоз грузов - "дозволы". Перевозчики утверждают, что процесс их получения блокирует министр сообщения Каспарс Бришкенс - по политическим мотивам, не считаясь с тем, что без российского рынка отрасль умрет.
"Дозвол" преткновения
Российские автоперевозчики сейчас въезжать в Латвию не могут. Для въезда в РФ, чтобы провозить не подпавшие под санкции грузы, а также для транспортировки грузов через территорию РФ в (из) третьи страны, водителям-дальнобойщикам из Латвии на каждую поездку необходимо специальное разрешение.
"Дозволы" выдает латвийская Автотранспортная дирекция на основании договоренности с российской стороной. При прошлом министре сообщения Талисе Линкайтсе разрешения на проезд выдавались, несмотря на сложную политическую обстановку. Сейчас выданные "дозволы" кончаются, а по новым вопрос не решается.
Как говорит член правления профессиональной ассоциации Latvijas Auto Александр Черкасов, каждую неделю только из Риги в направлении восточной границы едут порядка тысячи фур. Больше половины из них - с крепким алкоголем.
"Два месяца мы пытались достучаться до министра Бришкенса, чтобы обмен (с Россией) "дозволами" продолжился. Российская сторона подтвердила, что готова передать разрешения, но министр против того, чтобы делать официальный запрос", - изложил ситуацию Черкасов.
Литва хлопает в ладоши
По его словам, теперь вся латвийская отрасль, связанная с грузоперевозками Европы в Россию и Азию, остановится, но грузы через границу Латвии будут свободно вывозить литовские дальнобойщики - у них есть разрешения до конца года.
"Получается, что наш министр закрывает границы только для своих. Я понял бы, если бы решение не работать с Россией касалось всех. Ну закрыли бы все границы - и все тут. Но этого нет. Мы работаем строго в рамках закона. А литовцы уже хлопают в ладоши… То есть у нас "убивают" конкретно своих. И этого я не понимаю", - возмущается Аркадий, владелец компании-перевозчика TSL Logistic.
РФ разрешения выдала
По данным Автотранспортной дирекции, сейчас на российском рынке работает 21,4% всех международных грузоперевозчиков, имеющих лицензию в Латвии (или 4690 компаний). Представитель дирекции Виктор Закис объяснил, что в прошлом году Латвия получила 85 500 российских разрешений на международные автоперевозки. Из них перевозчики выбрали (реализовали) 45 059, остальные "сгорели".
По соглашению между Министерством сообщения Латвии и Министерством транспорта РФ, достигнутому в конце прошлого года при посредничестве МИД Латвии и участии посольства Латвии в Москве, произошел обмен разрешениями на международные автоперевозки в 2024 году в размере четверти годовой квоты. Латвия получила 28 500 российских разрешений, и все они уже выданы перевозчикам. При таком алгоритме получения каждый "дозвол" обходится перевозчику в 11,8 евро.
Министерство против
Министерство сообщения Латвии утверждает, что значительная часть грузовых международных автоперевозчиков, которые работали в направлении России и Беларуси, переориентировались, а "развитие делового сотрудничества с Россией не оправдано ни с точки зрения транспорта, ни с точки зрения национальной безопасности".
"В Минсообщения согласны с мнением МИД о том, что дальнейшее сокращение экономических связей с Россией отвечает интересам безопасности Латвии. МИД последовательно призывал латвийских бизнесменов прекратить сотрудничество с Россией", - говорится в сообщении ведомства.
Министерские чиновники заявили, что ни латвийская, ни российская сторона не проявили официально инициативы об обмене разрешениями на второй и третий квартал 2024 года. При этом любые индивидуальные договоренности перевозчиков с российской стороной не могут считаться законными, подчеркнули в ведомстве.
Если Россия (по аналогии с Беларусью на данный момент) введет возможность приобретения разрешений на границе, то латвийским перевозчикам придется платить за каждую поездку около 300 евро (против нынешних 11,8).
Масштаб кризиса
Черкасов считает, что если новые "дозволы" не появятся, в той или иной мере пострадает вся отрасль, в которой в Латвии задействовано порядка 100 000 человек.
"Кроме дальнобойщиков, это работники складов, логисты, менеджеры, механики и т. д. Только одна фирма Kreiss - это 2800 человек. Больше, чем в airBaltic! Все они должны пойти на биржу? А вы знаете, сколько транспортников в Латгалии? Мы говорили со Службой госбезопасности о том, как опасно оставить без рабочих мест этот регион..." - рассказывает Черкасов.
По его словам, после кризиса в транспортной отрасли в латвийской экономике образуется огромная брешь.
"Тот же лизинг за машины нечем будет выплачивать. Мы используем платные бухгалтерские программы, платим за бортовые устройства по отслеживанию машин, проезд по нашим дорогам - это 11-12 евро в сутки в бюджет, на которые Latvijas ceļi содержит дороги", - подтвердила руководитель компании Padeks Евгения.
Без России - никуда
Владелец другой компании Аркадий говорит, что всегда старался диверсифицировать бизнес и работать на разных направлениях, но полностью отказаться от восточного - невозможно:
"Я 30 лет в отрасли, боролся за каждого клиента, а мне говорят - выметайся с рынка. Да наше место займут за 5 минут... Что такого незаконного мы делаем?! Мы не торгуем проститутками, не возим "контрабас" (контрабанду - ред.) - только неподсанкционный товар. Каждую машину проверяет латвийская таможня…"
В компании Павла, еще одного перевозчика, - 15 работников, преимущественно нерезидентов ("местных не найти"). По его словам, он платит в месяц около 7000 евро налогов. В запасе осталось всего четыре "дозвола", и потом стоп.
"Нас и так подкосили санкции, но если машины остановятся, это уже выстрел в голову..." - признается предприниматель.
Черкасов объясняет, что те в Латвии, кто мог переориентироваться на другие направления, уже сделал это - полностью или частично.
"В Западной Европе нас особо никто не ждет - там огромная конкуренция. И красивая европейская работа большинства латвийских автоперевозчиков - это отчасти миф. Да, они красиво привозят из Европы на склад в Латвию товар (тот же алкоголь), но потом-то куда этот товар отправляется? В российском направлении. Латвии столько не выпить", - говорит Черкасов.
Затратная Азия
Часть латвийских автоперевозчиков пытается использовать юго-восточные коридоры для перевозок в Грузию, Армению, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. Но географическое положение Латвии делает затраты в этом коридоре намного выше, чем у автоперевозчиков Центральной Европы, и конкурировать с ними сложно.
"Возить грузы в Азию без проезда по России просто невыгодно", - подчеркнул Черкасов.
На конец июля 2024 года дирекция выдала 536 разрешений на перевозки в Азербайджан, Армению и Грузию. Число перевозчиков, использующих этот транспортный коридор, составляет примерно 1% от всех международных грузоперевозчиков, лицензированных в Латвии.