Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Неужели еще кто-то верит, что получится отлучить россиян от выпивки?

Оглавление

Опять на старые грабли?

Фото: Татьяна Никитина / ForPost
Фото: Татьяна Никитина / ForPost

История уже учила нас, что жесткие ограничения на алкоголь — дело неблагодарное. Вспомните сухой закон в СССР, когда Горбачёв запустил антиалкогольную кампанию. Продажи алкоголя резко ограничили, виноградники вырубили, а производство спиртного сократили.

Итог?

Процветание самогоноварения, рост употребления суррогатов и подпольная торговля.

И вот опять наших депутатов снова осенило: а что если ввести новые ограничения на продажу алкоголя в выходные?

Поводом послужило увеличение продаж спиртного. Посмотрим на цифры от "Росалкогольтабакконтроля":

  • В 2018 году было продано 210,23 млн декалитров алкогольной продукции (без учета пива, сидра и медовухи).
  • В 2023 году уже 237 млн декалитров.

Хотя, формально тенденция положительная, ведь потребление алкогольных напитков, измеряемое объёмом этилового спирта, уменьшилось в прошлые годы: с 9,4 литра на душу населения в 2018-м до 8,4 литра в 2023-м, по данным Минздрава России.

Однако Госдума решила, что бороться с алкоголизмом нужно решительнее.

Депутат Бийсултан Хамзаев предложил запретить алкомаркетам работать по выходным. Осталось только определить, что считать алкомаркетом. По его мнению, это место, где не менее 70% ассортимента — алкоголь.

Где больше всего пьют?

Лидеры по потреблению алкоголя — крупные регионы:

  • Москва и Подмосковье — 19-21 млн декалитров в год.
  • Санкт-Петербург — 11-12 млн.
  • Краснодарский край — 7-10 млн.
  • Свердловская область — 7-8 млн.
  • Татарстан, Нижегородская область, Башкирия, Челябинская область — тоже не отстают.

По предпочтениям россиян в лидерах коньяк и слабоалкогольные напитки крепостью до 9 градусов.

Доступность важнее рекламы

Да, реклама влияет, но куда важнее — доступность. Люди ленивы по своей природе, а огромное количество алкомаркетов делает покупку алкоголя максимально простой.

Вот вам примеры:

  • Mercury Retail Group с сетями "Красное&Белое" и "Бристоль" открыли более 4500 магазинов в 2023 году. Всего у "Красное&Белое" около 17000 точек.
  • "ВинЛаб" компании Novabev Group — 1657 магазинов.

И это не без учёта массы других сетей.

Рынок раздут до предела, значит, есть спрос.

Терминология не решит проблему

Наш народ умеет обходить запреты. Был алкомаркет — стал винный магазин. Всё просто, поэтому обойти запрет станет делом принципа.

Подпольные продажи продолжатся, а тот, кто захочет выпить, просто купит «горючее» заранее. Ведь временные ограничения после 22-23 часов тоже мало кого останавливают.

Новые ограничения — выход?

Не стоит забывать, что торговля спиртными напитками приносит в бюджет солидные суммы. В 2023 году от акцизов поступило 472,5 млрд рублей, что составляет более 1% налоговых доходов.

Вот и получается, что запреты на продажу алкоголя в выходные — спорное решение.

Хотя ограничения на продажу в праздники снижают количество дебошей, но они не решают проблему в корне. Оптимальный эффект может быть достигнут, если изменить культуру пития.

Если этого не произойдёт, то новые табу приведут к:

  • увеличению продаж накануне праздников;
  • подпольной торговле;
  • рискам для здоровья от фальсифицированного алкоголя;
  • увеличению потребления слабоалкогольных напитков.

И кто помешает людям делать домашний алкоголь? В интернете полно оборудования для этого. Тогда контроль за кустарным производством станет новой проблемой для России.

Так что думаете? Оставить все как есть или нужно закручивать гайки?

Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!