Найти тему

ПОЕЗД ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ: КАКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ХРАНИТ МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В МАГНИТОГОРСКЕ

В это воскресенье свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники. А знаете ли вы, что в Магнитогорске целых три музея, посвященных железной дороге? В одном из них побывал корреспондент газеты «Магнитогорский рабочий».
В это воскресенье свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники. А знаете ли вы, что в Магнитогорске целых три музея, посвященных железной дороге? В одном из них побывал корреспондент газеты «Магнитогорский рабочий».

Самый большой (и самый молодой) музей, посвященный железной дороге, открылся в 2022 году в здании магнитогорского пассажирского вокзала. Еще один располагается в вагоноремонтном депо, а мы с вами побываем в музее станции Магнитогорск-Грузовой вместе с его хранительницей Ириной Лисицкой.

Ирина Лисицкая окончила МГМИ, получила специальность «Инженер промышленного транспорта, по распределению попала в ГИПРОМЕЗ, где три года занималась проектированием железнодорожных путей для ММК.

В 1977 году пришла на железную дорогу – дежурным по станции на станцию Магнитогорск-Пассажирский. Пришлось поработать и стрелочником, чтобы понять все тонкости рабочего процесса. Потом, недолгое время пробыв дежурным по станции Магнитогорск-Грузовой, стала здесь инженером по охране труда, кадровиком, начальником станции Магнитогорск-Пассажирский, заместителем начальника станции Магнитогорск-Грузовой по кадрам и социальным вопросам.

После выхода на пенсию в 2012 году стала председателем совета ветеранов станции Магнитогорск и смотритель музея, а также руководитель отряда волонтеров-железнодорожников, находящихся на заслуженном отдыхе, «Серебряная колея», в котором уже 46 человек.

ЗАГЛЯНЕМ В ПРОШЛОЕ

Как рассказала Ирина Гавриловна, музей был организован в 2010 году, к 80-летию станции. Инициатива принадлежала ей (на тот момент Ирина Лисицкая работала заместителем начальника станции по кадрам и социальным вопросам), председателю совета ветеранов Елизавете Недошивиной и председателю профсоюзного комитета Валентине Паньковой. Начальник станции Сергей Горбунов – человек, неравнодушный к истории, идею поддержал и выделил помещение.

Собирать экспонаты пришлось с нуля – когда-то на Магнитогорске-Грузовом был свой музей, но в «лихие 90-е» его помещение передали под коммерческое назначение, а кропотливо собираемые десятилетиями экспонаты просто выбросили. Герой Труда Петр Макрушин сохранил три Книги Почета и три переходящих красных знамени, которые в свое время магнитогорские железнодорожники получили на вечное хранение (одно из них позже передали в центральную дирекцию управления движением, и сейчас оно хранится в московском музее).

Все делали своими руками – собирали фотографии, клеили планшеты (несколько из них еще сохранились как память), делали витрины. Сейчас в музее уже более 1,5 тысячи экспонатов, которые подразделяются на несколько разделов: истории железной дороги, трудовой и воинской славы работников станции, предметы старины. Экспонаты приносили железнодорожники, огромный вклад в собрание коллекции музея внесла сама Ирина Лисицкая.
Все делали своими руками – собирали фотографии, клеили планшеты (несколько из них еще сохранились как память), делали витрины. Сейчас в музее уже более 1,5 тысячи экспонатов, которые подразделяются на несколько разделов: истории железной дороги, трудовой и воинской славы работников станции, предметы старины. Экспонаты приносили железнодорожники, огромный вклад в собрание коллекции музея внесла сама Ирина Лисицкая.

Значительную помощь музею оказал благотворительный фонд ОАО «РЖД» «Почет». Два года назад музей принял участие в грантовом конкурсе фонда «Проводники хороших дел» и получил 50 тысяч рублей на реконструкцию, благодаря чему удалось поменять часть экспозиции, сделать новые стенды.

Территория станции и сама отчасти является преддверьем музея. Здесь можно увидеть памятник 15-ти магнитогорским железнодорожникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. На стендах вдоль дорожки, ведущей к административному зданию, – исторические вехи, которые прошла станция от первого паровоза, прибывшего на Магнитострой, до сегодняшних дней. Еще один стенд – с портретами тех, чьи имена составляют трудовую славу предприятия, как в прошедшие годы, так и сегодня.

На самом здании – памятная табличка полному кавалеру ордена Славы 3-х степеней, гвардии сержанту Якову Антонову, который ушел на войну со станции Магнитогорск-Грузовой, дошел до самого Берлина, совершив немало подвигов, а после войны вернулся на родину и еще много лет работал на станции Куйбас.
На самом здании – памятная табличка полному кавалеру ордена Славы 3-х степеней, гвардии сержанту Якову Антонову, который ушел на войну со станции Магнитогорск-Грузовой, дошел до самого Берлина, совершив немало подвигов, а после войны вернулся на родину и еще много лет работал на станции Куйбас.