Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Авиационный спорт

Оглавление

Юрий Мамонтов

На просторах инета я не встречал статей по самолётному, вертолётному и авиамодельному спорту. Восполню этот пробел с помощью материалов из моего старого архива.

ВЕРТОЛЁТНЫЙ СПОРТ

В соответствии с положением по проведению чемпионатов мира по вертолетному спорту программа чемпионатов мира включает в себя 5 упражнений.

упражнение №1 «навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза», упражнение №2 «полёт на точность»,

упражнение №3 «развозка грузов»,

упражнение №4 «слалом»,

упражнение №5 «фристайл», спортсмены выполняют по желанию.

Каждая из дисциплин напоминает упражнения, которые выполняют военные летчики и пилоты спасательных служб для повышения своих летных навыков, где от экипажа требуется высочайшее мастерство пилотирования, внимание, взаимодействие, отличное знание карт, умение ориентироваться на местности, твердая рука, хорошее зрение, меткость. Для экипажей очень важно взаимопонимание, так как пилот во многих случаях управляет вертолётом только по подсказке помощника (штурмана).

Упражнение №1 «навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза», одно из самых сложных упражнений вертолетного спорта, успешное выполнение которого часто решает судьбу призовых мест в многоборье. Экипаж прокладывает маршрут, взлетает, в зоне поиска опознает цели, находит поворотные пункты, сбрасывает два груза в мишени, финиширует, сбрасывает кеглю в отверстие «крыши».

-2

Упражнение №2 «полёт на точность». Упражнение, в котором экипаж должен пролететь по площадке, не вылетев за ограничительные рамки, совершить два разворота на 360 градусов за определенное время, совершить точное приземление.

Упражнение №3 «развозка грузов», представляет из себя доставку груза на фале в три контейнера по заданной очередности на разной длине фала

Упражнение №4 «слалом». Экипаж выполняет взлет с ведром на фале. Зачерпнув воду из бочки проносит ведро в определённой последовательности через 12 ворот. С 11 метровой высоты ставит ведро в центр стола, сохраняя как можно больше воды в ведре.

Упражнение №5 «фристайл». Фигуры пилотажа на пределе технических возможностей вертолётов. Выполняются асами вертолётного спорта в сопровождении музыки, цветных дымов и элементов театральных постановок.

Чемпионаты мира у спортсменов-вертолетчиков проводятся раз в три года. 50 экипажей из 11 стран выступали на различных типах вертолётов : Ми-2, Robinson R44, Eurocopter ЕС120, Eurocopter AS350, Robinson R22, BO105, Gazelle, Bell206, Hughes 300, Guimbal Cabri G2. (автор : российские спортсмены хорошо отзываются о вертолёте Ми-2)

-3

САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ

Соревнования спортсменов-летчиков по высшему пилотажу на кубок имени В. П. Чкалова. Спортсмены выступали на самолетах Як-18П, «Тренер-226» и «Тренер-326». Программа состоит из обязательного и произвольного комплексов.

В содержание обязательного комплекса включают 10 фигур прямого и обратного пилотажа.

Фигуры должны выполняться в такой последовательности:

управляемая бочка, поворот на горке с углом 90°, полупетля Нестерова, штопор 2 витка, переворот на горке с углом более 45°, восходящая бочка с углом набора не менее 60°, обратная петля под себя, переворот, 1/2 нормальной петли с по- следующим вертикальным поворотом на горке и выходом на спину, обратный глубокий вираж.

-4

Произвольный комплекс : входят 20 фигур, выбранных по усмотрению спортсмена. Трудность выполнения как обязательного, так и произвольного комплексного пилотажа состоит в том, что кроме оценки за качество выполненной фигуры, участник соревнований может получить дополнительные очки лишь в том случае , если сохранит место пилотажа в квадрате размером 1000 × 1000 м.

За пилотаж вне квадрата начисляется штраф. Выполнение обязательного к комплексного пилотажа ограничивается временем и высотой. Для набора заданной высоты 1000м установлено время 5 минут, а для самого комплекса - 4 мин.

Высота, на которой участник заканчивает пилотаж, не должна быть ниже 300 м. Несоблюдение условий соревнований приведет к снижению оценки, Так, за превышение, допущенное перед началом пилотажа, начисляется штраф в 50 очков. Снижение самолета после и в ходе выполнения пилотажа до высоты менее 200 м приведет к тому, что упражнение на будет зачтено.

Обязательный пилотажный комплекс из 10 фигур. При выполнении обязательного комплекса оцениваются элементы: качество выполнения отдельных фигур и всего комплекса в целом; слаженность; выдерживание заданного места пилотажа; выдерживание времени набора высоты; выдерживание времени выполнения к комплекса; соблюдение установленных высот.

Представляется право выбирать направление вращения самолета вокруг поперечной и вертикальной осей. Бочка, например, может быть выполнена с левым или правым вращением. Сохранение места пилотажа должно сочетаться с качеством выполнения фигур. За пропущенную фигуру, а также за нарушение последовательности при выполнении комплекса спортсмен получит «О» очков за все упражнение. Не менее серьезным требованием является сохранение установленного направления пилотажа. Отклонение от осевой линии в пределах до 45° снизит оценку качества пилотажа. За отклонение свыше 45° спортсмену выставляется «О» очков за фигуру. Штрафные очки будут начисляться и за превышение времени набора высоты и времени, установленного для выполнения комплекса. Наиболее интересным является розыгрыш упражнения по произвольному комплексному пилотажу. Произвольный комплексный пилотаж вовсе не означает, что спортсмен может выполнять его по замыслу, который возникнет у него непосредственно в воз- духе. Еще до начала соревнований он обязан представить в судейскую коллегию описание своего комплекса. Хотя основные требования судейства остаются такими же, как и для обязательного комплекса, розыгрыш упражнения имеет некоторые особенности. При выполнении произвольного упражнения участник не ограничивается во времени. Если при выполнении обязательного комплекса спортсмену представляется право выполнять фигуру с направлением ее вращения в любую сторону, то в этом случае он должен все делать так и в такой последовательности, как это представлено в описании.

Оценка будет складываться из следующих элементов: сложность и оригинальность фигур; качество и слаженность выполнения фигур; выдерживание места пилотажа, времени набора высоты и пределов высот, установленных для пилотажа. Выполнение произвольного комплекса предъявляет к участнику такие требования — если не выдержано заданное направление, то фигура не оценивается и на участника налагается штраф в 5 очков. В таком же размере спортсмен штрафуется, если пропустит одну фигуру. За второй пропуск штраф удваивается. В случае пропуска трех и более фигур не оцениваются и остальные фигуры, следующие за ними.

Кроме того, участник штрафуется в размере 15 очков. Оригинальность комплекса определяется тем, насколько интересна связка всех фигур, входящих в комплекс, какие введены новые фигуры и какой общий интерес представляет комплекс.

Составление нового и интересного комплекса - нелегкое дело. Надо решить, на каком самолете придется выступать, изучить его особенности и технические возможности. Не стоит ломать голову над изобретением какой-то необычной фигуры; спортсмен прежде всего должен восстановить в памяти многочисленный арсенал уже имеющихся фигур.

При составлении комплексов следует каждую связку одной фигуры с другой подвергнуть тщательному анализу, учитывая при этом возможности и обеспечение безопасности пилотажа. Выполнение комплексного пилотажа, насыщенного вертикальными фигурами, неизбежно связано с потерей высоты. Однако при разных вариантах чередования фигур того или иного комплекса можно найти более благоприятные условия обеспечения безопасной высоты. Нужно учитывать и то, чтобы продольные и боковые смещения самолета были минимальными в отношении наземных ориентиров. Для составления комплекса можно рекомендовать такие фигуры, как переворот, штопор, боевой разворот, полупетля, петля Нестерова, бочка, поворот на горке.

Наиболее удобный вариант комплекса может быть составлен в такой последовательности: штопор, поворот на горке, петля, боевой разворот, переворот, полупетля, бочка. Если комплекс будет состоять из большего количества фигур, то в зависимости от замысла, чередование фигур может быть различно.

Однако нужно всегда иметь в виду, что такие фигуры, как полупетля, боевой разворот, которые компенсируют потерю высоты, должны распределяться равномерно- но - ближе к середине или окончанию комплекса.

-5

Серьезное внимание уделяется самостоятельной тренировке. (автор : был свидетелем на аэродроме Логиново как спортсмены готовятся к выполнению комплексов. Проходили соревнования спортсменов России, Казахстана….Одни с моделькой в руках, другие используя руки и голову двигаются по воображаемой площади зоны. Все будущие фигуры выполняют резкими движениями головой и ладонями рук. Подготовка в кабине и пеши-по-лётному. Любопытны указания судей перед началом соревнований : «повнимательнее при заходе на посадку и на самой посадке»).

Составленный спортсменом комплекс обсуждается на методическом совете. Утверждение комплекса завершается составлением развернутой программы и методических указаний по тренировке, которые проводятся под контролем хорошо подготовленных тренеров.

Со временем правила соревнований меняются и их требования пересматриваются.

Конечно же, будут не менее любопытны и интересны статьи по парашютному спорту, авиамодельному спорту, (в том числе ракетному спорту, который по понятным причинам исчез из нашей жизни. И всё же, вспомним - на высоту запуска ракеты, копии ракеты, выброску парашютиста на высоте).Интересно, а у дельтапланеристов есть свои соревнования ? Какие они ?

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен