Монголы разбили главную армию Цзинь и расчистили путь к одной из столиц. Осенью 1211 года Чингисхан осадил Чжунду и отправил мобильные отряды для разграбления окрестных поселений.
Закончив с грабежами, великий завоеватель понял, что укрепленный город не получится взять с наскока, поэтому решил переждать зиму где-то подальше от вражеских стрел и осадных снарядов. В середине ноября 1211 года Чингисхан снял осаду и отправился с войсками на север, прихватив с собой лошадей, принадлежавших цзиньскому государству.
Монголы осели на зимовку на приграничных территориях. Тем временем, в империи Цзинь активировались центробежные тенденции – распространенное явление в государствах с неустойчивой вертикалью власти. Мало того, что император остался без войска на границах, так еще и при дворе не все было неспокойно.
Империя Цзинь была многонациональным государством, поэтому отдельные области, почувствовав ослабление центрального правительства, подняли голову. Часть вассалов открыто выступила против императора, провозгласив независимость, а некоторые предпочли присоединиться к войску Чингисхана, в надежде сохранить автономию, сотрудничая с кочевниками.
Пока при дворе императора Ваньяна Юнцзи творилось черти что, монголы не теряли времени даром. В середине зимы 1211-1212 годов они внимательно следили за политическими интригами, развивающимися в империи Цзинь. Чингисхан понимал, что вызванный его набегами хаос – удобный момент для нанесения нового удара.
Весной 1212 года, с наступлением теплой погоды, монгольская орда вновь начала движение на юг. В очередной раз император Ваньян Юнцзи оказался в крайне затруднительном положении. Его попытки консолидировать власть и восстановить боеспособность развалившейся армии не увенчались успехом. В условиях политической нестабильности, на фоне отсутствия централизованного управления, вновь собранные войска не могли эффективно координировать свои действия, что привело к неспособности оказать должного сопротивления кочевникам.
В начале мая 1212 года монгольская армия вновь оказалась «по ту сторону» Великой стены. Памятуя о прошлогоднем триумфе, Чингисхан действовал также, как и в предыдущем походе. Небольшие отряды рассеялись по плодородным землям Цзинь и грабили поселения, а основная армия брала в осаду один город за другим.
В кампании 1212 года монгольская тактика оставалась неизменной – внезапные набеги на аванпосты создавали хаос в рядах обороняющихся. Чингисхан часто сосредотачивал серьезные силы именно на тех направлениях, где противник меньше всего ожидал нападения. Неотъемлемой частью монгольского нападения стала блокада логистических артерий. Перекрывая важные торговые и продовольственные маршруты, монголы не только оставляли неприятеля без провианта, но и вводили его в неведение, оставляя без новостей и приказов из столицы.
В то же время монголы продолжали поддерживать сепаратистские настроения среди местных элит. Вассальные князья, видя силу и решимость монгольского войска, переходили на сторону Чингисхана, обещая ему верность в обмен на защиту и сохранение своих полномочий на захваченных территориях. Такая политика позволяла монголам формировать внушительный политический альянс в самом сердце империи Цзинь.
Но даже несмотря на подавляющую военную мощь кочевой армии и деятельную поддержку цзиньских коллаборационистов, в кампании 1212 года Чингисхан так и не смог взять ни одного укрепленного города.
Крепким стенам цзиньцев было по барабану на то, сколько у противника всадников. Кроме того, так уж сложилось, что в Северном Китае была самая мощная артиллерия того времени, поэтому монголам, не имеющим осадных орудий, приходилось держаться на расстоянии при блокаде крупных городов, уповая на то, что у градоначальника сдадут нервы и он сложит оружие перед силами кочевников.
В кампании 1212 года монголам не удалось взять ни одного крупного города, но нервы императору Чингисхан потрепал знатно. Уже тогда кочевники понимали, что такое инвестиции. Разоряя поселения и поджигая поля в 1212 году, великий завоеватель понимал, что в следующей кампании ему будет гораздо легче, так как у цзиньцев будет меньше ресурсов. Тем более, многие князья открыто поддержали кочевников, а соответственно, после ухода монголов Ваньян Юнцзи будет вынужден бороться с предателями и не успеет подготовиться должным образом к следующей встрече.
На этой замечательной ноте, пожалуй, закончим.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующий монгольский набег.
Предыдущая статья:
История Чингисхана