Найти в Дзене

Рулевая тяга: что это, признаки неисправности, выполнение замены

Оглавление

Многие автомобилисты пренебрегают стуками в передней подвеске, считая, что это мелочь. Однако такие звуки не возникают просто так. Они, как правило, указывают на неисправность рулевой тяги. С течением времени эта проблема лишь усугубляется, негативно сказываясь на управляемости автомобиля.

Надежные рулевые тяги и наконечники - вот что нужно для уверенного управления вашим автомобилем. Интернет-магазин MetalPart готов предложить широкий выбор качественных автозапчастей по доступным ценам.

О том, как устроена рулевая тяга, какие могут быть у неё разновидности, как заменить — далее в статье.

Рулевая тяга: что это

Неопытные автомобилисты не различают рулевую рейку и рулевую тягу, однако между ними есть значительная разница. Рулевая рейка - это механизм, управляющий колёсной базой, внутри которого находится зубчатый вал. Именно он соединен с левой и правой рулевыми тягами.

Рулевая тяга - это элемент рулевой системы, отвечающий за поворот колёс на нужный угол. Она передаёт усилие от рулевой рейки на поворотные кулаки. Конструкция рулевой тяги может различаться в зависимости от типа автомобиля: у легковых, минивэнов и внедорожников она может иметь наконечники на концах или резьбовое соединение с наконечником.

Разновидности рулевых тяг

Рулевое управление автомобилей бывает трёх видов, в каждом из которых используют определённый вид тяг:

1. Червячный тип. Это сложная система, включающая множество шарниров и нескольких рулевых тяг. В её основе - глобоидный червяк с переменным диаметром, который контактирует с роликом, жёстко связанным с сошкой. Это увеличивает углы поворота колёс.

2. Винтовой тип. Здесь рулевой вал оснащён винтом, на который надета гайка с рейкой, соединённой с сошкой. При повороте руля, винт смещает гайку, что отклоняет рейку, воздействуя на сошку и рулевые тяги. Такой механизм менее подвержен износу, но имеет сложную конструкцию, поэтому используется только на представительских седанах, грузовиках и автобусах.

3. Реечный тип. Самая распространённая система, где на рулевой вал одета шестерня, контактирующая с рейкой с зубьями. При повороте руля, шестерня смещает рейку, приводя в движение рулевые тяги. Такая конструкция компактна, точна и облегчает управление автомобилем. Кроме того, она дешевле червячного типа благодаря меньшему количеству тяг и шарниров.

Рулевые тяги классифицируются по месту установки на левую, правую и среднюю. Однако некоторые автомобилисты используют другие названия - «поперечная тяга» и «продольная». Это может вызвать путаницу, поскольку в первом случае выделяют три вида, а во втором - только два.

Чтобы не ошибиться, запомните:

  1. Поперечная тяга — это средняя или центральная.
  2. Продольной называют левую или правую тяги.

Продольная тяга есть только в системах червячного типа. Например, в классических моделях ВАЗа и ретроавтомобилях разных марок.

-2

Функции рулевых тяг

У этого узла несколько функций:

  1. Передаёт усилие от руля на рычаги, которые находятся на поворотных кулаках колёс.
  2. Регулирует угол поворота колёс в зависимости от поворота руля.
  3. Когда машина входит в поворот, рулевые тяги удерживают колёса в заданном положении.

При неисправности тяг синхронность работы рулевого узла может быть нарушена. По этой причине возрастает риск аварий.

Признаки неисправности рулевых тяг

Признаки неисправности рулевых тяг:

1. Колёса не поворачиваются при вращении руля.

2. Появление стуков в правой части передней подвески.

3. Затруднённый поворот руля.

4. Хрустящие звуки при повороте руля.

5. Руль не возвращается в исходное положение.

6. Смещение автомобиля в сторону при нейтральном положении руля.

Основная причина перечисленных неисправностей - существенный износ шарниров рулевых тяг. Способ ремонта зависит от конструкции узла. Если тяга является неразборной, её необходимо полностью заменить. В случае разборной конструкции, восстанавливают рабочие поверхности.

Основные неисправности рулевых тяг

Разберём несколько частых проблем:

  • выходят из строя шплинты, которые удерживают корончатые гайки;
  • со временем могут разорваться пыльники;
  • в шарнире изнашивается сферическая поверхность пальца или металлический вкладыш;
  • износ резьбовых частей втулок.

Наличие повреждений пыльника не следует оставлять без внимания. В этом случае металлические компоненты узла будут подвержены воздействию грязи и влаги, что ускорит их износ. Рулевая тяга с разорванным защитным чехлом может выйти из строя уже за период зимней эксплуатации.

Самостоятельная диагностика поломки рулевых тяг

Самостоятельно определить износ шарнира несложно. Для этого потребуется покачать колёса автомобиля руками. Наиболее удобно выполнять эту операцию на подъёмнике. При отсутствии такой возможности, в полевых условиях можно использовать обычный домкрат.

Для проверки необходимо вывесить передние колёса и проверить наличие люфта. Если колесо шатается во всех направлениях, это указывает на неисправность ступичного подшипника. Сильный износ обойм и сепаратора проявляется в виде щелчков и других посторонних звуков при вращении колеса.

Если колесо свободно движется только горизонтально, это указывает на неисправность шарнира. Для проверки рулевых тяг удобнее привлечь помощника: один человек шатает вывешенное колесо, а другой осматривает тягу и шаровую опору. Наличие большого свободного хода является признаком неисправности. В этом случае, повернув рулевое колесо до упора влево или вправо, необходимо проверить шарнир на наличие заметного люфта, что может свидетельствовать об износе рулевой рейки.

Как заменить рулевую тягу

Перед проведением самостоятельной замены необходимо поставить автомобиль на ручной тормоз и установить стопоры под задние колеса.

Алгоритм действий:

  1. При замене правой рулевой тяги нужно вывернуть колёса влево (и наоборот).
  2. Установите на опоры переднюю часть авто.
  3. Открутите шаровый шарнир от рычага. Снимите фиксаторы.
  4. Извлеките палец шарнира. Для этого нужен специальный съёмник.
  5. Отсоедините тягу от рулевой. Для этого отвинтите концы стопорных пластин и открутите болты.
  6. Установите новую тягу.

Для снятия рулевого наконечника рекомендуется зафиксировать шестигранник муфты наконечника в тисках перед ослаблением гайки. При установке новой гайки необходимо обеспечить тот же крутящий момент, для чего следует запомнить количество оборотов при отворачивании. Важно не забыть смазать силиконом пылезащитный чехол перед сборкой.