Найти тему

«Выгорание от «Шардоне», выгорание от пилатеса, выгорание от «кризиса среднего возраста».

Это «все, с чем, по вашему мнению, вы больше не можете или не хотите иметь дело».

В 2019 году Всемирная организация здравоохранения признала выгорание «профессиональным феноменом». Сегодня эта концепция означает «все, с чем, по вашему мнению, вы больше не можете или не хотите иметь дело». Психологи Кристина Маслах и Майкл Лейтера, выделяют 6 элементов работы, которые при неправильном управлении способствуют выгоранию:

  • рабочая нагрузка,
  • контроль,
  • вознаграждение,
  • сообщество,
  • справедливость,
  • ценности

По словам Кристины Маслах, многие проблемы на рабочем месте подобны «камешкам в вашей обуви»: они постоянны, но в конечном итоге разрешимы. Но прежде всего важно понять и признать, что выгорание — это проблема управления, а не только отдельного человека. Хотя именно так мы воспринимаем часто. Поэтому «исправление» человека не должно быть в центре внимания. Вместо этого лучше исследовать, где есть несоответствие. Не сосредотачиваться на том, что не так с человеком, а переключиться на то, что может быть не так в отношениях между человеком и ситуацией.

Согласитесь, это уже качественно другой способ решения.

Как лидеры могут начать смотреть на более широкую картину: контекст, культуру и управление, чтобы остановить современный «выгорающий» тренд? И здесь речь снова об образе мышления (руководителя/ лидера).

Часто разговоры с руководителями о том, как улучшить рабочие места, терпят неудачу:

  • по экономическим причинам;
  • потому, что менеджеры считают, что это потребует кардинальных изменений. Например, обычно это так: «Мы не можем себе этого позволить. Нам придется делать больше с меньшими затратами»;
  • добавим к этому укрепившееся представление у многих руководителей о том, что постоянный стресс на рабочем месте неизбежен и что для достижения финансовых целей необходимо стремиться к «большему с меньшими затратами».

К слову, исследования говорят об обратном: хронические стрессоры оказывают серьезное негативное воздействие на благополучие и здоровье, приводя к миллиардным затратам на здравоохранение и снижению производительности во всех отраслях. Чтобы подчеркнуть, что рабочие места должны соответствовать потребностям человека, а не наоборот, психологи Маслах и Лейтер* проводят сравнение с канарейками, которые когда-то шахтеры использовали для выявления угарного газа и других опасных газов.

«Должны ли мы попытаться исправить канарейку, чтобы сделать ее сильнее старой выносливой птицы, способной выдержать любые условия, с которыми она столкнулась? Или нам следует починить шахту, очистить ее от токсичных паров и сделать все необходимое, чтобы канарейки (и шахтеры) могли безопасно выполнять свою работу?».

* The Burnout Challenge: Managing People’s Relationships with Their Jobs, Christina Maslach & Michael P. Leiter