Найти в Дзене
Институт здоровья

Главная причина проблем со здоровьем

Безусловно, наше здоровье зависит от множества причин: от питания, состояния окружающей среды, социальных условий и т.д. Всё это ВНЕШНИЕ причины, которые у некоторых людей могут ухудшить здоровье, а на некоторых могут и не оказать заметного влияния. Ведь многое зависит от состояния самого организма, т.е. помимо внешних есть и внутренняя причина здоровья, о которой мы очень мало знаем. И сегодня я хочу рассказать вам об одном открытии, которое проливает свет на главную причину здоровья и нездоровья. Это «висцеральная теория сна» Ивана Николаевича Пигарёва – замечательного нейрофизиолога, которого, к сожалению, уже нет в живых. Он погиб 14 июля 2021 года в результате аварии. Но в интернете есть записи его видеолекций, в которых он рассказывает о своих исследованиях. Я лишь кратко изложу суть открытия. Как известно, полноценный сон – это один из важнейших факторов здорового образа жизни. Поэтому исследование сна напрямую связано со здоровьем. Но изначально Иван Николаевич не задумывался о
Оглавление

Безусловно, наше здоровье зависит от множества причин: от питания, состояния окружающей среды, социальных условий и т.д. Всё это ВНЕШНИЕ причины, которые у некоторых людей могут ухудшить здоровье, а на некоторых могут и не оказать заметного влияния. Ведь многое зависит от состояния самого организма, т.е. помимо внешних есть и внутренняя причина здоровья, о которой мы очень мало знаем.

И сегодня я хочу рассказать вам об одном открытии, которое проливает свет на главную причину здоровья и нездоровья. Это «висцеральная теория сна» Ивана Николаевича Пигарёва – замечательного нейрофизиолога, которого, к сожалению, уже нет в живых. Он погиб 14 июля 2021 года в результате аварии. Но в интернете есть записи его видеолекций, в которых он рассказывает о своих исследованиях. Я лишь кратко изложу суть открытия.

Как известно, полноценный сон – это один из важнейших факторов здорового образа жизни. Поэтому исследование сна напрямую связано со здоровьем. Но изначально Иван Николаевич не задумывался об этой взаимосвязи. Его, как и многих других нейрофизиологов, просто интересовал феномен сна. Было не совсем понятно: зачем человеку (или животному) нужен сон? Не просто физический отдых, а именно сон, т.е. отключение сознания.

Логическое объяснение было следующим. Во время сна сознание отключается. А какой орган выполняет функцию сознания с точки зрения физиологии? Мозг! Поэтому многим казалось очевидным, что сон необходим для того, чтобы «мозг отдыхал».

Но, будучи человеком пытливого ума, Пигарёв поставил этот вывод под сомнение. Тем более что были факты, противоречившие этому «очевидному» умозаключению.

В первую очередь, это результаты электроэнцефалограммы, которые показывали, что во сне мозг показывает гораздо большую активность, чем во время бодрствования. И это никак не вязалось с утверждением, что во сне «мозг отдыхает». Напротив, во сне мозг усиленно работал.

Скриншот из видеолекции И.Н. Пигарёва
Скриншот из видеолекции И.Н. Пигарёва

Но чем именно он занимался?

На этот счет тоже существовала популярная гипотеза, что мозг обрабатывает информацию, полученную в течение дня, и «раскладывает её по полочкам». Однако такая гипотеза не давала ключей для понимания физиологии этого процесса.

И тогда Иван Николаевич стал изучать работы других физиологов, занимавшихся исследованием сна еще до изобретения ЭЭГ.

Одна из них – врач, физиолог Мария Михайловна Манасеина (1841-1903), которая впервые предложила метод депривации сна. Суть метода заключалась в том, чтобы лишить испытуемого сна и посмотреть, какие органы от этого пострадают.

Она проводила опыты со щенками. Их кормили, обеспечивали всеми необходимыми условиями, но не давали уснуть. На пятый день они умирали (к сожалению, наука требует жертв), и вскрытие показывало, что в их мозге нет никаких патологий. А страдали внутренние органы, в первую очередь, желудочно-кишечный тракт. Это означало, что сон необходим не мозгу, а внутренним (висцеральным) органам.

Аналогичные опыты проводил позднее академик К.М. Быков (1886-1959). Он проводил эксперименты со взрослыми собаками, и более гуманно: не доводил их до смерти. Но наблюдения показали, что лишение сна вызывало множество нарушений в работе внутренних органов, проблем с кожей, собаки страдали, облазили. И когда они уже совсем находились на грани, им давали выспаться. Проспав двое суток, собаки снова становились бодрыми и очень быстро восстанавливались.

Такие же опыты, но уже с крысами, проводил американский ученый Allan Rechtshaffen, и тоже получил аналогичные результаты. Он установил, что при лишении сна в какой-то момент наступает точка невозврата. Даже если дать после этого крысе уснуть, она умрет – организм уже запустил программу самоуничтожения. Вскрытие показывало множественные патологии практически во всех органах кроме мозга. Самое интересное, что по отдельности эти патологии не смертельны, никакой угрозы жизни они не представляли. Проблема была даже не в самих патологиях, а в утрате внутренней согласованности, функционального единства организма.

Это очень важный вывод. Он означает, что главная причина здоровья заключается не в функционировании отдельных органов и клеток, а в способности организма поддерживать единство и согласованность всех внутренних процессов. Именно это поддерживает жизнь в организме. Именно это отличает живой организм от искусственного механизма. Именно эта способность представляет наивысшую ценность для эволюции. Как только мы её утрачиваем, для эволюции мы становимся бесполезны, и она запускает «программу смерти».

Все эти исследования подвели Ивана Николаевича к тому, чтобы сформулировать элегантную гипотезу. Суть её заключалась в том, что кора головного мозга НЕ предназначена исключительно для обработки внешней информации, а скорее является универсальным вычислительным центром для анализа и суммирования поступающих сигналов: во время бодрствования – из внешнего мира, а во время сна – от внутренних органов.

Прелесть этой гипотезы была ещё и в том, что её легко было проверить экспериментально. Пигареву представилась такая возможность, когда он занимался исследованием зрительной системы на кошках.

Скриншот из видеолекции И.Н. Пигарёва.
Скриншот из видеолекции И.Н. Пигарёва.

Кошке демонстрировали зрительные сигналы и регистрировали активность нейронов зрительной зоны коры. Но когда кошка засыпала, эксперимент приходилось прерывать и ждать, когда она проснётся. Это была прекрасная возможность проверить висцеральную гипотезу. Согласно ей, стимуляция во время сна, например, кишечника слабым электрическим импульсом должна была вызвать мгновенную реакцию зрительного нейрона. А такая же стимуляция во время бодрствования не должна была показывать никакой корреляции.

Такой эксперимент был проведен и полностью подтвердил гипотезу Пигарёва. Гипотеза стала полноценной теорией – висцеральной теорией сна. Она прекрасно и просто объясняла не только физиологические механизмы переключения между режимами сна и бодрствования, но и причины, по которым такая необходимость возникает в принципе, а также подчеркивала теснейшую взаимосвязь сознания и тела.

Итак, теперь мы понимаем, что во время бодрствования кора мозга занята обработкой сигналов из внешнего мира, а во время сна – от внутренних органов. Но почему во время бодрствования внутренние процессы не могут долго сохранять согласованность? И можно ли добиться такого характера взаимодействия с окружающим миром, при котором не было бы накопления противоречий между внутренними потребностями организма и внешними процессами?

Иван Николаевич считал, что мы не способны ощущать свои внутренние органы, внутренние процессы, потому что во время бодрствования сигналы от них не могут поступать в кору головного мозга. Но я считаю, что это связано еще и с тем, что наше внимание избирательно, ведь даже во внешнем мире мы замечаем в первую очередь то, на что оно обращено. А сколько всего проходит мимо нашего сознания!

Направляя внимание на свои ощущения, впечатления, ассоциации, двигательные привычки, эмоции и дыхание, отслеживая свою внутреннюю реакцию на внешние события и свои собственные решения и действия, мы можем развивать осознанность и расширять возможности восприятия. А то, что мы ощущаем и осознаем, тем мы способны и управлять. А это значит, что мы можем развить в себе способность управлять здоровьем.

Таким образом, суть осознанного управления здоровьем сводится к тому, чтобы развивать, тренировать способность сохранять согласованность внутренних процессов организма и их адекватность внешним изменениям в системе. Иными словами, восстановить ЦЕЛОСТНОСТЬ.

О методике восстановления целостности через осознанное движение читайте здесь:

Принципы здорового движения