Ирина стояла с фотографией в руках и едва сдерживала слезы. Как теперь жить? Неужели она совсем не знает своего Пашку? Когда он успел стать таким чужим? Ведь они всю жизнь вместе…
***
Ирина и Павел поженились сразу, как только им исполнилось по 18 лет. Не разлучались они с того самого 1 сентября, когда первая учительница, Лидия Степановна, посадила их за одну парту. Так что к выпускному Пашка Комаров и Ирка Скулкина знали друг друга как облупленных, ценили и уважали все лучшее, что было в них, закрывали глаза на недостатки.
- Ир, а давай поженимся, когда школу окончим, - еще в шестом классе предложил Пашка.
- Вот еще. Ты мой друг, а на друзьях не женятся, - свысока (в прямом смысле) ответила Ира. Девочка была на голову выше Паши, но к выпускному уже он смотрел на нее сверху вниз. А потому повторил предложение.
- Давай поженимся, когда 18 исполнится?
- Ох, и надоел же ты мне, Комаров! – картинно отмахнулась Ира. – То контрольную дай списать, то замуж выходи. Может, и детей сразу родить? А? Что на это скажешь?
- Ну Ира! Я же серьезно!
- Хорошо. Поступишь на иняз – поженимся в октябре. Главное, чтобы родители не были против.
- Да что ты! Моя мама не нарадуется на тебя! Говорит, что лучшей невесты ее единственному сыночку не найти!
В октябре Ирка Скулкина стала Ириной Комаровой. Родители молодых давно смирились, что между их детьми – любовь. Та самая, которая бывает в жизни раз. И не мешали им. Честь обе семьи, конечно, блюли, но лишь до свадьбы. А дальше – пусть дети сами разбираются.
Комаровы с легкостью выучились, получили профессию, нашли работу. Павел устроился в хорошую компанию переводчиком, много ездил по стране с начальством. Его ценили и уважали. Ирина несколько лет преподавала в школе, а потом окончила модные курсы по флористике. В школу не вернулась: решила заниматься цветами. С цветов-то все и началось.
***
- Букет готов?
- Подожди немного, сейчас вынесу.
- Ириш, поторопись! Тут же целая очередь именно к тебе!
Перед 1 сентября у флористов всегда было много работы. Вот и сегодня Ирина с самого раннего утра готовила новые и новые букеты. Благо, срочные заказы успела собрать накануне. Теперь нужно было сделать несколько цветочных композиций для тех клиентов, которые все оставляют на последний момент. Таких, как Алла, бывшая одноклассница. Девушка много раз покупала у Ирины букеты, рассказывала о тех, кому их подарит. И частенько заходила через день-два после торжества, показывала фото с радостными улыбками и цветами от Ирины. Позже некоторые улыбающиеся люди с тех фотографий становились постоянными клиентами. Один из них был ювелиром. Элегантный немолодой мужчина раз в неделю заказывал авторские композиции для своей супруги.
- Ирочка, ваши букеты шедевральны! Уж поверьте, я знаю, о чем говорю!
- Игорь Анатольевич, спасибо огромное. Могу я вас кое о чем попросить?
- Конечно, золотце мое, все что в моих силах… - мужчина склонил голову и улыбнулся.
- Хочу подарить кольцо очень дорогому для меня человеку. Сейчас нарисую черновой эскиз. Он как-то говорил, что давно мечтает о таком украшении. Можете сделать?
- Разумеется! – Игорь Анатольевич рассматривал торопливый рисунок и продумывал, как это воплотить в жизнь. - И скидку хорошую вам сделаю. Но – с одним условием. С вас – фото этого важного для вас человека – с кольцом. Договорились?
- Конечно!
Паша радовался как ребенок, когда жена вручила ему кольцо в виде дракона, обвивающегося вокруг пальца. Чешуя на теле дракона блестела, зубы в пасти были остры, а в глазах, словно пламя, переливались красные камешки.
***
- Ирка, это потрясающе! Ни разу такого не видел!
- Разумеется, не видел. Оно одно такое, на заказ делала!
- Передай мастеру, что он – волшебник!
- Сам передай: сейчас фото сделаем. Вот так… подними руку чуть выше.
Через три дня Игорь Анатольевич зашел за новым букетом, и Ирина показала ему фото. На снимке Комаровы улыбались, и довольный Павел демонстрировал кольцо.
- Это вы с братишкой на фотографии?
- Я с мужем.
- Как это с мужем? Точно? – переспросил Игорь. - Но как такое может быть? Я его знаю - это супруг моей соседки?
- Игорь Анатольевич, это вы ошибаетесь, потому что мужчина на снимке – мой муж!
- Ирина, один из нас явно заблуждается. Но я вам докажу, что я говорю вам правду и человек на фото ее супруг!
***
Ирина не знала, как ей быть. Спросить мужа в лоб, не женат ли он на ком-то еще? Но как вообще такое может быть? Дождаться доказательств от Игоря Анатольевича? Или, может, сразу подать на развод? Последнее она всегда успеет сделать, но сначала нужно разобраться.
Дома Ирину ждала тишина и пустота.
«Солнышко, начальство внезапно назначило переговоры, самолет через два часа. Нужно лететь. Извини, что все планы на выходные разрушил. Вернусь – наверстаем!» - такую записку обнаружила Ирина на столе. Жаль, не удастся поговорить с мужем и выяснить, нет ли у него второй жены.
Командировка затянулась: обычно муж возвращался через два дня, а в этот раз позвонил и заявил, что начальство никак не может найти компромисс, поэтому вернется он только в конце недели. Всю неделю женщина была как на иголках: в командировке ее муж или у соседки Игоря Анатольевича.
- Ирочка, золотце, здравствуйте. Вот, смотрите, я сфотографировал мужа соседки, - ювелир пришел, как всегда, утром в пятницу.
- Давайте посмотрим.
- Конечно! Вот, смотрите, двор нашего дома, три снимка, специально сделал, чтобы было понятно, где я сфотографировал вашего мужа. А вот и он сам.
- Этого не может быть! – Ирина схватилась за сердце. – Пашка… он же говорил, что на переговоры с начальством полетел!
- Может, и на переговоры, но явно не с начальством. Э-э-э, вы что мне тут, плакать удумали? Ну-ка давайте вытирайте свой потоп… - протянул он ей платок.
Ирина все смотрела и смотрела на фото. На Паше была та самая рубашка, которую она купила месяц назад, его любимые джинсы. Но вместо взлохмаченных кудрей, в которые ей так нравилось запускать пальцы, аккуратная стрижка. Надо же, еще и подстригся…
***
Павел вернулся домой вечером в пятницу. Зашел тихо, не стал включать свет, чтобы не разбудить жену. В спальне его ждал неприятный сюрприз. Ира сидела на краешке кровати и плакала.
- Как ты мог? Неужели ты забыл, как во втором классе мы поклялись друг другу быть всегда честными!
- Солнышко, а что происходит? – Павел растерянно смотрел на рыдающую супругу.
- Я все знаю! У тебя есть вторая жена!
- Вторая… кто? Жена? Ирка, ты чего? Вообще-то у нас запрещено двоеженство! – пытался отшутиться Павел. – И вообще, с чего ты это взяла?
- Вот! Вот с чего! Смотри, на этом фото ты с другой женщиной! В той самой рубашке, которую я… - Ирина разрыдалась еще сильнее.
- Этого не может быть! – Пашка стоял посреди спальни именно в этой рубахе.
- Да? А рубашка-то на тебе! Предатель!
Ира схватила стакан, стоявший на тумбочке, и только хотела отрихтовать им стену, как вдруг заметила важную деталь. Волосы. Они снова стали длинными. Но как? Ведь снимок Игорь Анатольевич сделал в то время, когда Паша уже подстригся. Волосы не могли так сильно отрасти!
- Скажи, на тебе парик? – осторожно спросила Ирина.
- Ир, ты там боярышника случаем по поводу выходных не тяпнула? Какой парик? Я тебе что, девчонка, парики таскать?
- Тогда как ты объяснишь это? – еще раз ткнула в фото Ирина.
- Да не знаю, не знаю! – уже начинал заводиться мужчина. – Что это вообще за ерунда?
Оба смотрели на фото и не могли понять. Ирина – как у Пашки отросли волосы. Павел – как он мог оказаться на фото, если всю неделю ездил с начальством по переговорам.
- Может, у автора фото спросим?
- Хорошо, я напишу ему сообщение.
***
Утром у Ирины был адрес «второй жены» Пашки. И она, набравшись смелости, поехала туда. Точнее, ее повез на машине Павел.
- Кто там? – ответил издалека певучий женский голос, и Ирина сняла палец со звонка. – Вы ко мне?
- А к кому же еще, воровка! – перед Ирой стояла очень красивая женщина ее возраста. Ухоженная, спокойная, видно, что супруг ее холит и лелеет. Впрочем, сама Ира выглядела не хуже. Даже свежее.
- Постойте, я ничего никогда ни у кого не крала, - развела руками хозяйка квартиры.
И вдруг обе женщины посмотрели друг на друга с ужасом. Из глубины квартиры и с лестничной площадки один и тот же голос произнес:
- Солнышко, у тебя все хорошо?
А потом один и тот же мужчина в серо-голубой рубашке и синих джинсах вышел из комнаты и приобнял хозяйку квартиры. И одновременно он поднялся по лестнице и приобнял Ирину. Женщины завизжали, вырвались и, словно ища поддержки друг у друга, взявшись за руки, побежали на кухню и закрыли дверь.
- Ты кто? – спросили одинаковые мужчины друг у друга.
- Я – Павел, - ответили одинаковые мужчины друг другу.
Впрочем, нет. Они не были одинаковыми. Тот, что стоял в квартире, был чуть пониже ростом и чуть полнее. Волосы коротко стрижены. Тот, что стоял в подъезде, был чуть выше, с более длинными волосами и кольцом-драконом на пальце правой руки.
- Комаров? – спросил Иркин муж.
- Да, Комаров, - ответил второй мужчина.
- А почему мы так похожи?
- Кажется, я понял… Твоего отца случайно не Владимиром зовут?
- Откуда знаешь?
- О, как тесен мир! Заходи, дружище!
***
Лена (так звали хозяйку квартиры) и Ира колдовали на кухне. Они уже посмеивались над какими-то своими шутками. А два Павла сидели в зале и листали фотоальбом.
- Смотри, вот мой отец, Дмитрий. А вот – твой, Владимир. Они – близнецы. Мне мать рассказывала, что в юности оба влюбились в одну и ту же девушку. Даже дрались за нее. Ссорились.
- Это твоя или моя мама? – уточнил муж Ирины.
- Нет, та девушка заявила, что братья ей не нравятся. А наши отцы поругались и уехали в разные стороны. Ты где родился?
- Я? – муж Ирины никак не мог поверить в реальность происходящего. – На Дальнем Востоке. А ты?
- А я в Крыму. Там вырос. Наши отцы не общались все это время. А нас назвали в честь деда.
- Как ты сюда попал?
- После института по распределению. А ты?
- Отец – военный, его сюда перевели. Так и остались.
Ирина и Елена смотрели на своих мужей и только головами качали: мужчин было действительно очень сложно отличить друг от друга. Да еще и тезки они! К счастью, родились в разные дни. Муж Елены был на полтора месяца старше. В этот же день же обе женщины позвонили свекрам и попросили срочно приехать.
- Вовка?
- Димон?
- Брат, что ты тут делаешь?
- Меня невестка в гости позвала. А ты?
- И меня. Получается, у тебя тоже сын?
- Ну да, Павел, в честь отца.
- Вовка, ты опять все за мной повторяешь!
- Брат, ты же старше, вот и повторяю!
Братья, не общавшиеся почти 30 лет, впервые обнялись. Предмет ссоры был забыт десятки лет назад, у обоих жизнь сложилась так, как мечтали. Вместе они поднялись в квартиру и, наконец, все встало на свои места.
Игорь Анатольевич теперь раз в месяц получает бесплатный букет от Ирины. В знак благодарности за объединение семьи. Он до сих пор не верит в то, что его кольцо сыграло в этом такую важную роль.
Два Павла время от времени разыгрывают знакомых. Они даже стригутся теперь одинаково. Те, кто мало знаком с ребятами, путают из постоянно. И оба Павла с удовольствием водят за нос тех, кто не различает их.
Но Лену и Иру не проведешь: они давно научились определять, где и чей муж. В том числе и по кольцам: у мужа Ирки на руке дракон, а у мужа Ленки – орел.