Найти в Дзене
Вечерняя Москва

Ищем новый культурный код: молодые дизайнеры вдохновляются богатым наследием страны

Оглавление
   Платье от Елизаветы Романенко, вдохновленной Врубелем / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва
Платье от Елизаветы Романенко, вдохновленной Врубелем / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

В столице подвели итоги масштабного образовательного проекта «Феномен российской идентичности». Будущие дизайнеры представили на модном показе образы, в которых ими по-новому переосмыслены культурное наследие и история страны.

В выставочном центре в арт-пространстве «Хлебозавод» показали лучшие модели участников проекта Института бизнеса и дизайна B&D, которые отобрало профессиональное жюри. Зрителям были представлены более 120 моделей.

— Мода — это визуальное высказывание, которое очень быстро реагирует на все происходящее вокруг и выражает размышление дизайнера, — считает руководитель Лаборатории моды Элина Андросова. — Тема российской идентичности сейчас невероятно актуальна. Наша сила — в единстве. В России живут разные этносы с уникальной культурой, но сердца всех народов страны бьются в унисон. Поэтому нам важно было показать, откуда рождается самобытный образ России.

По словам преподавателя, сейчас особенно заметен рост интереса студентов к исконным традициям и переосмыслению культуры разных народов и возвращение в моду этнических элементов.

— Студенты подготовили коллекции, которые основаны на переосмыслении. Например, черкеска какое-то время была формой Российской армии, — отметила Элина Михайловна. — Студенты находили опорные точки, от которых дальше выстраивали сложные художественные образы.

Шестикрылый Серафим

Конечно, перед показом в воздухе ощущалось волнение. Модели поправляли макияж и добавляли интересные детали к своему образу, а молодые дизайнеры вносили последние штрихи в готовые наряды.

Выпускница Елизавета Романенко внимательно осматривает темно-синее вечернее платье с корсетом, проверяя, насколько ровно расположен рисунок на нем. — На создание этой серии платьев я вдохновилась живописью знаменитого русского художника Михаила Врубеля. Меня всегда привлекала загадка и мистика его полотен, — рассказала девушка. — В моей коллекции отражены культовые работы, такие как «Шестикрылый Серафим». Фрагменты этой картины отпечатаны на корсете и воланах платья.

Молодые дизайнеры не только сами придумывали завораживающие эскизы для своих коллекций, но и полностью создавали одежду, порой используя для этого необычные технологии. В корсете, например, использована настолько четкая печать, что даже при близком рассмотрении поражаешься, как точно передан каждый мазок мастера кисти.

— Принты я нанесла на ткань с помощью техники сублимационной печати, — объяснила Елизавета «Вечерней Москве». — Краски наносятся при определенной температуре и проникают в глубокие слои ткани. Благодаря этому точно передан цвет и пигменты закреплены настолько хорошо, что такой рисунок никогда не выцветет и не деформируется.

Вспоминаем нашу историю

Выпускник Института бизнеса и дизайна Илья Корин готовит к показу шерстяное длинное пальто, привлекающее внимание сочетанием красного и черного в рисунке.

Если присмотреться ближе, то можно увидеть, что изображение воина не нанесено красками, а соткано — Илья сам создал его на жаккардовом станке, освоив весь процесс.

— Мои образы отражают Смутное время, — рассказал молодой модельер. — Меня заинтересовало, что в России существует особый феномен — повторение смутных времен. Я стал глубже изучать эту тему и узнал, что такие времена наступают раз в 100 лет, но потом всегда неизбежен расцвет страны.

Как и положено настоящему творцу, Илья не старался скопировать какую-то старинную одежду, а создал собственный метафорический образ далекого прошлого, и, конечно, главным аккордом его коллекции стал цвет.

— У меня не было цели сделать историческую реконструкцию костюма. Но все же я включил некоторые элементы, как, например, застежки-хлястики — их можно увидеть, к примеру, на старинных русских кафтанах, — рассказал Илья, показывая необычные детали пальто.

Сказки оживают на подиуме

Третьекурсница Лайма Хуссейн украсила созданный ею костюм декоративными накладками, увитыми мелким цветным узором.

— Я вдохновлялась работами Ивана Билибина (художника, прославившегося своими иллюстрациями к русским сказкам и славянскому фольклору. — «ВМ»), проработанными до мельчайших подробностей, — пояснила «Вечерней Москве» Лайма. У девушки необычное происхождение. Ее мама — вьетнамка, а папа — сириец. При этом сама она выросла в России.

— Для меня при разработке моделей очень важно использовать палитру разных культур, которые в своем творчестве я смешиваю, словно краски в живописи. Так я могу показать собственную картину мира, — рассказала о своем подходе к созданию образов девушка.

Многоликое единство

На протяжении показа было видно, насколько широко дизайнеры охватили разные аспекты многонациональной культуры России. Легкие образы с широкими юбками рождали ассоциацию с дымковской игрушкой, лаконичные серые платья — с кольчугами витязей. Представленные работы показали, как важно для молодого поколения обращение к собственным корням и поиск нового культурного кода, основанного на продолжении многовековых традиций.

Что ж, несколько лет назад традиционный кокошник завоевал популярность у современных модниц. Сейчас уже с уверенностью можно сказать — это было только началом!

ФАКТ

Русская культура всегда вдохновляла дизайнеров по всему миру. Все началось с балетных «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Позже Пьер Карден стал главным поклонником русской культуры ХХ века.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Диетолог Соломатина рассказала, может ли еда из тюбика заменить привычную пищу

Александр Ширвиндт: Я не ханжа!