Найти в Дзене

Почему в Китае такие качественные дороги?

Оглавление

Для нас, Уральского завода противогололедных материалов, любые дороги представляют интерес. Но особенно привлекают те страны, где дороги уже стали своеобразным символом – благодаря качеству покрытия, удобству пользования и инфраструктуре. Сегодня поговорим про Китай.

Пятьдесят лет назад дороги Китая были в ужасном состоянии - только 25% имели твердое покрытие, и практически все нуждались в качественном капитальном ремонте. Сегодня же даже Германия, известная своими качественными скоростными трассами, берет пример с Китая. В КНР сейчас ежегодно строится около 25 тысяч километров новых дорог, а скорость укладки покрытия достигает 750 метров в час. Невероятные цифры и еще более невероятно, что такие изменения произошли всего за полвека.

Что же послужило причиной? Давайте заглянем в историю Китая.

История строительства дорог в Китае

Еще 50 лет назад Китай был слаборазвитой страной с преимущественно аграрной экономикой. Хорошими дорогами в то время Китай никак не мог похвастаться – в начале 50-х годов общая протяженность всех автодорог страны составляла 80 тысяч километров.

После основания Китайской Народной Республики было принято решение восстановить хозяйство, разрушенное недавней гражданской войной. Важно было наладить внутренние связи, а для этого требовалось активное строительство дорог. К 1952 году китайскому правительству удалось увеличить протяженность магистралей до 126 700 километров. В те времена были проложены дороги от Сычуани и от Цинхай до Тибета.

С установлением коммунистической государственности в Китае возросла также необходимость в усилении обороноспособности страны и повышении мобильности войск, что переориентировало строительство дорог для стратегически важных направлений: на юго-востоке, северо-востоке, юго-западе и вдоль побережья страны. Экономический рост также позволил строить больше дорог с твердым покрытием, протяженность которых к концу 1950-х годов достигла 500 000 километров.

С учетом сложного рельефа и культурных традиций Китая, параллельно с развитием автодорожного строительства, активно развивалось и строительство мостов. Они были спроектированы таким образом, чтобы соответствовать современным инженерным стандартам и классическим китайским канонам красоты.

-2

В 1980-е годы Китай начал новую политику – открытых экономических реформ. Что привело к усиленному росту экономики. В это время активно развивалась дорожная инфраструктура, и был разработан специальный стандарт качества дорожного полотна, по настоящее время строго соблюдаемый.

Дальнейшее развитие дорожного строительства Китая

Появление высокоскоростных автомобильных дорог превратило отсталую дорожную отрасль в успешно развивающуюся. Для финансирования грандиозных проектов были найдены дополнительные источники дохода – например, китайские власти ввели акцизы на топливо.

В 1984 году Госсовет Китая принял решение увеличить сбор за обслуживание автодорог и начал взимать новые пошлины при покупке автомобилей. Также было разрешено взимать плату за проезд по высококачественным магистралям.

В последние десятилетия Китай значительно улучшил состояние центральных дорог, соединяющих города, а также повысил уровень сельских и уездных маршрутов. Значительный прогресс в автодорожной инфраструктуре Китая отразился не только на повышении уровня жизни граждан, но и на экономическом развитии страны в целом.

Как сейчас строят дороги в Китае?

В период с 2005 по 2010 годы Китай инвестировал значительные средства в строительство сети скоростных национальных автодорог - до 18 миллиардов долларов ежегодно. Сейчас, когда основные автострады уже построены, затраты сократились и составляют около 12 миллиардов долларов в год. А по уровню качества китайские дороги сравнялись с лучшими европейскими автобанами.

Особое внимание в китайских технологиях и стандартах уделяется дорожному полотну. Применяется следующая схема: сначала рабочие насыпают толстый слой песка и гравия, затем укладывают металлическую арматуру, после чего всё заливается бетоном и закатывается в плотный слой асфальта. Считается, что такие дороги могут прослужить до 20-25 лет.

-3

Но несмотря на высокую технологичность и качественную основу, дороги в Китае все равно требуют регулярного обслуживания. Для ямочного ремонта применяется свой подход: специалисты выдувают все крошки из углубления с помощью специального пылесоса, и только затем ставят заплатку. Такая система обеспечивает лучшее сцепление нового слоя со старым покрытием.

Общая стоимость автострады в четыре полосы в Китае стоит примерно 3 миллиона долларов за километр. И это значительно меньше, чем во многих других странах – например, в Бразилии эта сумма составляет 3,6 миллионов долларов, а в России целых 13 миллионов долларов.

Такая относительно низкая стоимость китайских дорог объясняется несколькими факторами: доступной рабочей силой, использованием качественных материалов и эффективной организацией процессов строительства. В стране придерживаются принципа «лучше сделать один раз хорошо, чем переделывать много раз». И этот принцип возник не на благородных началах, а из экономической выгоды. Подрядчики заинтересованы в качественном выполнении работ, так как оплата за них происходит только после завершения проекта, а качество дороги строго оценивается специальной комиссией. Если что-то не будет соответствовать нормам, придется переделывать.

-4

Также в Китае длительные гарантийные сроки - от 15 до 25 лет. Все это время ремонтные работы выполняются за счет подрядчика. Поэтому подрядным организациям просто невыгодно плохо выполнять свою работу.

Финансирование дорожного строительства

В Китае есть несколько вариантов компенсации вложенных в дороги средств:

1. Дорожные пошлины.

2. Доходы от сдачи в аренду придорожных земельных участков.

3. Налоги на покупку автомобиля.

4. Акцизы на топливо.

5. Частные и иностранные инвестиции.

6. Инфраструктурные облигации.

Большинство магистралей в Китае бесплатны для автомобилистов. Однако существуют и платные дороги: государственные (финансируются из государственного бюджета, после 15 лет эксплуатации становятся бесплатными для водителей) и коммерческие (обслуживаются частными компаниями или инвесторами, после 25 лет эксплуатации становятся бесплатными для водителей). Такая система позволяет Китаю развивать свою дорожную инфраструктуру, поддерживая баланс между доступностью и финансовой устойчивостью обслуживания дорог.

-5

Подводя итог, можно однозначно сказать, что развитие экономики невозможно без наличия хороших автодорог. Китай не делает ничего особенного, но его экономический рост называют настоящим чудом. Продуманная государственная программа, система адекватных наказаний и поощрений, разнообразные источники финансирования – благодаря этому Китай вышел в лидеры по строительству качественных магистралей.

В нашей стране тоже активно развивается дорожное строительство. Все больше скоростных магистралей с качественным покрытием становятся доступны для водителей и путешественников. А чтобы не только летние, но и зимние передвижения по стране были максимально комфортны, мы, УЗПМ, создаем противогололедные средства, которые снижают скользкость и обеспечивают безопасность передвижений.