Найти тему

Психолог, учитель в школе и начальник на работе. Что между ними общего?

Мы все когда - то были детьми, все мы учились в школе. Все мы получали оценки. И домашние задания.

Вот скажите не задумываясь, по памяти. В каком случае хотелось больше выполнять дома уроки: когда вы знали, что учитель их точно проверит или когда знали, что "Училка всё равно не проверяет"?

А потом мы выросли, стали ходить на работу. На первых работах у каждого из нас наверняка были начальники. Так вот, представьте, вы узнали, что на следующий неделе ваш начальник уходит в отпуск. Что вы подумаете: "Ну наконец - то можно будет расслабиться, передохнуть" или "Вот здорово, буду усерднее работать!"?

Сейчас поймете, к чему это я всё.

У человека проблема. Нешуточная - тревожное расстройство, например. Что делает человек? Он начинает думать как себе помочь.

И он прав. Помочь себе надо. С тревожным расстройством жить не годится. Как он будет себе помогать? Добавляйте, если что - нибудь тоже вспомните.

Он будет искать литературу по самопомощи, читать статьи, смотреть рекомендованные ролики, посещать психологические форумы для обсуждения своей проблемы и отыскивать ее решение. Ему дадут рекомендации, список литературы. Он поблагодарит, вдохновится, отравится внедрять в жизнь полученную информацию.

Но вот, спустя время он снова - здорово с тем же вопросом: Как побороть тревожность?

Ему снова пишут: почитайте то, послушайте это. Поделайте такие - то упражнения. И надо сказать, советы порой и правда действенные.

Но почему не действуют?

А дело в том, что у человека, который желает самоисцелиться, нет карающего и надзирательного органа.

Вспоминайте школу и работу. Нам важно, чтобы нас контролировали. Нам хочется, чтобы нас оценивали. Нам необходимо стать центром внимания для кого - то, кто мог бы сказать "Ты - молодец!".

Это не единственная причина, почему книги и упражнения по самопомощи не помогают так, как хотелось бы. Как и не единственная причина того, для чего всё же нужен специалист для лечения. Но эта причина очень важная.

Я работаю в подходах, которые предполагают выполнение домашних заданий. От части по этой причине люди лечатся быстро. Для них психотерапия происходит фактически каждый день. А не от встречи к встрече.

Да, сессии происходят раз в неделю, если это Когнитивно - Поведенческая Терапия (КПТ) или раз в 2 недели, если это Краткосрочная Стратегическая Терапия (КСТ). И там, и там - домашние задания.

От того, как будут выполнены так называемые уроки, зависит очень и очень много. Потому без мотивации к выполнению не обойтись.

Так вот, если человек знает, что к следующей встрече он должен принести 14 писем с определенным содержанием по своей проблеме, ему проще будет писать, чем если бы он взялся писать те же письма самостоятельно, вычитав об этом в каком - то источнике. Ведь всегда можно не сразу начать и отложить, день пропустить. В общем, схалтурить.

По той же причине я стараюсь, чтобы следующая дата была назначена в конце встречи, а не когда "Я вам потом напишу". Рамки крайне важны для эффективности лечения!

Человек знает, что он придет, например, ровно через неделю и будет отчитываться. Да, это может быть звучит и выглядит несколько диррективно. Но абсолютно точно - эффективно. А по - моему - это главное!