Найти тему
Sputnik Латвия

Стоять - 2 недели: в Латвии жалуются на очереди на границе с РФ

Оглавление
Дальнобойщики вынуждены подолгу ждать на границе © Sputnik / Евгения Новоженина
Дальнобойщики вынуждены подолгу ждать на границе © Sputnik / Евгения Новоженина

На границе Латвии с Россией и Беларусью выстроились большие очереди из грузовиков, рассказал глава ассоциации перевозчиков Latvijas Auto Александр Поцилуйко.

"Те перевозчики, которые везли грузы в РФ и Беларусь, допустим, через Украину - из Сербии, Венгрии, болгарские перевозчики - они все едут сюда. Потому что через Украину сейчас проезда никакого нет, а границы Польши и Беларуси тоже в основном закрыты. Они все едут через наши две оставшиеся границы, которые открыты с Российской Федерацией. В связи с этим там очень печальная, критическая ситуация", - сказал Поцилуйко.

Сейчас на латвийско-российской границе открыты два КПП: "Терехово" / "Бурачки" и "Гребнево" / "Убылинка", на латвийско-белорусской - и вовсе один - "Патерниеки" / "Григоровщина".

По словам Поцилуйко, водители фур жалуются, что вынуждены стоять в очереди на границе Латвии с Россией и Беларусью по 12-15 суток.

Издержки русофобии

Прохождение восточных границ Латвии серьезно замедляют проверки груза - каждую машину обыскивают на предмет провоза товара из санкционных списков.

Таможенное управление Службы госдоходов недавно отчиталось о своих успехах в сфере борьбы с нарушениями санкций против восточных соседей. За первый квартал текущего года таможенники предотвратили 1863 таких случая, тогда как за весь прошлый год попыток нарушить санкции было выявлено 2175.

В начале мая руководители таможенных органов Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и Польши подписали соглашение, суть которого состоит в применении единых мер контроля при реализации санкций Евросоюза против РФ и Беларуси. Таможни пяти стран будут теперь регулярно сверять списки запрещенной к провозу номенклатуры товаров и делиться друг с дургом способами борьбы с нарушителями санкций. Перевозчики обоснованно опасаются, что такие меры еще больше увеличат время нахождения транспорта на границе.

Больная точка

В ассоциации считают, что процесс прохождения границы можно значительно ускорить, если ввести электронную очередь.

"Это наша больная точка уже много лет. Мы с этой инициативой выступали, даже предлагали сами эту программу финансировать. Такая программа работает у всех - у финнов, у эстонцев, у литовцев, у белорусов", - отметил Поцилуйко.

Система электронной очереди работает так: сначала на специальном портале водитель заполняет бланк, в котором указывает номер авто, прицепа и экспортной декларации. Система, обработав данные, выдает конкретной машине день и время пересечения границы.

Водители ждут по две недели, что попасть на КПП "Терехово" © Sputnik
Водители ждут по две недели, что попасть на КПП "Терехово" © Sputnik

"Водитель приезжает, скажем, за 3 часа до нужного момента. Он не стоит там сутками, он просто приезжает когда надо, а до того может заниматься другой работой на территории Европы или просто сидеть дома", - объясняет эксперт.

Экипаж с талончиком

На данный момент в Латвии есть система очереди на границе, однако она "из прошлого века".

"Машина подъезжает к очереди, потом к ней подъезжает пограничный экипаж, который выписывает талончик, вписывает номер машины, номер прицепа, фамилию водителя", - описал работу системы Поцилуйко.

Специалист подчеркнул, что такая схема крайне неудобна, поскольку водитель никуда не может отъехать после того, как ему вручили талончик.

"Плюс государство несет большие расходы. Я общался вчера с дорожными службами - у них в год уходит на уборку только вот этих приграничных территорий 100 тысяч евро. Пограничная охрана только на вот эту функцию выписывания талона и его доставки тратит 120 тысяч. Это же никому не нужные расходы", - возмущается Поцилуйко.

Латвийский КПП "Гребнево" © Valsts robežsardze
Латвийский КПП "Гребнево" © Valsts robežsardze

"Можно направить ресурсы в правильное русло, сделать нормальную систему, которая уже есть [в других странах], сделать терминалы…" - добавил эксперт.

Осторожно, Латвия закрывается

Напомним, Москва осенью прошлого года установила определенный порядок въезда в Россию для граждан Украины: наземным путем - только через автомобильный пункт пропуска "Лудонка" в Псковской области (сопредельный пункт в Латвии - "Виентули").

В связи с этим латвийские власти приняли решение закрыть КПП "Виентули" и "Педедзе" на границе с РФ. Оба они перегорожены бетонными блоками и не работают с середины октября. Действующими остаются только два погранперехода - "Терехово" / "Бурачки" и "Гребнево" / "Убылинка".

КПП "Силене" / "Урбаны" на границе с Беларусью был закрыт латвийской стороной месяцем раньше - в сентябре прошлого года - под предлогом борьбы с незаконными мигрантами. Официально Беларусь была предупреждена всего за два часа до предстоящего закрытия. При этом бетонные блоки и колючую проволоку на погранпереход начали свозить еще за несколько дней до официального заявления.

Так Латвия забаррикадировала закрытый КПП "Силене" на границе с Беларусью © Sputnik
Так Латвия забаррикадировала закрытый КПП "Силене" на границе с Беларусью © Sputnik

По последним данным ФТС России, в пункте пропуска "Терехово" / "Бурачки" в очереди сейчас стоят 1030 грузовых автомобилей, в "Гребнево" / "Убылинке" - 700. По информации ГТК Беларуси, очередь на КПП "Патерниеки" / "Григоровщина" составляет 460 фур.

***

Между тем ФТС России запланировала провести реконструкцию ряда пунктов пропуска. В том числе отремонтируют и "Убылинку" / "Гребнево". Работы начнутся в будущем году и могут вызвать затруднения при пересечении границы, предупредили в службе.