Иногда случается так, что символом музея становится археологическая находка, чем-то отличающаяся от других и вызывающая, в связи с этим, повышенный интерес. Так произошло с одним из горгиппийских светильников.
Керамические осветительные приборы – открытые и закрытые светильники и плошки – довольно частая находка при раскопках античных городов. Древнегреческий или древнеримский светильник – это обычно приплюснутый сосуд с ручкой и носиком. Емкость светильника заполнялась оливковым маслом, в носик продевался фитиль из веревочки или скрученного жгутом обрывка ткани. Когда фитиль пропитывался маслом, его выглядывающий из носика кончик поджигали. Зародившийся язычок пламени был способен осветить часть жилища. За небольшую ручку светильник могли переносить, перемещаясь в темное время суток по дому.
Обломки самых древних светильников археологи обнаружили в Горгиппии рядом с остатками жилищ первых греков-переселенцев, основавших на месте Анапы в конце VI в. до н.э. свою колонию. Они покрыты черным лаком, нередко имели несколько рожков для фитилей и вертикальную втулку для крепления на деревянной подставке. В римское время светильники покрывали красным лаком. Их щитки были украшены рельефными изображениями животных, растений, плодов, театральными масками, иногда – фигурами богов и жанровыми сценами. Встречаются в Горгиппии и грубо вылепленные светильники из темно-серой, почти черной глины. Ими пользовались переселившиеся в античный полис варвары – скифы, меоты, сарматы.
Древние с почтением относились к светильникам. Ведь они давали свет, создавали уют в доме. Недаром на одном из античных светильников, хранящемся сегодня в Государственном Эрмитаже, археологи прочитали: «Я светильник. Я свечу хорошим людям».
Находят светильники и в погребениях. Похоже, древние эллины считали, что путь душ умерших в подземное царство Аида пролегает через тьму, и им нужно будет освещать себе дорогу.
Светильник, ставший символом Горгиппии, был найден в первый год раскопок на месте будущего заповедника «Горгиппия», производившихся Анапской археологической экспедицией под руководством И.Т. Кругликовой. Он обнаружен под завалом раскрошившихся от огня сырцовых кирпичей в помещении, которое археологи считают мастерской горгиппийского гончара. Неподалеку в 1958 г. были исследованы остатки гончарного горна, а на полу помещения рядом со светильником были найдены и другие образцы продукции античного мастера: керамические сосуды, терракотовые статуэтки, большая партия глиняных грузил с клеймами заказчиков. Обнаружены здесь железные инструменты мастера, а также глиняная форма для изготовления статуэтки сидящей в кресле богини.
Светильник сразу привлек внимание своей необычной формой. Подобных больше неизвестно. Он был сделан вместе с высокой, гофрированной, сужающейся кверху подставкой. За эту подставку в древности его было очень удобно переносить. А поставленный на стол светильник, благодаря подставке, становился выше и освещал большее пространство.
Горгиппийский светильник обладает изящными пропорциями. Это не просто осветительный прибор, а еще и украшение интерьера. Сам светильник очень небольшой, в него можно было поместить лишь несколько десятков грамм оливкового масла. Небольшого язычка пламени хватало, чтобы вырвать у тьмы лишь небольшой клочок личного пространства жителя античной Горгиппии. Или жительницы.
Необычная находка быстро получила известность. Изображение светильника появилось на страницах отечественных учебников археологии в главах, посвященных античным городам Северного Причерноморья. Его фото и краткое описание можно увидеть в книге И.Т. Кругликовой «Синдская гавань Горгиппия. Анапа» – первом научно-популярном издании по археологии Анапы, обобщающем итоги первых десятилетий раскопок древнего города.
Поступивший в коллекцию Анапского музея светильник вскоре стал восприниматься как его символ. В середине 1980-х годов на память о посещении Горгиппии гости Анапы могли приобрести в кассе значок с изображением светильника и надписью «Анапа. Археологический музей». Возможно, у кого-то такой значок до сих пор хранится в домашней коллекции. Позднее популярным сувениром из Анапы стала керамическая копия горгиппийского светильника. Изображение светильника украшает обложку первого сборника научных трудов сотрудников Анапского археологического музея, изданного в 2000 году.
Раскопки Горгиппии продолжаются. В фонды Анапского археологического музея поступают все новые и новые находки. Какие из них станут в будущем символами Анапского музея, решит только время. Время, которое хранит музей.
А.М. Новичихин, старший научный сотрудник Анапского археологического музея, кандидат исторических наук.