Юрий Мамонтов
1970 год. В Сибири начало осени. Сентябрь. В истребительном полку шла дневная лётная смена по восстановлению навыков и продвижению лётного мастерства выпускников лётного училища. Погода миллион на миллион. Летала спарка УТИ и боевые МиГи. После этой смены планировался отпуск всей группе лейтенантов. Погода поздней осенью будет меняться, и летать молодёжи возможностей не будет, будут летать «старики».
На стартовый командный пункт «влетел» начальник метеослужбы полка. В тот день он дежурил и обеспечивал полёты. Тихо подкрался к руководителю полётов (РП).
«Товарищ подполковник, нужно обеспечить посадку всех самолётов. По данным с метеоточек контроля резко меняется погода, через несколько минут аэродром закроет облачность. Пожалуйста дайте «ковёр». РП неудовлетворённо и вопросительно посмотрел «на бога погоды». «Ты же говорил что погода - простые метеоусловия »
- «Я сам ничего не могу понять . Прошу закончить полёты».
- РП по громкоговорителю: «Командиру полка срочно прибыть на СКП».
- «Внимание всем в воздухе. Объявлена команда «ковёр».
По связи с РСП (руководитель системы посадки): « Руководителю системы посадки обеспечить вывод самолётов на круг и последовательный заход с безопасным интервалом».
На СКП прибыл командир полка. РП докладывает сложившуюся обстановку и принятое решение, начальник метеослужбы поясняет по синоптической карте обстановку в районе полётов.
Диспетчер принял телефонный звонок и доложил: « Аэродром аэрофлота Красноярск прекратил выпуск и посадку всех типов самолётов и снял себя как запасной для нас».
- «Кто в воздухе ?»
-«Восемь самолётов, спарка на траверзе. Остальные на кругу от третьего до дальнего». Один вышел с маршрута, и идёт с ППМ Богучаны на точку. Пилотирует лейтенант, позывной 046. Бортовой 87. Должен успеть.».
Диспетчер: «Местные «Нижний» и «Селенга» прекратили приём и выпуск самолётов по погоде».
-«Сколько запасных ?»
-«Гражданские Иркутск, Абакан, и стратеги».
-«Абакан только что снял запасным и прекратил выпуск и посадку бортов».
-«Может готовить Иркутск запасным для 046-го ?»
Последовательно касаются полосы МиГи. Погода на глазах стала меняться в сторону «плохо» и «совсем плохо». Начальник метеослужбы полка стоит бледным. Сосредоточенно смотрит на МиГи, выполняющие посадку руководитель полётов.
-«КП переведите 046 на стартовый канал».
-«046. Остаток топлива ?»
046 докладывает остаток. Командир полка называет время нахождения в воздухе по остатку.
- РП: «046-го на Иркутск отправляем ?»
- Командир полка: «Там он ни разу не садился и при этом остатке топлива движок может встать над городом. Пусть садится дома !»
- «Командира эскадрильи на СКП». Короткая беседа с комэской обнаружила перерыв в полётах у 046 , но обнадёжила результатами проверки на УТИ в умении заходить на посадку под шторкой.
В воздухе остался 046. Все остальные борта благополучно произвели посадку и зарулили на стоянку для заправки.
-«046 на посадочном 2.000 , шасси выпустил снижение».
-«Разрешаю режим, Вы левее 500 , доворот вправо курс..»
-«Выполняю».
-«На курсе , на глиссаде».
-«Понял 1.500».
-«046 не уклоняйтесь влево».
-«046 возьмите вправо на курс..»
-«Выполняю».
-«046 дальний».
«Дальний, ближний, доворот, закрылки, триммер, обороты» вслух говорит для себя лейтенант. Выполняя манипуляции с оборудованием кабины.
- «046 Дальний полностью, посадку».
- «Посадку разрешаю , ветер справа под 45, 10 метров».
- «046 подхОдите к ближнему левее 50, вправо десять».
Весь аэродром ждёт МиГ вглядываясь в «мутоту» из которой вот вот должен появиться самолёт.
Мгновенье и силуэт МиГа вываливается из облачности левее полосы, самолёт идёт с большим правым креном опустив опасно нос под полосу.
- РП : «Уходи на второй круг !! Обороты !!»
Двигатель самолёта с малого свиста перешёл на оглушительный рёв. Резко убран крен самолёта и убрано снижение. Самолёт проседает и нехотя уходит снова в облачность.
- «046 плавно в набор ! Не тяни ! убирайте шасси и на 100 метрах закрылки. Вам заход двумя на 180. 600. Разрешаю первый. К полосе не жаться ».
- «046 верхний край облачности ?»
- «1.000 метров»
- «Занимайте 1.100»
- «Понял»
- «Вышли за облака? Высота?»
- «046 на траверзе. За облаками 1.100. Баки сброшены.»
- «046 разрешите второй»
- «До второго 15 секунд»
- «Понял. Выполняю второй 1.100»
- «046 разрешаю снижение на посадочном , шасси по команде»
- «Понял»
- «Командир, стратеги, Иркутск сняли запасными. В Абакане снег. В Иркутске обледенение».
- РП: «046-го нужно выгонять в зону катапультирования».
- Командир полка: «Не торопитесь».
В это время 046 проходит дальний, проседает до ближнего ниже глиссады и оказывается правее оси ВПП. Закрывает носом полосу. Полосу он уже не видит.
РП эмоционально в эфир: «На оборотах ! Скорость !!», «Уходи на второй круг!»
Самолёт нехотя начинает уходить от земли, которая его жестоко ждёт.
Командир по громкой внутри аэродромной связи: «Готовьте спарку на вылет»
В ответ: «Она будет готова не ранее чем через 15 минут. Аошники. Сбой курса.»
-«Какой боевой готов к вылету ?»
- «15-й»
- «Запускайте двигатель я бегу».
Заняв место в кабине командир полка подключил фишку радиосвязи. «046 я двухсотый. Первый по моей команде. Я тебя перехвачу на траверзе. Выйду слева. Ты встанешь в плотный строй в правом пеленге и так, чтобы меня всегда видеть. Будешь держать строй и я тебя буду заводить на посадку. Понял ?
-«Понял»
-«Двухсотому взлёт»
-«Взлёт разрешаю !»
-«...шили»
-«046 выполняй первый»
-«Понял, первый».
После отрыва командир полка заваливает самолёт в левый крен и теряется в густой облачности.
- «046, я двухсотый, смотри меня слева . Я на прямой обхожу тебя снизу.»
Из под левой плоскости 046-го плавно выходит самолёт двухсотого.
-«Вижу Вас двухсотый. Разрешите пристроиться»
-«На месте справа»
-«У тебя лампа горит?»
-«Давно загорелась»
- «Сбрось подвесные баки»
- «Сбросил»
- «Старт, я двухсотый, в эфир никому не выходить кроме «посадки».
- РП: « Там Ан-8 просится к нам с посадкой»
- «Пошли его туда….понял ?» ......
- «046, слушай меня: после выполнения второго на посадочной прямой на высоте 1.100 гасим скорость и я выпускаю шасси и закрылки полностью без промежуточного положения. Ты последовательно повторяешь мои действия выдерживая место в строю. После выпуска закрылков сразу переходим на снижение. Скорость держу 300, с запасом. Твоя задача одна — держать место в плотном строю. Я тебя подведу к полосе».
-«Понял Вас»
После «дозвона» ближнего погода сжалилась и 046 увидел полосу...
-«Полосу вижу»
-«046 посадку разрешаю»
На следующем заходе сел сам командир полка.
Обошлось. Но погода затаила обиду. Лейтенанты ушли в отпуск. Во время отпуска лейтенантов штаб дивизии провёл собственное расследование случившегося в результате которого начальник метеослужбы всё же получил служебное несоответствие несмотря на то, что эмоционально доказывал о непрогнозируемом феномене погоды по всему району полётов. Командир полка получил выговор, который «забыли» записать в служебную карточку взысканий и поощрений. Представление на награждение 046-го где-то затерялось в штабах. Жизнь продолжалась.
Шёл снежный декабрь. После выхода из отпуска отдохнувшие лейтенанты приступили к восстановлению утраченных лётных навыков, а затем перешли к полётам на групповую слётанность в боевых порядках пары и звена. Сначала парой, а потом в составе звена (четвёрки).
Ведомым у командира полка был назначен приказом по полку 046. Первая четвёрка: командир полка - ведущий, ведомым у командира был 046, ведущий второй пары (третьим) командир звена (командир 046-го) старший лейтенант Заларченко, а ведомым (четвёртый) у него был старший лётчик капитан Юрилов. При заходе на роспуск в правом пеленге на снижении с вертикальной 15 м/с четвёрка вошла в облачность в которой ведущий второй пары столкнулся с ведомым первой пары с позывным 046. Столкновение произошло носовой частью самолёта в выпущенный правый тормозной щиток.
В результате столкновения двигатель Заларченко на снижении на высоте 600 метров встал и Заларченко катапультировался. При расследовании Заларченко написал: «Звено шло с принижением. При пробивании плотной облачности я временно потерял первую пару. Затем я увидел самолёт ведомого первой пары с большим правым креном в мою сторону. У него были выпущены тормозные щитки. Столкновение в правый тормозной щиток было неизбежным». Высота катапультирования была 400 метров (при допустимой минимальной 240м при вертикальной 10 м/с). Материалы объективного контроля (бароспидограф) не дали дополнительную информацию кроме скорости и высоты столкновения.
Четвёртый - ведомый второй пары увидел только резкое снижение своего ведущего с выходом из строя и вывернутый против движения наизнанку поломанный тормозной щиток у ведомого первой пары. Самого процесса столкновения он не увидел.
Ведущий четвёрки командир полка в этот момент был сосредоточен на приборах для выхода по оси ВПП. На основании длительного расследования члены комиссии (не все) пришли к выводу , что 046 - й временно потерял пространственное положение и на основании своих ощущений , не контролируя авиагоризонт, и другие пилотажные приборы ввёл самолёт в правый крен. Доказательством этого являлись выпущенные тормозные щитки, указывающие на то , что скорость была выше необходимой для выдерживания места в строю. 046-й категорически отрицал свою вину. Комиссия ни к чему не пришла. Командир был направлен в инспектора объединения. 046 был переведён в другой полк. Заларченко снят с занимаемой должности.
Юрилов не выдержав объяснений, пояснений и длительного отстранения от полётов уволился по выслуге лет и уехал из городка. Переучивание полка на сверхзвуковые перенесли на более поздний срок.
Предыдущая часть:
Продолжение: