Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Ошибка погоды

Юрий Мамонтов 1970 год. В Сибири начало осени. Сентябрь. В истребительном полку шла дневная лётная смена по восстановлению навыков и продвижению лётного мастерства выпускников лётного училища. Погода миллион на миллион. Летала спарка УТИ и боевые МиГи. После этой смены планировался отпуск всей группе лейтенантов. Погода поздней осенью будет меняться, и летать молодёжи возможностей не будет, будут летать «старики». На стартовый командный пункт «влетел» начальник метеослужбы полка. В тот день он дежурил и обеспечивал полёты. Тихо подкрался к руководителю полётов (РП). «Товарищ подполковник, нужно обеспечить посадку всех самолётов. По данным с метеоточек контроля резко меняется погода, через несколько минут аэродром закроет облачность. Пожалуйста дайте «ковёр». РП неудовлетворённо и вопросительно посмотрел «на бога погоды». «Ты же говорил что погода - простые метеоусловия » - «Я сам ничего не могу понять . Прошу закончить полёты». - РП по громкоговорителю: «Командиру полка срочно прибыть
Оглавление

Юрий Мамонтов

1970 год. В Сибири начало осени. Сентябрь. В истребительном полку шла дневная лётная смена по восстановлению навыков и продвижению лётного мастерства выпускников лётного училища. Погода миллион на миллион. Летала спарка УТИ и боевые МиГи. После этой смены планировался отпуск всей группе лейтенантов. Погода поздней осенью будет меняться, и летать молодёжи возможностей не будет, будут летать «старики».

На стартовый командный пункт «влетел» начальник метеослужбы полка. В тот день он дежурил и обеспечивал полёты. Тихо подкрался к руководителю полётов (РП).

«Товарищ подполковник, нужно обеспечить посадку всех самолётов. По данным с метеоточек контроля резко меняется погода, через несколько минут аэродром закроет облачность. Пожалуйста дайте «ковёр». РП неудовлетворённо и вопросительно посмотрел «на бога погоды». «Ты же говорил что погода - простые метеоусловия »

- «Я сам ничего не могу понять . Прошу закончить полёты».

- РП по громкоговорителю: «Командиру полка срочно прибыть на СКП».

- «Внимание всем в воздухе. Объявлена команда «ковёр».

По связи с РСП (руководитель системы посадки): « Руководителю системы посадки обеспечить вывод самолётов на круг и последовательный заход с безопасным интервалом».

На СКП прибыл командир полка. РП докладывает сложившуюся обстановку и принятое решение, начальник метеослужбы поясняет по синоптической карте обстановку в районе полётов.

Диспетчер принял телефонный звонок и доложил: « Аэродром аэрофлота Красноярск прекратил выпуск и посадку всех типов самолётов и снял себя как запасной для нас».

- «Кто в воздухе ?»

-«Восемь самолётов, спарка на траверзе. Остальные на кругу от третьего до дальнего». Один вышел с маршрута, и идёт с ППМ Богучаны на точку. Пилотирует лейтенант, позывной 046. Бортовой 87. Должен успеть.».

Диспетчер: «Местные «Нижний» и «Селенга» прекратили приём и выпуск самолётов по погоде».

-«Сколько запасных ?»

-«Гражданские Иркутск, Абакан, и стратеги».

-«Абакан только что снял запасным и прекратил выпуск и посадку бортов».

-«Может готовить Иркутск запасным для 046-го ?»

Последовательно касаются полосы МиГи. Погода на глазах стала меняться в сторону «плохо» и «совсем плохо». Начальник метеослужбы полка стоит бледным. Сосредоточенно смотрит на МиГи, выполняющие посадку руководитель полётов.

-«КП переведите 046 на стартовый канал».

-«046. Остаток топлива ?»

046 докладывает остаток. Командир полка называет время нахождения в воздухе по остатку.

- РП: «046-го на Иркутск отправляем ?»

- Командир полка: «Там он ни разу не садился и при этом остатке топлива движок может встать над городом. Пусть садится дома !»

- «Командира эскадрильи на СКП». Короткая беседа с комэской обнаружила перерыв в полётах у 046 , но обнадёжила результатами проверки на УТИ в умении заходить на посадку под шторкой.

В воздухе остался 046. Все остальные борта благополучно произвели посадку и зарулили на стоянку для заправки.

-2

-«046 на посадочном 2.000 , шасси выпустил снижение».

-«Разрешаю режим, Вы левее 500 , доворот вправо курс..»

-«Выполняю».

-«На курсе , на глиссаде».

-«Понял 1.500».

-«046 не уклоняйтесь влево».

-«046 возьмите вправо на курс..»

-«Выполняю».

-«046 дальний».

«Дальний, ближний, доворот, закрылки, триммер, обороты» вслух говорит для себя лейтенант. Выполняя манипуляции с оборудованием кабины.

- «046 Дальний полностью, посадку».

- «Посадку разрешаю , ветер справа под 45, 10 метров».

- «046 подхОдите к ближнему левее 50, вправо десять».

Весь аэродром ждёт МиГ вглядываясь в «мутоту» из которой вот вот должен появиться самолёт.

Мгновенье и силуэт МиГа вываливается из облачности левее полосы, самолёт идёт с большим правым креном опустив опасно нос под полосу.

- РП : «Уходи на второй круг !! Обороты !!»

Двигатель самолёта с малого свиста перешёл на оглушительный рёв. Резко убран крен самолёта и убрано снижение. Самолёт проседает и нехотя уходит снова в облачность.

- «046 плавно в набор ! Не тяни ! убирайте шасси и на 100 метрах закрылки. Вам заход двумя на 180. 600. Разрешаю первый. К полосе не жаться ».

-3

- «046 верхний край облачности ?»

- «1.000 метров»

- «Занимайте 1.100»

- «Понял»

- «Вышли за облака? Высота?»

- «046 на траверзе. За облаками 1.100. Баки сброшены.»

- «046 разрешите второй»

- «До второго 15 секунд»

- «Понял. Выполняю второй 1.100»

- «046 разрешаю снижение на посадочном , шасси по команде»

- «Понял»

- «Командир, стратеги, Иркутск сняли запасными. В Абакане снег. В Иркутске обледенение».

- РП: «046-го нужно выгонять в зону катапультирования».

- Командир полка: «Не торопитесь».

В это время 046 проходит дальний, проседает до ближнего ниже глиссады и оказывается правее оси ВПП. Закрывает носом полосу. Полосу он уже не видит.

РП эмоционально в эфир: «На оборотах ! Скорость !!», «Уходи на второй круг!»

Самолёт нехотя начинает уходить от земли, которая его жестоко ждёт.

Командир по громкой внутри аэродромной связи: «Готовьте спарку на вылет»

В ответ: «Она будет готова не ранее чем через 15 минут. Аошники. Сбой курса.»

-«Какой боевой готов к вылету ?»

- «15-й»

- «Запускайте двигатель я бегу».

Заняв место в кабине командир полка подключил фишку радиосвязи. «046 я двухсотый. Первый по моей команде. Я тебя перехвачу на траверзе. Выйду слева. Ты встанешь в плотный строй в правом пеленге и так, чтобы меня всегда видеть. Будешь держать строй и я тебя буду заводить на посадку. Понял ?

-«Понял»

-«Двухсотому взлёт»

-«Взлёт разрешаю !»

-«...шили»

-«046 выполняй первый»

-«Понял, первый».

После отрыва командир полка заваливает самолёт в левый крен и теряется в густой облачности.

- «046, я двухсотый, смотри меня слева . Я на прямой обхожу тебя снизу.»

Из под левой плоскости 046-го плавно выходит самолёт двухсотого.

-4

-«Вижу Вас двухсотый. Разрешите пристроиться»

-«На месте справа»

-«У тебя лампа горит?»

-«Давно загорелась»

- «Сбрось подвесные баки»

- «Сбросил»

- «Старт, я двухсотый, в эфир никому не выходить кроме «посадки».

- РП: « Там Ан-8 просится к нам с посадкой»

- «Пошли его туда….понял ?» ......

- «046, слушай меня: после выполнения второго на посадочной прямой на высоте 1.100 гасим скорость и я выпускаю шасси и закрылки полностью без промежуточного положения. Ты последовательно повторяешь мои действия выдерживая место в строю. После выпуска закрылков сразу переходим на снижение. Скорость держу 300, с запасом. Твоя задача одна — держать место в плотном строю. Я тебя подведу к полосе».

-«Понял Вас»

После «дозвона» ближнего погода сжалилась и 046 увидел полосу...

-«Полосу вижу»

-«046 посадку разрешаю»

На следующем заходе сел сам командир полка.

Обошлось. Но погода затаила обиду. Лейтенанты ушли в отпуск. Во время отпуска лейтенантов штаб дивизии провёл собственное расследование случившегося в результате которого начальник метеослужбы всё же получил служебное несоответствие несмотря на то, что эмоционально доказывал о непрогнозируемом феномене погоды по всему району полётов. Командир полка получил выговор, который «забыли» записать в служебную карточку взысканий и поощрений. Представление на награждение 046-го где-то затерялось в штабах. Жизнь продолжалась.

Шёл снежный декабрь. После выхода из отпуска отдохнувшие лейтенанты приступили к восстановлению утраченных лётных навыков, а затем перешли к полётам на групповую слётанность в боевых порядках пары и звена. Сначала парой, а потом в составе звена (четвёрки).

-5

Ведомым у командира полка был назначен приказом по полку 046. Первая четвёрка: командир полка - ведущий, ведомым у командира был 046, ведущий второй пары (третьим) командир звена (командир 046-го) старший лейтенант Заларченко, а ведомым (четвёртый) у него был старший лётчик капитан Юрилов. При заходе на роспуск в правом пеленге на снижении с вертикальной 15 м/с четвёрка вошла в облачность в которой ведущий второй пары столкнулся с ведомым первой пары с позывным 046. Столкновение произошло носовой частью самолёта в выпущенный правый тормозной щиток.

-6

В результате столкновения двигатель Заларченко на снижении на высоте 600 метров встал и Заларченко катапультировался. При расследовании Заларченко написал: «Звено шло с принижением. При пробивании плотной облачности я временно потерял первую пару. Затем я увидел самолёт ведомого первой пары с большим правым креном в мою сторону. У него были выпущены тормозные щитки. Столкновение в правый тормозной щиток было неизбежным». Высота катапультирования была 400 метров (при допустимой минимальной 240м при вертикальной 10 м/с). Материалы объективного контроля (бароспидограф) не дали дополнительную информацию кроме скорости и высоты столкновения.

Четвёртый - ведомый второй пары увидел только резкое снижение своего ведущего с выходом из строя и вывернутый против движения наизнанку поломанный тормозной щиток у ведомого первой пары. Самого процесса столкновения он не увидел.

Ведущий четвёрки командир полка в этот момент был сосредоточен на приборах для выхода по оси ВПП. На основании длительного расследования члены комиссии (не все) пришли к выводу , что 046 - й временно потерял пространственное положение и на основании своих ощущений , не контролируя авиагоризонт, и другие пилотажные приборы ввёл самолёт в правый крен. Доказательством этого являлись выпущенные тормозные щитки, указывающие на то , что скорость была выше необходимой для выдерживания места в строю. 046-й категорически отрицал свою вину. Комиссия ни к чему не пришла. Командир был направлен в инспектора объединения. 046 был переведён в другой полк. Заларченко снят с занимаемой должности.

Юрилов не выдержав объяснений, пояснений и длительного отстранения от полётов уволился по выслуге лет и уехал из городка. Переучивание полка на сверхзвуковые перенесли на более поздний срок.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен