Опять на старые грабли?
История уже учила нас, что жесткие ограничения на алкоголь — дело неблагодарное. Вспомните сухой закон в СССР, когда Горбачёв запустил антиалкогольную кампанию. Продажи алкоголя резко ограничили, виноградники вырубили, а производство спиртного сократили.
Итог?
Процветание самогоноварения, рост употребления суррогатов и подпольная торговля.
И вот опять наших депутатов снова осенило: а что если ввести новые ограничения на продажу алкоголя в выходные?
Поводом послужило увеличение продаж спиртного. Посмотрим на цифры от "Росалкогольтабакконтроля":
- В 2018 году было продано 210,23 млн декалитров алкогольной продукции (без учета пива, сидра и медовухи).
- В 2023 году уже 237 млн декалитров.
Хотя, формально тенденция положительная, ведь потребление алкогольных напитков, измеряемое объёмом этилового спирта, уменьшилось в прошлые годы: с 9,4 литра на душу населения в 2018-м до 8,4 литра в 2023-м, по данным Минздрава России.
Однако Госдума решила, что бороться с алкоголизмом нужно решительнее.
Депутат Бийсултан Хамзаев предложил запретить алкомаркетам работать по выходным. Осталось только определить, что считать алкомаркетом. По его мнению, это место, где не менее 70% ассортимента — алкоголь.
Где больше всего пьют?
Лидеры по потреблению алкоголя — крупные регионы:
- Москва и Подмосковье — 19-21 млн декалитров в год.
- Санкт-Петербург — 11-12 млн.
- Краснодарский край — 7-10 млн.
- Свердловская область — 7-8 млн.
- Татарстан, Нижегородская область, Башкирия, Челябинская область — тоже не отстают.
По предпочтениям россиян в лидерах коньяк и слабоалкогольные напитки крепостью до 9 градусов.
Доступность важнее рекламы
Да, реклама влияет, но куда важнее — доступность. Люди ленивы по своей природе, а огромное количество алкомаркетов делает покупку алкоголя максимально простой.
Вот вам примеры:
- Mercury Retail Group с сетями "Красное&Белое" и "Бристоль" открыли более 4500 магазинов в 2023 году. Всего у "Красное&Белое" около 17000 точек.
- "ВинЛаб" компании Novabev Group — 1657 магазинов.
И это не без учёта массы других сетей.
Рынок раздут до предела, значит, есть спрос.
Терминология не решит проблему
Наш народ умеет обходить запреты. Был алкомаркет — стал винный магазин. Всё просто, поэтому обойти запрет станет делом принципа.
Подпольные продажи продолжатся, а тот, кто захочет выпить, просто купит «горючее» заранее. Ведь временные ограничения после 22-23 часов тоже мало кого останавливают.
Новые ограничения — выход?
Не стоит забывать, что торговля спиртными напитками приносит в бюджет солидные суммы. В 2023 году от акцизов поступило 472,5 млрд рублей, что составляет более 1% налоговых доходов.
Вот и получается, что запреты на продажу алкоголя в выходные — спорное решение.
Хотя ограничения на продажу в праздники снижают количество дебошей, но они не решают проблему в корне. Оптимальный эффект может быть достигнут, если изменить культуру пития.
Если этого не произойдёт, то новые табу приведут к:
- увеличению продаж накануне праздников;
- подпольной торговле;
- рискам для здоровья от фальсифицированного алкоголя;
- увеличению потребления слабоалкогольных напитков.
И кто помешает людям делать домашний алкоголь? В интернете полно оборудования для этого. Тогда контроль за кустарным производством станет новой проблемой для России.
Так что думаете? Оставить все как есть или нужно закручивать гайки?