Найти тему
TacticMedia

Евгений Грановский. Эпизоды Фолклендской войны. Захват траулера «Нарвал»

Захват британским спецназом аргентинского траулера «Нарвал» явился одним из резонансных событий Англо-аргентинского военного конфликта 1982 года, вызвавшим яростное негодование аргентинцев и ставшим предметом гордости ВМС Великобритании. Ниже, опираясь на документы и воспоминания участников, попытаемся проследить, как это было.

Рыболовный траулер «Нарвал» представлял собой довольно крупное для своего класса промысловое судно — тоннажем 1398 брт и длинной 70 метров. Ярко-красная окраска его бортов символизировала предназначение для плавания в антарктических широтах и глубоко мирный род деятельности. Однако в ходе вооруженного конфликта за Фолклендские (Мальвинские) острова оно действовало в интересах военных — от сделанного ими судовладельцу, Южноамериканской рыболовно-экспортной компании, предложения внести свой вклад в дело защиты Мальвин было трудно отказаться. В отличие от советских разведывательных кораблей, имеющих конструктивное сходство с рыболовецкими судами, но изнутри начиненных специальными радиотехническими средствами и укомплектованных военным экипажем, у аргентинцев в этой роли выступали сугубо гражданские суда. Присутствие военных на них ограничивалось лицами, отвечавшими непосредственно за сбор и передачу разведывательной информации. Для рыбаков участие в этих мероприятиях было делом добровольным, но большинство почли за честь внести свой вклад в борьбу за Мальвины. Использование гражданских судов для военно-морского шпионажа являлось не вполне законным, но кого это могло смутить, если даже сама война не была объявлена?

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. По общему принципу, гражданские лица не должны участвовать в военных действиях. В прежние времена за это просто расстреливали. Согласно Женевской конвенции 1949 года «Об обращении с военнопленными» статус комбатантов стал также распространяться и на гражданских, если они воюют под началом командира, имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак и открыто носят оружие. Но, так или иначе, непосредственное участие в военных действиях, под которым понимаются «акты, направленные на поддержку одной стороны в конфликте путем прямого причинения вреда другой стороне, либо прямо влекущие гибель, ранения или разрушения, либо наносящие прямой ущерб военным операциям или объектам противника» (определение из документа Международного Красного Креста), влечет потерю гражданскими лицами статуса нонкомбатантов и защиты от прямых нападений. В морской войне грань между комбатантами и нонкомбатантами всегда была более размытой, однако выполнение военных задач в любом случае означает утрату статуса невооруженного торгового судна со всеми вытекающими последствиями и рисками для судна и его экипажа.

Капитан траулера Нестор Леонардо Фабиано и его команда все за исключением нескольких чилийских гастарбайтеров, сразу же списавшихся на берег, восприняли цель предстоящего плавания с воодушевлением. Даже уругваец Хесус Моралес Араухо.

Бывший «макиниста» (механик траулера) Фелисиано Миньо вспоминает:

«Нас было двадцать четыре человека, полностью готовых сделать что-то для нашей страны, мы хотели, чтобы наши дети не страдали от ига, навязанного английскими пиратами».

Это были суровые и немногословные по аргентинским меркам мужчины с продубленными штормами лицами и натруженными бесконечными километрами снастей руками. Лишь один человек, прибывший на судно незадолго до отплытия из Мар-дель-Платы, хотя и обмундированный, как остальные, выделялся своей неовеянной морскими ветрами наружностью, а колкий сосредоточенно-испытывающий взгляд выдавал в нем офицера военно-морской разведки — капитан-лейтенант Хуан Карлос Гонсалес Шанос.

В апреле 1982 года на путях следования британских морских сил к Фолклендам аргентинцами были развернуты две разведывательные завесы. Первая, в составе траулеров «Мар Асуль», «Мария Луиза», «Усурбиль», — на широте Уругвая, вторая — «Констанса», «Мария Алехандра» и «Нарвал» — на северо-восточных подходах к зоне конфликта. Из состава первой группы «Мария Луиза» покинула позицию 30 апреля из-за технических проблем, два других судна продолжали выполнять поставленную задачу, не забывая при этом и о своей промысловой функции. В последнем особенно преуспел «Усурбиль», взявший 450 тонн улова. Во второй группе, позиция которой переместилась к границам объявленной Великобританией 200-мильной морской запретной зоны, а затем и внутрь нее, 3 мая из-за поломки подшипников дизелей выбыл траулер «Констанса», и на замену ему следовал отправленный 5 мая из Мар-дель-Платы траулер «Инвьерно».

Рыболовный траулер «Усурбиль»
Рыболовный траулер «Усурбиль»

«Нарвалу» 29 апреля выпало первым обнаружить подход британской авианосной группы. Траулер последовал за ней, держась на дальности действия судовой навигационной РЛС, потом, припугнутый британцами, отстал, продолжив патрулирования на северо-восточном краю 200-мильной запретной зоны. Его донесения стали основанием для отдачи приказа о приведении гарнизона Мальвин в полную боевую готовность.

Второй помощник капитана траулера Астерио Вагата рассказывает:

«Мы провели несколько дней, то входя и покидая запретную зону, абсолютно ничего не видя. Затем, когда подошел английский флот, мы начали обозревать с помощью радара, и оттуда прилетел вертолет, зависший у нас над головой. Мы провели поблизости около десяти дней, ловя рыбу, готовя сети, но на самом деле выполняли разведывательную задачу. Когда мы видели их корабль, мы передали кодовое сообщение: “треска” означало авианосец, а “лосось” — что это корвет... Единственное, что мы могли делать — наблюдать и докладывать, наблюдать и докладывать».

На некоторое время «Нарвал» исчез из поля зрения британцев, но 9 мая возник вновь, обнаруженный в 60 морских милях SSO Порт-Стэнли. Современные аргентинские исследовали затрудняются объяснить, что делал траулер так близко от побережья архипелага. Неизвестно, получил ли он новую разведывательную задачу патрулировать на одном из десантоопасных направлений или это была личная инициатива капитан-лейтенанта Гонсалеса Шаноса, или у судна просто заканчивалось топливо, и его капитан таким образом проложил маршрут, желая обогнуть Мальвины с юга, в ближайший из портов Аргентины.

Рыболовный траулер «Нарвал»
Рыболовный траулер «Нарвал»

Естественно, что присутствие аргентинского разведывательного судна не могло оставить британцев безучастными. Правда, при первом контакте траулер ошибочно идентифицировали как канадский, но вскоре открылось, что это аргентинец и прибыл он не для того, чтобы ловить рыбу.

Читать полностью >>>