В 2015 году для всего мира кино появился эталон экшн-фильма. Им стал "Безумный Макс" Джорджа Миллера. Долгострой, который шел к зрителю около 30 лет. Если вдуматься, это целая жизнь! Помню, как два раза смотрел "Безумного Макса", помню как пристально наблюдал появление этого фильма в различных авторитетных списках «лучших фильмов 21 века».
Спустя 9 лет выходит "Фуриоза", однако критики и зрители принимают картину очень холодно. Она проваливается в прокате, а в интернете появляется много рецензий с посылом "нас обманули", "это не так круто, как Макс". В чем же дело?
"Фуриоза" - одновременно сиквел, приквел и спин-офф. Сиквел - потому что для нас это продолжение франшизы, приквел, потому что события охватывают временной промежуток до "Безумного Макса". "Фуриоза" заканчивается там, где "Макс" начинается. И спин-офф потому, то повествование сфокусировано теперь на Фуриозе - второстепенном персонаже первого фильма.
Тут мы сделаем небольшую ремарку, на самом деле если считать оригинальные фильмы, то "Фуриоза" - уже пятый фильм вселенной. Если вы хотите узнать больше о мире оригинального "Макса", то обязательно напишите в комментариях.
Но давайте вернемся к "Фуриозе". В чем же главное отличие фильма от предшественников? Нет тут бешеной гонки длиной во весь фильм - да, именно так. Гораздо меньше экшена и гораздо больше повествования. Есть история, есть целая вселенная, куда тебя приглашает режиссер.
Если "Безумный Макс" строится по принципу мини-сюжета, когда в центре повествования лежит небольшой эпизод из жизни, то "Фуриоза" предлагает нам отправиться в Одиссею
Это большое странствие, длиною почти что в целую жизнь. Странствие, которое наполнено разными эмоциями: не только гнев и ярость, здесь есть и любовь, и сострадание. Именно этот психологизм не позволяет режиссеру выбрать ту же стратегию, что и в "Безумном Максе" - для такого сюжета она неорганична.
Если отдалиться и посмотреть на сюжет с почтительного расстояния - перед нами история мести. Два героя, один из который протагонист (Фуриоза в исполнении Ани Тейлор-Джой) и антагонист (Дементус в исполнении Криса Хемсворта) пытаются друг друга уничтожить (если прямо совсем свести к схеме).
Но в конечном итоге, как это часто бывает, развивая тему мести, происходит следующее: протагонист идет по пути антагониста, если конечно не находит этических сил. Иными словами, месть - ничто иное как проявление слабости, и если Фуриоза так одержима ей, то чем она лучше своего врага?! Раскрывать до конца финал не хочется, но он предлагает достаточно классическое решение этого конфликта.
Важный пласт фильма, тоже связанный с Дементусом - общественно-политический. Никакой другой фильм из франшизы про Макса не предлагает зрителю так много информации о мире, в котором происходит действие. Нам показывают олигархические альянсы, то, как разделены ресурсы в их мире, дается понимание как расположены на карте эти города-государства. В общем, та безжизненная "Дорога ярости" обрастает населенными пунктами, что опять же расширяет и утяжеляет фильм.
На десерт, конечно, не избежит внимания и любовная линия, так удачно вписанная в общее повествование. История любви Джека и Фуриозы - настоящая греческая трагедия. Их сводит судьба и пленение у Бессмертного Джо. Надеясь сбежать навсегда из этого мира жестокости, они предают Бессмертного Джо, но от Дементуса им сбежать не удается. Эта часть фильма - одна из сильнейших. И именно здесь и появляется тот экшн и драйв, который нам так нравится в "Безумном Максе". По сути, это история Бони и Клайда, вложенная в общий сюжет.
И приняв и поняв негодование, призываем вас вновь восхиться Джоржем Миллером за то, что не пошел на поводу у зрителя, дал то, что нужно истории - а именно повествование, рассказ эпического плана, с неоднозначными героями, политическими интригами, болезненным становлением и да, все еще отличным экшеном!