Энни Лейбовиц ещё в прошлом веке стала одной из самых известных американских фотографов-портретистов.
Её культовые фотографии знаменитостей впервые появились в журналах Rolling Stone и Vanity Fair в 1970-х, а к 1990-м годам стали предметом музейных выставок по обе стороны океана.
В этой статье подробнее расскажу про ее жизнь, творческое развитие и покажу лучшие работы.
Начало Пути
Энни Лейбовиц (настоящее имя Анна-Лу Лейбовиц; Annie Leibovitz) родилась в 1949 году в Коннектикуте.
“Я не из тех людей, которые всегда хотели быть фотографами и начинали карьеру в 12 лет. Фотография пришла ко мне с желанием заниматься искусством; я поняла это, когда училась в Сан-Францисском институте искусств в 1960-х годах”, — вспоминает она.
Путь к признанию
Фотографом Лейбовиц стала в начале 1970-х, довольно бурные времена для Америки. Границы между журналистами и фотографируемыми людьми ещё не были чётко очерчены. Поэтому возможности, которые тогда были у Лейбовиц, сегодня можно считать необычайными.
В возрасте 23 лет она заняла должность главного фотографа журнала Rolling Stone и сохраняла этот пост в течение десяти лет.
“Никогда не забуду ощущение, когда стояла у газетного киоска и впервые увидела свою фотографию, превратившуюся в обложку журнала Rolling Stone”, — говорит Лейбовиц.
Лейбовиц воспринимает фотосессии как сотрудничество, обычно проводя дни, наблюдая за повседневной жизнью своих героев и внедряясь в их среду.
В 1975 году она была концертно-гастрольным фотографом группы Rolling Stones во время большого турне музыкантов по Штатам и пристрастилась к кокаину, от чего избавилась, когда ушла в Vanity Fair. А любимой фотографией из того проекта стал снимок Мика Джаггера в лифте.
“Я ушла в Vanity Fair, потому что знала – там у меня будет более широкий круг для съёмок – писатели, танцоры, художники и музыканты всех мастей. И мне хотелось узнать о гламуре. Восхищаюсь работами таких фотографов, как Сесил Битон, Ирвин Пенн и Ричард Аведон точно так же, как всегда уважала и более суровых фотографов, например, Роберта Франка. Но мне предстояло найти собственную форму гламура”.
Характерный стиль
Для её стиля характерны тщательно продуманные декорации, превосходное освещение и яркие цвета.
Лейбовиц старается сделать портреты уникальными и остроумными. В её коммерческих работах нет и тени случайности. Только техническая выверенность, изысканная постановочность, драматичность, идеальное освещение и роскошные фоны.
Перед её объективом появляются знаменитости всех величин: кинозвёзды, монархи, музыканты, танцоры, писатели, политики и спортсмены.
“Не люблю слово ‘знаменитость’, — заявляет Лейбовиц. — Меня всегда больше интересовало то, чем люди занимаются, а не то, что они собой представляют, и я надеюсь, что мои фотографии это отражают. Мне кажется, что так или иначе я фотографирую действительно важных личностей. Я фотографирую своё время”.
Признание и наследие
В 1991 году Лейбовиц стала первой женщиной и вторым живым фотографом, выставившим свои работы в Национальной портретной галерее в Вашингтоне.
Это была её первая музейная выставка. Тогда же вышла книга “Фотографии: Энни Лейбовиц 1970–1990”. Позже похвалу заслужило очередное издание Лейбовиц с портретами американских спортсменов “Олимпийские портреты” (1996).
Последующие книги фотограф посвятила женщинам, затем музыкантам и снова женщинам.
В 2000 году Энни Лейбовиц получила звание “Живая легенда” от Библиотеки Конгресса. Достижения фотографа отмечены в документальном фильме “Энни Лейбовиц: Жизнь через объектив” (2009), снятом её сестрой Барбарой для сериала “Американские мастера”.
Новый вектор
“Я неплохой студийный фотограф, но это не моё любимое место съёмок, — делится Лейбовиц. — С поиска открытых мест для портретов началась моя пейзажная работа. Что меня сейчас интересует, так это пейзаж. Картинки без персонажей. Не удивлюсь, если в итоге на моих фотографиях не останется людей. Это так эмоционально”.
Какими окажутся следующие проекты фотографа, пока неизвестно, однако, как говорит Лейбовиц: “Фотография – не то, от чего уходят на пенсию”.