Найти тему
ПОД СТУК

Хорошо под горку катится, но не всегда - что такое «вредный спуск» на железной дороге?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Согласитесь, в большинстве жизненных ситуаций приятно двигаться «под горку», то бишь с некоторой высоты вниз - будь то пешком, на велосипеде, на санках, горных лыжах или на чём угодно ещё. На железной дороге тоже, как известно, есть уклоны: спуски и подъёмы.

И вроде бы как всё логично: подъём - плохо, потому что затрачивается дополнительная энергия (выраженная в электричестве или дизельном топливе), туда же возможность порвать автосцепку (маловероятно, конечно, но всё же), к тому же, если подъём слишком крутой, то один локомотив может и не справиться - придётся или расцеплять поезд и тащить на подъём по частям, или использовать подталкивающий локомотив.

Фото автора
Фото автора

При этом, спуск кажется чем-то очень хорошим - электроэнергия или солярка экономится, растяжения автосцепок не происходит (наоборот - сжатие). Есть, конечно, теоретическая опасность выдавливания вагонов, однако, если правильно формировать поезд, то такого не произойдёт. И всё равно, почему-то некоторые спуски на Ж/Д называются вредными.

Что такое вредный уклон и почему он так называется?

Как известно, при движении чего-либо по достаточно крутому спуску - скорость этого объекта будет расти. Рельсовый транспорт, к коему относятся поезда - исключением здесь не является.

Фото автора
Фото автора

При движении поезда по достаточно крутому и/или длинному спуску, его скорость может достичь максимально разрешенной скорости на данном участке (либо максимально разрешенной скорости по условиям занятости перегона, скажем поезд едет на желтый сигнал с ограничением 60 километров в час), а то и вовсе конструкционной скорости.

Вредный уклон (также правильным будет и обозначение «вредный спуск») - это такой уклон, на котором поезд как раз таки достигает максимально допустимой скорости (по тем или иным условиям), и машинист вынужден прибегать к регулировочному торможению. Торможение может быть осуществлено тремя способами - пневматическое колодочное (либо дисковое), реостатное или рекуперативное.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

В первом случае - часть кинетической энергии движения поезда по спуску перейдёт в нагрев тормозных колодок и колёс, во втором случае - в нагрев тормозных реостатов. И только в третьем случае - эта энергия пойдёт на питание другого электрического подвижного состава, находящегося на данном участке электроснабжения.

Таким образом - спуски, на которых достигается максимальная скорость и применяется колодочное или реостатное торможение называются вредными, а те, на которых торможение не применяется, либо применяется рекуперация - соответственно безвредными.

Рисунок взят из книжки «Изыскания и проектирование железных дорог»
Рисунок взят из книжки «Изыскания и проектирование железных дорог»

При этом, является ли спуск вредным или безвредным - зависит от крутизны уклона, его протяженности, а также скорости подхода поездов к спуску. Так например, короткий спуск в 8 ‰ является безвредным благодаря своей малой протяженности, а также малой скорости подхода к нему. А вот далее спуск с меньшей крутизной 5 ‰ начинает быть вредным с того места, когда скорость достигает максимальной (Vmax) и появляется необходимость в регулировочном торможении.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-5