Найти в Дзене

Чарли Клаузер и горы аппаратуры

Оглавление

Изначально хотел расписать только про различные технические особенности и аппаратуру Чарли, но в итоге, переслушав часть его саундтреков, решил чуть подробнее остановиться на этом прекрасном композиторе.

Чарли впервые проявил интерес к композиторскому делу, когда услышал саундтрек "Миссия невыполнима", при чём не той, что с Томом Крузом, а именно саундтрек к старому сериалу 1960-х годов. Клаузер был очень впечатлён, как порой простая мелодия может дополнить произведение и усилить эмоции зрителей. Позже прошло знакомство с разными композиторами по типу Белы Барток, Дьёрда Лигети и других. И в то же время Чарли начал слушал такие группы, как Kraftwerk и Devo, что и привело его к Брайану Ино, чье авангардное сотрудничество с Дэвидом Бирном он называет одним из важнейших влияний.

Я изучал электронную музыку в колледже в 1981-85 годах, до появления MIDI, и в те дни, конечно, электронная музыка означала ARP 2500 размером с два холодильника и кучу катушечных аппаратов. Знаете, академическая электронная музыка, а не производство пластинок. Когда я начал слышать, как эти приемы, которые я изучал в школе, нашли применение в реальном мире на таких альбомах, как My Life in the Bush of Ghosts [...] вы слушали их и думали: "Как, черт возьми, они это сделали?".
-2

Естественно, он начал играть в группах на разных инструментах (в основном на барабанах), параллельно изучал и программирование, в целом - компьютерный звук. Да, и про звукорежиссуру не будем забывать. И вот в один момент он приезжает в Лос-Анджелес и знакомится с перспективным музыкантом Трентом Резнором.

С 1994 по 2000 год Клаузер выступал в качестве клавишника NIN на альбомах The Downward Spiral и Things Falling Apart. Причём к Тренту в группу он по сути попал случайно. Да, он помог свести спираль, но по сути был простым звукорежиссёром.

И вот во время записи саундтрека к Natural Born Killers Резнор не успевал доделать звуковое сопровождение и решил доделать его в туре. За три дня до выезда он позвал Чарли поехать с ними. Ну и позже решил привлечь его к совместным живым выступлениям, учитывая то, что Джеймс Вулли, который на тот момент был клавишником, решил покинуть коллектив. При этом Трент посмеялся, когда Чарли сказал, что никогда не играл на клавишных перед людьми, и убедил его, что всё будет отлично. Это было настоящее "крещение огнём". Так Клаузер на 10 лет попал в одну из самых культовых групп. И это заметно помогло его будущему, ведь когда слушаешь его работы - будь это ремиксы, саундтреки или фиты - отчётливо слышно, как он вдохновляется звуком Резнора.

-3

Вообще Чарли также работал и с самыми известными именами в индастриал метале 90-х: White Zombie, Rammstein и Marilyn Manson. Мэнсону он помогал как раз с его первыми альбомами, то тут то там записывая партии и сводя музыку на пару всё с тем же Терентием. А позже он поработает и с Уэсом Борландом над его сайд-проектом Black Light Burns, и с Алеком Эмпайром, поможет Дэвиду Боуи с его сборником лучших работ, заремиксит культовую My own Summer Deftones.

Клаузер был мрачным и остаётся мрачным - он до сих пор известен угрюмостью своей музыки. К счастью, в эпоху серьезных глубоких произведений эта мрачность будет востребована. Да и что греха таить, лично я первые работы Чарли услышал именно в кино. Этим на пару с ещё несколькими культовыми композиторами этого века он вдохновит таких музыкантов как Мик Гордон, Акира Ямаока,

Он предлагает огромную палитру звуков и необычную коллекцию инструментов, включая множество единственных в своем роде электронных устройств и скульптурных металлических инструментов ручной работы. Но об этих деталях поговорим позже. Все это в совокупности создает огромный диапазон эмоциональных текстур, от откровенной агрессии до дезориентирующего диссонанса. И как у любого известного композитора, у него имеются культовые произведения, и одним из них является главная тема "Пилы", которая уже не один десяток лет переиздаётся и переосмысливается как Клаузером, так и разными музыкантами.

Hello Zepp - это слишком культовый фрагмент саундтрека. Возможно, одна из ключевых деталей, без которой фильм бы не снискал такой успех. Весь саундтрек поддерживает и укрепляет атмосферу фильма, а "приветствие" является гвоздём программы. При этом я нахожу сходство образов композитора и Крамера с бородкой.

Но хоть я и признаю всю культовость этого саундтрека, всем сердцем люблю другую работу этого композитора. И это "Смертный приговор" с Кевином Бейконом в главной роли. Неидеальный фильм, который при этом отлично смотрится на одном дыхании и где в полной мере объединяется саундтрек со всем происходящим в фильме. А финальная песня - ремикс группы Pilot Speed - отлично завершает это сильное произведение и порой доводит до слёз.

-5

Технические особенности

Композитор Чарли Клаузер использует Logic еще со времен гастролей с мрачным гениями, индустриальной альт-группой Nine Inch Nails. Когда в начале 2000-х годов Клаузер закончил свою карьеру в группе, программное обеспечение, подобное MainStage от Apple, еще не появилось на сцене. Кроме того, программные синтезаторы и плагины (в целом) находились в зачаточном состоянии. Однако для Клаузера не был чужд компьютерный звук: в колледже он изучал старую электронную музыку и пару лет проработал «компьютерным гуру» в культовом магазине Sam Ash Music на 48-й улице Манхэттена, как раз когда музыкальные технологии взорвались с появлением MIDI. Вскоре заказчик нанял его для создания синтезаторов и ударных для телевизионных партитур, что привело его в Лос-Анджелес. Там он занимался синтезаторами и ударными для альбомов таких групп, как Prong и White Zombie, и в итоге в 1992 году попал в мир NIN и не покидал его почти десять лет.

После вихря работы, строительства студии с NINs в Новом Орлеане, гастролей, записи альбомов и десятков ремиксов для самых разных исполнителей - от Killing Joke до Дэвида Боуи, от Rammstein до Jamiroquai - Клаузер вернулся в Лос-Анджелес и снова занялся киноиндустрией. После выхода фильма «Спираль» его плодотворное сотрудничество с франшизой «Пила» длится уже восемнадцать лет и насчитывает девять фильмов.

Студийное оборудование и программное обеспечение


Клаузеру всегда нравилось работать в студии с цифровыми технологиями, будь то цифровые рекордеры и микшеры или синтезаторы и процессоры. Хотя он много раз записывался в полностью аналоговых студиях и до сих пор владеет приличной коллекцией аналоговых синтезаторов и внешнего оборудования, именно уровень точности и контроля, который может обеспечить цифровая техника, воспламеняет его страсть.

Я был одним из первых, кто начал использовать системы «из коробки», которые в наши дни являются довольно универсальными. У меня было много ранних (а иногда и не очень) компьютерных систем цифровой записи, начиная с оригинальных систем Sound Tools (предшественницы Pro Tools), через все ревизии оборудования Pro Tools и различные альтернативные программные дополнения для него, такие как Studio Vision от Opcode и позднее программное обеспечение Logic от Emagic, которое теперь является продуктом Apple и которым я пользуюсь по сей день.
- Чарли Клаузер

Клаузер до сих пор использует Studio Vision, поскольку считает эту программу одной из самых инновационных и интуитивно понятных DAW за всю историю и скорбит об ее уходе. Для меломанов NIN эта программа широко использовалась при работе над альбомом The Downward Spiral. Однако компания была куплена, а программа прекращена, что заставило его перейти на Logic для создания альбома NIN The Fragile. В качестве механизма воспроизведения он использовал аппаратное обеспечение второго поколения Pro Tools/24, а для улучшения качества сигнала на входе - конвертеры Apogee AD-8000.

Я использовал много раннего программного обеспечения для синтеза, обработки и общего звучания - такие программы, как TurboSynth, HyperPrism, AudioMulch и ReBirth. Однако это была эпоха, когда плагины еще не появились на сцене. Поэтому, хотя наши DAW-системы и обладали сложными функциями редактирования и записи, микширование «из коробки» было не совсем практичным. Мы отправляли каждый отдельный трек на отдельный аппаратный выход, записывали все на пару аналоговых 24-дорожечных магнитофонов Studer и микшировали по старинке - на гигантской консоли SSL 4K с массивными стойками выносного оборудования. Весь процесс был трудоемким, длительным и баснословно дорогим, но дал отличные результаты.
- Чарли Клаузер

Однако Клаузер всегда был любителем небольших, более проворных установок и стремился к решениям «из коробки». Первым треком, который он полностью завершил на компьютере, стал его ремикс на трек NIN «Starf*ckers Inc.», который появился на альбоме ремиксов Things Falling Apart, выпущенном в 2000 году. Он объяснил этот процесс:

Моя версия этого трека представляла собой сильно обработанный слэп из цифровых битов и хаоса, созданный путем обработки оригинальных аудиодорожек из альбомной версии. Я запрограммировал и смикшировал его полностью в Logic на Apple PowerBook G3, используя наушники, но без какого-либо другого внешнего оборудования. И все это было сделано в гостиничных номерах, пока мы были в туре. Я манипулировал некоторыми звуками вне Logic, используя такие программы, как HyperPrism и GRM Tools, а затем аранжировал элементы в Logic и использовал ранние родные плагины, такие как Cycling74's Pluggo и Logic's AutoFilter, чтобы добавить более хаотичные эффекты. Я свел микс на ноутбуке, и он сразу же отправился на мастеринг. Это было немного громоздко, но это сработало. Со временем это подтолкнуло меня к использованию подхода «из коробки».
- Чарли Клаузер
-6

После того как он покинул NIN в 2001 году и вернулся к работе над сценариями для кино и телевидения, мир плагинов взорвался, поскольку компьютеры стали достаточно мощными, чтобы работать с несколькими плагинами одновременно. Компьютеры Apple G4 и G5 привели к постепенному увеличению мощности, а вместе с этим и к появлению таких программ, как Ableton Live и Propellerheads Reason, которыми Клаузер пользуется и по сей день. После того как Apple перешла на процессоры Intel, волна плагинов, выходящих на рынок, превратилась в поток, и он покупал практически каждую итерацию, которую мог найти.

Последним миксом, который я сделал на аппаратной консоли, был трек Роба Зомби «Reload» из саундтрека к фильму «Матрица: Reloaded, для которого я использовал новый на тот момент Roland V-Synth для работы с вокалом Роба. В конце концов, я отправил на пенсию последний из своих аппаратных микшерных пультов в 2003 году, что, возможно, было немного раньше, чем это сделали некоторые люди, но у меня был зуд по поводу производства «из коробки», и я не оглядывался назад.
- Чарли Клаузер

Клаузер давно использует аппаратные синтезаторы и до сих пор хранит обширную коллекцию любимых - как старых, так и новых - от винтажных, таких как Sequential Prophet VS, Waldorf Microwave II XTK, Roland MKS-80 и Oberheim Xpander, до недавних переизданий, таких как MiniMoog Model D, Korg's Arp 2600 FS и MS-20 Kit, и более современных, таких как Waldorf Quantum (нынешний король синтезаторной кучи в его книге). Он говорит, что когда ему хочется чего-то необычного, у него есть большая модульная система EuroRack и несколько «странных инструментов», сделанных Folktek. Но в настоящее время его увлечение сосредоточено на манипулировании звуком таких вещей, как самодельные смычковые металлические инструменты, которые являются важным компонентом партитур SAW. Ему также нравятся интересные гитарные текстуры, созданные с помощью Parker Adrian Belew, Moog Guitar и Moog Lap Steel, которые оснащены разделенными звукоснимателями для управления гитарными синтезаторами, такими как Roland VG-99. Он склонен использовать синтезаторы в качестве дополнения к своим композициям, а не в качестве главной роли, оставляя это инструментам с более органичным звуковым отпечатком. Как же он собирает все это вместе?

Чтобы справиться со всем этим, я использую три компьютера: Mac Pro под управлением Logic с аудиоинтерфейсами MOTU AVB и DSP-блоками UAD - это моя основная DAW; второй Mac Pro под управлением Pro Tools HD Native Thunderbolt (подключенный через MADI к машине Logic) используется в качестве стем-рекордера и для передачи записей, сделанных в других студиях Pro Tools; а Mac Mini под управлением Video Slave используется для синхронизированного воспроизведения видео на внешнем пульте для любого фильма, к которому я делаю сценарий. Наличие отдельной системы Pro Tools в качестве стволового рекордера позволяет мне печатать реплики из Logic и слушать, как они будут накладываться на другие реплики, которые воспроизводятся с машины Pro Tools. А если я записываюсь в сторонних студиях, я могу принести эти записи в свою студию в виде сессий Pro Tools и предварительно смикшировать их перед передачей в Logic по MADI.
- Чарли Клаузер

Хотя Клаузер знает, что многие кинокомпозиторы используют Cubase, после 25 с лишним лет работы в Logic он не собирается в ближайшее время переходить на него. На его компьютере имеется более 1200 плагинов. И хотя не все они используются каждый день, он обнаружил, что часто можно найти вкусные сюрпризы там, где их меньше всего ожидаешь. Дешевые и веселые плагины живут в его системе наравне с дорогими, и он готов назвать несколько имен.

Синты и плагины

-7

Помимо отличных плагинов, входящих в комплект/базу Logic, и очевидных промышленных стандартов, таких как синтезаторы Native Instruments, Arturia, Spectrasonics и U-He, некоторые из любимых инструментов Клаузера включают:

- Quanta от Audio Damage (хороший синтезатор гранулированных сэмплов)
Diversion и Thorn от Дмитрия Шеса (потрясающий четырехслойный гибридный волновой синтезатор и мощный трехосцилляторный гибридный синтезатор, соответственно);
- Granulizer 2 от Inertia Sound Systems (великолепно звучащий, но простой синтезатор гранулированных сэмплов);
- Granite от New Sonic Arts (мощный, но простой гранулированный сэмпл-синтезатор);
- The Mangle от Sound Guru (классный гранулированный сэмпл-синтезатор)
TAL Sampler от TAL Software (простой, но отлично звучащий сэмплер, эмулирующий аппаратные сэмплеры прошлого с низким разрешением);
- Imperfect от W.A. Production (странный синтезатор с элементами управления, имитирующими колебания и тряску для создания ощущения VHS-кассеты)
VPS Avenger от Vengeance Sound (синтезатор, ориентированный на EDM, который может стать очень неприятным);
- Serum от Xfer Records (один из лучших по звучанию цифровых/гибридных/волновых синтезаторов, созданный его старым другом и выпускником NIN Стивом Дудой).

Причина, по которой у меня так много плагинов для гранулярных сэмплеров, заключается в том, что каждый из них имеет немного разные элементы управления, и каждый реагирует немного по-разному, в зависимости от того, какие сэмплы вы импортировали. И еще потому, что меня бесконечно восхищает все, что может изменять и манипулировать аудиосэмплами.
- Чарли Клаузер

Плагины эффектов и обработки

-8

Неудивительно, что большинство знакомых «тяжеловесов» присутствуют в его системе, например, коллекции от Eventide, Fab Filter, Plugin Alliance, Soundtoys, Waves и плагины Universal Audio для их аппаратного DSP-системы, разработанной компанией UAD. И снова вот его фавориты:

Плагины Waves присутствуют почти в каждом его миксе, например, Scheps Omni Channel и L3 Limiter, но он находит полезными и некоторые менее распространенные. Их серии JJP и Kramer могут заставить отдельные барабаны быть в центре внимания, а серии CLA и Abbey Road часто используются в его микс-бассах и стебах.

Среди менее очевидных фаворитов Waves - Submarine (сложный процессор для усиления и синтеза саббаса, который придаст серьезный импульс любому звуку), Torque (уникальный плагин для настройки питчевой составляющей звуков ударных) и Vitamin (многополосный возбудитель, который может разжечь огонь практически в любом звуке).

Коллекция Plugin Alliance - это все хорошие вещи, и их эмуляции классических аналоговых консолей и внешнего оборудования часто встречаются здесь. Но плагины UAD находятся в собственном классе. Несмотря на то, что они требуют использования либо одного из аудиоинтерфейсов UA, либо их специального DSP-блока (я использую Satellite Octo Thunderbolt), и они в основном эмулируют известное винтажное аналоговое студийное оборудование, качество звука абсолютно первоклассное. Я провел обширное сравнение всех эмуляций эквалайзеров Neve в плагинах с моим настоящим винтажным и переизданным оборудованием, и явным победителем стал их UAD Neve 1073, который был практически неотличим от настоящего. Их ревербераторы Lexicon 224 и 480L и AMS RMX16 вернули меня в годы работы в большом рэке, а их эмуляции Helios и API также имеют серьезный вес. Все это великолепные вещи.
- Чарли Клаузер

Но как насчет дешевых и веселых, странных и менее известных плагинов? Вот вам парочка для примера:

- Jaws и Mikron Cascade от 112db (отличный дисторшн и потрясающий создатель задержки и облачной атмосферы, соответственно);
- AIR FilterGate от AIR Music Technology (вкусный плагин с триггерными фильтрами, создающий эффекты трансгейта и секвенсорного фильтра).

Все плагины от AirWindows - простая эмуляция консолей, преампов и многого другого.
Nuxx от Audiaire - сложный процессор фильтров и эффектов с пошаговой последовательностью.
Все плагины от Audio Damage - действительно отличные даб-задержки, фильтры и т.д.
GrainSpace от Audiority - дикий гранулярный эффект со сдвигом высоты тона.
Harmonic Maximizer - многополосный улучшайзер с бонусом - разрушительным компрессором на выходе.
Коллекция от CableGuys - их фантастические плагины ShaperBox.
Stream от Delta Sound Labs - уникальный гранулированный эффект для аудиодорожек в реальном времени.
Pitch Monster от Devious Machines - один из его любимых питч-шифтеров, который может справиться с любым сигналом, который вы на него бросите.
Вся коллекция от Puremagnetik - дешевые и простые плагины для экстремальной обработки питча и задержки.
Crowd Chamber от QuikQuak - уникальный процессор для симуляции толпы, круто работает с голосами и почти со всем остальным.
Lowender от reFuse Software - чемпион по стрельбе в категории улучшения суббаса.
SaltyGrain от SampleSumo - еще один дикий гранулятор, работающий в реальном времени.
Полная коллекция плагинов от SoundHack - некоторые из оригинальных звуковых разрушителей.
Wolfram от Subsonic Labs начинается с дисторшна и фильтра, но идет намного дальше, это движок полного разрушения.
Spectre от Wavesfactory - еще один хороший, многополосный усилитель/возбудитель/сатуратор.
RC-20 Retro Color от XLN Audio -классный симулятор грязи и копоти для той самой VHS-коры.
Soundmagic Spectral collection от новозеландского композитора и педагога Майкла Норриса - у них простой пользовательский интерфейс, но это совершенно потрясающие плагины, которые могут размыть, размыть и растянуть любой звук, превратив его в зловещее облако или ужасающий град. К тому же, они бесплатны!