Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Цыбик чаю или как художник в чиновника превратился

Петр Федорович Соколов (1787-1848) – выдающийся русский живописец-акварелист, академик Императорской Академии художеств. Портреты его работы – великолепная галерея лиц пушкинской эпохи. Известен он и как автор последнего прижизненного портрета Александра Сергеевича Пушкина. Сыновья Соколова Петр, Павел и Александр также стали художниками. А Павел (1826-1905) был также не лишен и литературного таланта. В его «Воспоминаниях» мы нашли семейную историю, связанную с чаем.

Портрет Петра Федоровича Соколова работы Василия Андреевича Тропинина, 1833 год. Из собрания Государственного Русского музея
Портрет Петра Федоровича Соколова работы Василия Андреевича Тропинина, 1833 год. Из собрания Государственного Русского музея
Петр Федорович Соколов, портрет Александра Сергеевича Пушкина, 1836 год. Из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург)
Петр Федорович Соколов, портрет Александра Сергеевича Пушкина, 1836 год. Из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург)

Автор «Воспоминаний» Павел Петрович Соколов, портрет работы его брата – акварелиста Александра Петровича Соколова, 1858 год. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Автор «Воспоминаний» Павел Петрович Соколов, портрет работы его брата – акварелиста Александра Петровича Соколова, 1858 год. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Итак, «Воспоминания» Павла Петровича Соколова, история из жизни его отца Петра Федоровича Соколова. «Выпущенный (из Императороской Академии художеств в Санкт-Петербурге) с дипломом на звание свободного художника старшей степени, отец стал жить на собственные средства, давал уроки живописи и делал карандашом портреты, имевшие большой успех. Благодаря этим портретам, круг знакомства моего отца очень скоро расширился и он попал в так называемый beau monde, посещал театры и собрания, а так как он был очень недурен собою и всегда изысканно одевался, то охотно приглашался на вечера и в частные дома. Особенно же он был обласкан в доме старика Пещурова, которому был обязан определением в Академию (за казенный счет). (Алексей Никитич Пещуров хорошо знал отца художника; в 1830 году был назначен псковским гражданским губернатором, на посту которого значительно облегчил жизнь Пушкина во время его ссылки в Михайловском). Пещуров жил... в собственном доме. Он всегда с удовольствием принимал отца и восхищался его талантом.

Портрет Алексея Никитича Пещурова работы Петра Федоровича Соколова, 1830-е годы. Из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург)
Портрет Алексея Никитича Пещурова работы Петра Федоровича Соколова, 1830-е годы. Из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург)

Однажды к отцу обратился с заказом один сибиряк, купец-чаеторговец, и когда портрет, написанный с него отцом, был закончен, купец пришел в такой восторг, что, кроме уговоренной цены, непременно пожелал сделать отцу подарок. «Завтра получишь, теперь не скажу что, уж будешь доволен», – говорил купец, – «ты меня ублаготворил, да уж и я тебя распотешу». На другой день отцу приносят огромный цыбик чаю. Чай тогда только что начинал входить в употребление (речь идет о 1810-х годах), и лишь у очень богатых людей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю был подарком незаурядным. Зная, что старик Пещуров был охотником и знатоком в чаях, отец и поднес ему этот ценный подарок. Через несколько дней вдруг от Пещурова получает он приглашение на званый вечер. В назначенный час отец уже подъезжал к дому Пещурова, окна и подъезд которого были ярко освещены, а на улице стояло много великолепных экипажей и карет. В зале уже было много гостей, среди которых отец увидел и Пещурова, который, заметя вошедшего отца, с распростертыми объятиями пошел к нему навстречу. «Вот тот, кому мы сегодня обязаны приемным вечером», –говорил он, представляя смущенного отца гостям, – «это он подарил мне этот замечательный чай. Среди множества миловидных женщин, наполнявших салон Пещурова, отец заметил немало тех, с которых он писал уже портреты; все осыпали его любезностями, дамы дарили нежными улыбками, а мужчины крепко пожимали руки. «И все это за цыбик чаю», – думал отец.

Когда на другой день отец поехал благодарить Пещурова за оказанный ему лестный прием, то тот объявил ему, что записал его на службу в подведомственный ему департамент. Конечно, отец поблагодарил его, но оговорился, что затрудняется этим, потому что совершенно не знаком с делом, которое ему предстоит на новом месте служения. «Да этого совсем и не нужно», – сказал Пещуров, – «ты только ходи каждый месяц жалованье получать». О, доброе старое время! Удивительно, до какой наивности доходили тогда влиятельные люди в своем самовластии. Итак, благодаря цыбику чая, отец сделался чиновником. По прошествии двух лет, когда отец уже зарабатывал такие деньги, что: вполне был обеспечен, он не вытерпел и явился к Пещурову с заявлением, что ему наконец совестно получать чины и деньги, не принося месту служения никакой пользы. «Ну, уж это твое дело», – отвечал Пещуров, – «коли ты не нуждаешься».

Неизвестно: кем же был тот «сибиряк, купец-чаеторговец», что сделал художнику такой богатый подарок. А мы напомним, что такое «цыбик» или «цибик». Так называли корзину для хранения и транспортировки чая, сплетенную из камыша или бамбуковых волокон, а затем запечатанную и покрытую кусками кожи. Цыбики были «полуторными» (75-80 фунтов чая; один фунт – примерно 410 гр) и «квадратными» (53-57 фунтов; в таких цыбиках часто доставлялись дорогие сорта).

«Мужик с цыбиком чая». Такую статуэтку-коробочку еще в конце XIX века выпускали на заводе, сегодня известном как Каслинский завод архитектурно-художественного литья. Фотография с сайта завода
«Мужик с цыбиком чая». Такую статуэтку-коробочку еще в конце XIX века выпускали на заводе, сегодня известном как Каслинский завод архитектурно-художественного литья. Фотография с сайта завода