Приветствую вас, дорогие путешественники!
Средний Зеленчукский храм, принадлежащий к сакральной архитектуре Верхнего Кубани, изначально задумывался как "свободный крест" предположительно в конце IX века. В процессе строительства проект немного изменился, добавив две боковые апсиды к центральной апсиде и удлинив западный рукав креста. Эти изменения соответствовали развитию архитектуры православных церквей до X века, когда храмы стали символизировать гармонию между духовным и материальным.
Храм сложен из каменных блоков на прочном известковом растворе, с архаичными формами люнетов над входами, улучшающими акустику. В XIX веке монахи восстановили храм, освятив в честь Троицы. Интерьер храма был богат разнообразными фресками, включая изображения "Святых воинов".
Согласно свидетельствам Струкова и Нарышкиных, в центральной апсиде были обнаружены следы престола, а также синтрон - каменная скамья для церковного клира - и солея. В 1867 году Нарышкины записали местное предание о византийском монастыре, который когда-то существовал в долине Большого Зеленчука.
Главный вход в храм украшен высоким порталом с арочным верхом. Христиане придают особое значение каждой части церкви, то значение возрастает по мере приближения к алтарю. Поэтому архитектурная перспектива храма, которая открывается от главного входа, привлекает внимание зодчих. Возможно, поэтому византийский мастер, создавший храм, сделал западную ветвь креста шире восточной. Это создает иллюзию увеличения размеров здания в глазах посетителей. Эффект усиливается тем, что внутреннее пространство храма свободно и открыто, а купол кажется свисающим с небес, пропуская мерцающий свет через окна. Также следует отметить, что здание симметрично и пропорционально. Высота здания соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола. В целом, архитектурное сходство Северного и Среднего Зеленчукских храмов указывает на их принадлежность к одной группе византийских зданий, возведенных с небольшим разрывом во времени.
Средний храм меньше по размерам и, скорее всего, был приходской церковью для христиан Нижне-Архызского городища, в то время как Северный храм был кафедральным собором всей Алании.
Современные исследования подтверждают, что Средний храм был заложен в день Преображения Господня. В конце XIX века он был восстановлен и использовался для богослужений в летний период, когда строился Александро-Невский Зеленчукский монастырь. Монахи освятили храм в честь Святой Троицы, и до сих пор традиционно во второй день праздника Святого Духа здесь совершается молебен с акафистом.
Средний храм считается одним из старейших сохранившихся аланских храмов. Основание храма относится к первой половине X века. Он относится к крестово-купольному типу сакральных зданий и построен из крупных песчаных блоков, скрепленных известковым раствором. Исходно храм был предназначен для погребальных и поминальных церемоний аланских правителей и церковных иерархов. Однако позже его функция изменилась, и церковь стала использоваться для богослужений.
Известно, что храм был построен византийскими мастерами из Каппадокии и впоследствии расписан фресками. В настоящее время сохранились лишь две композиции над боковыми дверьми, но в очень плохом состоянии, остальные фрагменты были утеряны после монашеского ремонта и последующего запустения храма.
В ходе археологической экспедиции в западном рукаве нижне-архызского храма была обнаружена группа погребений. Одно из них принадлежало мужчине в возрасте 25-29 лет, ростом 168 см. На его скелете были обнаружены зажившие переломы ребра, носа, надбровья левой локтевой кости. Левая рука мужчины была зафиксирована специальной повязкой после перелома. Вероятно, у него был доступ к качественной медицинской помощи, что позволило сохранить его дееспособность.
Причиной смерти мужчины стала рубленая рана в области центральной задней части левой теменной кости, вероятно, нанесенная острой рубящим лезвием оружия, возможно саблей. Он был профессиональным воином, проводил много времени в седле и участвовал в боевых столкновениях. Погребенный принадлежал к этнической группе, близкой к современным жителям Кавказа.
Мужчина занимал высокое положение в обществе и вероятно сделал военную карьеру, внесши значительный вклад в христианскую, светскую или церковную жизнь Алании.
После нескольких десятилетий останки мужчины были извлечены из каменной гробницы и перезахоронены в менее привилегированных условиях. Научные исследования указывают, что причины и обстоятельства смерти воина, а не его социальное положение, повлияли на первоначальное решение о его погребении в интерьере храма.
Ваша странница Мила.
#мастерагостеприимства
#проводникисмыслов
#toptureкчр
#Архыз