Найти тему
Гипермышление

Как справиться с возрастающей сложностью внешней среды?

Вариации на тему одного интересного фреймворка 2х2 "КИНЕВИН".

Зачем? Для лучшего понимания концепции полезно ее наполнить разными примерами из жизни. Можно конечно надергать разных примеров из интернета, но лучше эти примеры найти самому из собственных наблюдений.

Я попробую это сделать в этом выпуске, но для начала напомню, что классическая модель представляет собой матрицу 2х2, ...

в которой заданы четыре разных состояния внешней среды, от простого и упорядоченного к сложному, далее к неопределенному и непонятному, и в конце концов все упирается в состояние, которое можно назвать хаосом (скрытым порядком).

Я предлагаю взять несколько примеров из разных областей науки и практики, например аналог с математикой:

1. Простая система - это расчет по формулам. Насколько бы они не были большими, это простое и предсказуемое вычисление, как говорят: "чистая функция, без побочных эффектов" (учет и расчет амортизации)

2. Сложная система - это математический анализ. Существует много видов анализа, от простого поиска области определения и экстремумов... к сложному - преобразованию Фурье. (анализ поставок и запасов)

3. Запутанная система - это уже область математического моделирования поведения реального объекта или процесса, где имеет место неопределенность при изменении состояния или условий. (поведение клиента в магазине)

4. Хаотическая система - это область прогнозирования, где мы имеем дело с открытой системой и не имеем возможности учесть все факторы, так как всегда есть место для чего-то нового. (прогнозирование фондового рынка)

Аналогично, если мы возьмем практику, например швейное производство, то увидим такую-же закономерность:

1. Простая система - это пошив тканей между собой;

2. Сложная система - это формирование лекал и выкройки;

3. Запутанная система - это исследование того, что носят/модно сейчас;

4. Хаотичная система - это вопрос: "Что и сколько будут покупать?".

Понимая эту закономерность можно оценить стратегию поведения компании, понять в каком сегменте она играет, а также ответить на вопрос: какие функции и задачи передавать на аутсорсинг, а какие оставить в компании.

Возьмите для примера компанию "ZARA", которая обновляла свою коллекцию два раза в месяц и создавала клиентам каждый раз повод зайти к себе в магазин. Очевидно, что она своим поведением играла в сегменте "Хаос", пытаясь его преодолеть, иначе она долго изучала рынок и целевую аудиторию, определяла что модно сейчас и пыталась догнать какой-то тренд.

Парадоксально, но модель "Киневин" отлично описывает эволюцию взглядов на менеджмент и стили управления бизнесом:

1. Простая система - научный подход, делай правильно (Форд 1900-х);
2. Сложная система - системный подход и управление проектами (Тойота);
3. Запутанная система - ситуационный подход и гибкие методы Agile; (Google);
4. Хаотичная система - лидеры в новых отраслях и новых технологиях (Open AI);

Что касается продаж, то можно наблюдать такую-же картину:
1. Сбыт, планирование;
2. Прямые продажи, реклама;
3. Клиентоориентированность и К-центричность;
4. Формирование бренда и продажа через сторителлинг.

Аналогично можно посмотреть на сферу медицинского обслуживания, преподавание или финансовые услуги.

В общем, перефразируя известное выражение:
"
Будьте проще, и народ потянется. Будьте сложнее, и от вас отстанут."

-2

ИП/2024/07/29