Найти тему
Крымская газета

В зоне риска: как сберечь бытовую технику в жару

Фото: Михаил Гладчук
Фото: Михаил Гладчук

Знойное лето в разгаре. От высоких температур страдает не только человек, но и техника. Как уберечь её от жары?

В зону риска попадают практически все приборы, которые и сами по себе нагреваются при работе. Это касается ноутбуков, компьютеров, телевизоров, холодильников и даже фенов и смартфонов. 

От деформации до взрыва

Речь о тех смартфонах, внутри которых стоят мощные процессоры и нет защиты от перегрева. Но что делать, чтобы гаджет не перегрелся на солнце? Прежде всего загляните в его паспорт – там указана температура, при которой его можно хранить и использовать. Держите телефон в тени, не оставляйте под прямыми солнечными лучами, которые способны быстро и сильно его нагреть.

Особенно берегите от солнца экран! При попадании прямых лучей яркость дисплея нередко падает, но может про-изойти и нечто похуже... По информации Роскачества, литийионный аккумулятор, который стоит на устройствах в качестве энергоносителя, способен взорваться. Если он, например, сильно перегреется, лёжа в жару на торпедо автомобиля. Также при резком перепаде температур такая батарея начинает вырабатывать газ, раздувается и может дать течь. Не рекомендуется и заряжать телефон на жаре, особенно если у вас быстрая или беспроводная зарядка. Поставьте его на менее мощную зарядку в прохладном помещении, так аккумулятор не будет сильно нагреваться.

Также не забывайте, что пластиковые элементы смартфона могут деформироваться при нагреве. Металлический корпус надёжнее, хотя у него тоже есть недостатки: можно получить (пусть и небольшой) ожог, прикасаясь к горячему металлу.
Если у вас смартфон с тёмным корпусом и матовой поверхностью, он будет поглощать больше солнечного света, то есть быстрее нагреется. Также не рекомендуется использовать тёмный чехол, лучше заменить его летом на светлый. В идеале – с отражающей поверхностью. К слову, хорошо бы приобрести чехол с охлаждением (такие продаются) или с сетчатой текстурой. Их часто используют геймеры.
И не вздумайте охлаждать смартфон в холодильнике. Под корпусом из-за разницы температур образуется конденсат. По сути, вы «утопите» свой смартфон. Влага может повредить материнскую плату, дисплей и аккумулятор.

Неожиданный «глюк»

Компьютеры также страдают от жары. Если в помещении высокая температура либо оно плохо проветривается, система охлаждения будет работать на пределе. Если компьютер начал «глючить», проверьте температуру процессора, материнской платы, жёстких дисков и т. д. Это можно сделать с помощью бесплатных компьютерных программ. Если сбои происходят после роста температуры, пора почистить компьютер. Скорее всего, в нём скопилась пыль, которая мешает нормальной работе вентилятора и других механизмов.

С ноутбуком, перегревающимся от жары, будет несколько сложнее. Конечно, он вряд ли сгорит на солнце от перегрева: все современные модели имеют специальную защиту, которая отключит устройство, как только температура процессора дойдёт до 80-90 °C. Пользователь при этом потеряет все несохранённые данные, но останется с «живой» техникой.

Но не думайте, что защита решает все проблемы. При активном использовании ноутбука в жару в несколько раз сокращается срок службы жёсткого диска – он плохо себя чувствует уже при 40-45 °C. Этой отметки легко достичь, так как винчестер ещё и греется сам по себе.

Чтобы не нанести вред своему ноутбуку, не оставляйте его работающим на кровати (даже зимой). Дело в том, что вентиляционные отверстия, как правило, находятся внизу, а на кровати они перекрываются.

Также не стоит оставлять работающую технику в машине. В жару температура воздуха в салоне (и в багажнике) становится очень высокой, что может привести к неисправностям. Прямые солнечные лучи также вредны ноутбуку. Причины, по сути, те же, что и у телефона.
И помните про перепады температуры, которые опасны для техники. Если вы выносите ноутбук из помещения, в котором работал кондиционер, на жару, в нём возможно образование конденсата. При включении это может привести к короткому замыканию. Так что дайте ноутбуку адаптироваться к новой температуре и только потом включайте.

Вентилятор в помощь

Современные телевизоры переносят жару стойко. В них встраивают специальную защиту от перегрева, которая либо сама выключает технику при достижении определённой температуры, либо предупреждает о необходимости выключения (на экране появляется предупреждающая табличка). Если вы не уверены, есть ли защита в телевизоре, загляните в инструкцию и уточните этот момент. И в любом случае держите его подальше от палящих лучей солнца.
Что касается холодильников, то обычно в жару их производительность падает, температура в камерах растёт. Но это некритично. Если же холодильник практически не охлаждает, поставьте напольный вентилятор и направьте воздух на заднюю стенку. Там находится конденсатор, который раскаляется в жару. Также можно пройтись по задней стенке пылесосом, так как скопившийся слой пыли значительно ухудшает теплоотдачу. Рекомендуется пылесосить холодильник (как бы смешно это ни звучало) раз в полгода.
Всё перечисленное – это далеко не полный список техники, которая может пострадать от жары. Поведение каждого устройства может зависеть от технических характеристик, режима работы, температуры в доме и 
т. д. Поэтому если видите, что техника «сходит с ума», то попробуйте её охладить и только затем обращайтесь к мастеру.

Возьмите на заметку

Чтобы уберечь от поломки гаджеты при перегреве:
1. Отключите зарядку.
2. Закройте все ресурсоёмкие приложения.
3. Включите режим полёта, энергосбережения или вовсе выключите.
4. Установите минимальную яркость.
5. Положите технику в прохладное, хорошо проветриваемое место на 10-15 минут.

КОМПЕТЕНТНО

Виктория Воронова, начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора по Крыму и Севастополю:
– Потребитель обязательно должен прочитать инструкцию по использованию товара. Если там написано, что, например, смартфон не должен лежать под прямыми солнечными лучами, значит, поломка по этой причине будет негарантийным случаем. То есть здесь нужно исходить из того, какая информация была доведена до потребителя при покупке товара. Если информация доводилась, соответственно, были нарушены гарантийные обязательства со стороны именно потребителя и вины изготовителя в поломке нет. Если такие сведения не были доведены в надлежащей форме, то можно считать, что это гарантийный случай. И здесь срабатывает не только статья 18 закона «О защите прав потребителей», но и статья 12. В ней указано, что если потребитель не получает надлежащую информацию и в товаре проявляется дефект, то он имеет право реализовать свои требования в соответствии со статьёй 18, потребовав денежные средства, замену товара или гарантийный ремонт.

Ирина ГУЛИВАТАЯ