Всем доброго времени суток. Сегодня я хотел поделиться с вами мыслями одного моего хорошего друга из Ярославля.
Его зовут Михаил, и он верующий человек, но он считает, что в его родном городе слишком много храмов. Я поговорил с ним и удивился его мнению.
Ярославль – город с тысячелетней историей. В городе действительно много старых православных храмов.
Все дело в расположении: он был основан на пересечении торговых путей, поэтому местные купцы возводили множество храмов, чтобы в делах везло, да и состояние показать.
Мой друг рассказывает, что до нашего времени на территории области сохранилось множество храмов, но к сожалению, этого не ценят. При том, что в городе огромное количество старых церквей, в 21 веке возвели еще несколько, хотя некоторые находятся в плачевном состоянии.
Столько уникальных строений гибнут на глазах! – жалуется Михаил. Действительно, реставрация требуется, но не на все хватает бюджета и даже пожертвований. Несмотря на то, что некоторые храмы делают музеями и собирают с туристов деньги, это не покрывает колоссальных расходов на реставрацию зданий и фресок.
То, что со временем постройки разрушаются – вполне закономерный процесс, но на обслуживание нужны деньги. А откуда их взять, если по большому счету храмы пустуют? Да, туристам интересно, но пожертвований каждому не хватает. Возможно, если бы концентрация на один храм прихожан была выше, то и обслуживать его было бы легче. Но их в городе много и каждому так или иначе требуется помощь.
Зачем далеко ходить за примерами? Церковь Иоанна Предтечи, которую все мы видели на купюре номиналом в 1000 рублей требует ремонта, и если верить смете, то нужно не менее миллиарда рублей. Суммы огромные, и это не единственный храм, который требует внимания. На данный момент храм недействующий, используется как музей и охраняется как памятник архитектуры.
Так зачем торопиться возводить новые, если старые страдают? Это уникальные памятники архитектуры, каждое строение – единственное в своем роде. В селах ситуация еще хуже, без слез не взглянешь. Фрески «съедает» плесень, торчат голые кирпичи, иконостасы пустуют.
Какое может быть решение у проблемы разрушающихся церквей? При любом раскладе найдется тот, кто будет недоволен, оскорбится и обидится. Друг говорит, что смотреть на обветшалые храмы больно. Он считает, что если бы церквей в области было меньше, то их состояние было бы проще контролировать и приводить своевременно в порядок, но нам досталось большое наследие и нужно вопрос решать.
Некоторые берут все в свои руки, другие ждут у моря погоды. Как показывает практика, даже если сдать храм под коммерческие нужды это не помогает спасти его от разрушения полностью, нужны колоссальные средства из программ и фондов.