Таисия Александровна заглянула в комнату и робко спросила:
- Витя, может тебе чайку принести?
На этот вопрос мужчина отреагировал вздохом, который женщина восприняла как знак одобрения, и уже более уверенно зачастила:
- Чай успокаивает, помогает бороться со стрессом. Попьешь, и сразу на душе полегчает! Я и сушек твоих любимых купила, утром в магазин бегала!...
Виктор Евгеньевич посмотрел на супругу так, что та моментально сникла под его взглядом. Он словно прожег ее полным негодования взором.
- Засунь себе свои сушки, знаешь куда?! Чего ты кудахчешь? Шла бы на кухню, и занялась бы полезным делом!
Вместо того, чтобы обидеться на грубость супруга, Таисия Александровна с неприкрытым раболепством пролепетала:
- Витенька, я же как лучше хотела! Вижу, маешься ты....
Мужчина завращал белками глаз:
- Тася, сгинь! Не буди во мне зверя! Сама знаешь, какой я в гневе!
Женщина попятилась к двери:
- Хорошо, я ухожу! Ты только не сердись на меня....
Но едва за супругой закрылась дверь, как свежеиспеченный пенсионер ощутил душевный дискомфорт. С каждой секундой это неприятное чувство только усиливалось. Виктор Евгеньевич не знал, как бороться с этим состоянием, и заорал что было сил:
- Тася! Таисия!...Ну, где ты пропала?
Дверь в супружеские апартаменты бесшумно отворилась, и верная жена бросилась к страдающему Виктору Евгеньевичу:
- Решил чайку попить? Сейчас я мигом приготовлю!
Мужчина снова вздохнул, но уже без прежнего раздражения. И в голосе его не было прежней злости, когда он попросил:
- Нет, чаю я позже выпью, а сейчас накапай мне..., что ты там от нервов принимаешь?
Кольцов поморщился, и стыдливо отвел глаза в сторону.
****
Вот уже вторую неделю Виктор Евгеньевич пребывал в новой и непривычной для себя роли пенсионера. Почти сорок лет он занимал высокие посты, дорос до начальника автобазы, и вдруг оказался никому не нужен. Конечно, никто об этом вслух не говорил, но последние года два-три областное руководство частенько намекало:
- Виктор Евгеньевич, ты замену себе подыскиваешь? Ведь скоро тебе на пенсию!
Кольцов отшучивался:
- А я не тороплюсь! Пока сил хватает, буду работать!
Но такой ответ начальство не устраивал, и ему беспардонно напомнили о возрасте при каждом удобном случае:
- Кольцов, ты же не собираешься до ста лет работать? Скоро тебе семьдесят пять стукнет, самое время задуматься о заслуженном отдыхе.
Виктор Евгеньевич осознавал, что его культурно выпроваживают. Разумом он и сам понимал, что его время свершений и трудовых подвигов подходит к концу, но сердце не хотело с этим мириться. При одной мысли о том, что кто-то другой, а не он, будет сидеть в его рабочем кабинете и раздавать команды по телефону, Кольцову становилось дурно. Он пенсию считал унижением, а бесконечные думы о том, что она неизбежна, изводили мужчину: у него стало шалить сердце и прыгать давление.
А две недели назад случилось то, чего он больше всего боялся: под бравурный марш и помпезные речи Виктора Евгеньевича выперли с любимой работы. В его честь даже закатили небольшой концерт, и надарили кучу подарков. Но разве песни и безделушки способны утолить боль обиды?
Хандра овладела Кольцовым, и свое недовольство он вымещал на домочадцах. Доставалось всем: сыновьям, невесткам, внукам. Но больше всего страдала от придирок супруга Таисия Александровна. Хотя за сорок лет совместной жизни женщина научилась лавировать между струек, с каждым днем ей все труднее удавалось сглаживать углы. Поэтому в их многонаселенной квартире все чаще накалялась атмосфера, что приводило к скандалам.
В то утро в доме Кольцовых тоже попахивало конфликтом, и для его предотвращения Таисия Александровна пустила в ход дипломатию. Получив приказ от "главнокомандующего", женщина побежала на кухню, где в одном из шкафчиков находилась семейная аптечка. Она накапала в рюмку двойную дозу валериановых капель, и вернулась в комнату, где страдал муж.
- На, Витя, выпей одним махом!
Мужчина опрокинул стопку, и сморщился:
- Что за гадость ты мне подсунула? Может, отравить решила?
Женщина возмутилась:
- Витя, как тебе не стыдно говорить такое? Я чуть ли не каждый день пью эти капли, и ничего со мной не стало!
Кольцов уставился на жену:
- А у тебя от чего нервы шалят? Наверное, от безделья!...В этом доме одни лодыри собрались, никто ничего не делает! Все сидят и ждут, когда манна небесна на башку свалится!
Таисия Александровна мягко упрекнула супруга:
- Витя, зачем ты так? Ты же прекрасно знаешь, что у Сережи трудности на работе, и Женя всего два месяца назад на новое место перешел. Даст Бог, наладится у него все, и тогда....
Кольцов рубанул рукой воздух перед собой:
- Уймись, женщина! Никогда не наладится у них, потому что твои сыночки привыкли жить на всем готовом! Нету у них желания сделать что-то своими руками!
Чувствуя, что может разразиться скандал, если дети услышат обвинения отца, Таисия Александровна стала умолять мужа:
- Витя, ты бы потише!
Кольцов оскалился в зловещей улыбке:
- В своем доме я могу говорить, как хочу! И нечего мне рот затыкать! Или ты боишься, что эти дармоеды услышат?
Виктор Евгеньевич подбежал к открытой двери:
- А мне плевать на ихние чувства! Говорил и буду говорить, что наши сыновья бездари, и внуков воспитывают в том же духе. И в том, что они такие, виновата ты!
Видя, что супруг не на шутку разошелся, Таисия Александровна решила использовать самое действенное "противоядие" от гнева супруга.
- Витя, не накручивай себя! Так ты доведешь себя до инфаркта!
Мужчина интуитивно схватился за сердце, а его голос дрогнул:
- Ты права, Тася! Сердце у меня совсем ни к черту! Глядишь, и не успею насладиться пенсией.
Виктор Евгеньевич в задумчивости прошелся по комнате, а потом недоверчиво спросил жену:
- Что-то твои капли на меня ни хрена не действуют!
Женщина робко пролепетала:
- Так еще совсем мало времени прошло, подождать надо!
Кольцов проворчал:
- Пока я буду ждать, глядишь и ласты склею..., всем на радость. Подозреваю, что все ждете этого момента!
Таисия Александровна открыла было рот, чтобы ответить на этот выпад, но супруг опереди ее:
- Иди! Устал я, немного полежать хочу!
Женщина вышла, аккуратно прикрыв дверь. Она довольно подумала:
- Вот, и подействовали капли! Надо было ему тройную порцию дать, чтобы он до вечера проспал. Всех уже достал, ты, Виктор Евгеньевич! Не представляю, как дальше нам всем вместе жить!
****
Еще в молодые годы Виктор Евгеньевич прославился деспотичным характером. Его откровенно боялись подчиненные на автобазе, и жена с детьми дома. Зато в работе это помогало добиваться целей, поставленных начальством свыше. Ежегодно в канун профессионального праздника Кольцов получал грамоты и премии, а незадолго до распада большой страны ему вручили ключи от квартиры в новостройке.
Это было событие космического масштаба. Ведь общая площадь нового жилья составляла без малого сотню квадратных метров. Супруги ходили по квартире, как завороженные, а Таисия Александровна от счастья даже прослезилась:
- Витенька, это же настоящие хоромы! А коридор какой большой, и кладовка вместительная, при желании можно здесь оборудовать спальню.
Виктор Евгеньевич слушал восхищенные возгласы супруги, качая головой.
- Если бы не я, пришлось бы нам до старости в родительской двушке ютиться!
Женщина вынуждена была признать:
- Да, Витюша, это все, благодаря твоим заслугам! Хоть на старости лет поживем, как люди.
Мужчина усмехался:
- До старости далеко!
На этот раз Таисия Александровна не согласилась:
- Это только кажется! Не успеешь оглянуться, как она подкатит.
Женщина оказалась права, потому что старость действительно подкралась незаметно. Но до ее прихода произошло немало важных, можно даже сказать, знаковых событий.
****
Не успела семья Кольцовых как следует обжиться на новом месте, как старший сын Сергей заявил, что собирается жениться. Виктор Евгеньевич задал ему вопрос в лоб:
- А где ты жить собираешься?
Без тени смущения отпрыск ответил:
- Батя, так у нас же квартира, ого-го какая! Ты же не прогонишь родного сына?...Конечно, мы можем с Валентиной квартиру снять, но зачем кому-то платить деньги, если и тут всем места хватит.
Сергей одарил родителей наивной, почти детской улыбкой, и Таисия Александровна горячо поддержала сына:
- Конечно, хватит! В тесноте, как говорится, не в обиде!
Хотя Виктору Евгеньевичу изначально не понравилась идея совместного проживания, он понимал, что других вариантов нет. Очень ему не хотелось швырять деньги на ветер, оплачивая детям съемное жилье. Командным тоном он произнес:
- Ладно, будь по-вашему! Занимайте детскую, а Женька пусть перебирается в кладовку.
Таисии Александровне не понравилось распределение:
- Витя, но там тесно! Пусть Женя в гостиной устроится!
Глава семейства рявкнул:
- Чтобы он там бедлам устроил? Твой сын не в состоянии даже убрать за собой! Повсюду его шмотки и носки грязные валяются....В каморке ему самое место, а, если не нравится, пусть в общежитие чешет.
Евгений от обиды на отца надул губы, но не посмел пойти против его воли. Поначалу в его разгоряченном мозгу вспыхнула мысль, что в общаге ему не придется подчинять тирану-отцу, но он тут же отмел ее:
- Тогда мне придется самому стирать и жрачку готовить! Нет, лучше я в каморке поживу! Хоть и тесновато мне там будет, зато матушка и приготовит поесть, и мое тряпье отстирает.
Но это было не последнее распределение квадратных метров. Настал день, когда Евгений явился домой с привлекательной девушкой, и с порога заявил:
- Уважаемые родители! Знакомьтесь, это моя невеста! Зовут ее Татьяной! Так что, прошу любить и жаловать!
Таисия Александровна на радостях стала суетиться, накрывая праздничный стол. Но супруг не разделял ее радости:
- Чего ты лыбишься, как умалишенная? Ты подумала, где они жить будут?
Глава семейства говорил излишне громко, поэтому его вопрос долетел до слуха адресата. Евгений, как и несколькими годами ранее его старший, ничуть не смущаясь, ответил.
- Пап, а че тут думать? В этой квартире можно целый взвод с комфортом разместить!...И потом, не выставите же вы нас на улицу, когда Танюша собирается вам в скором времен подарить внука.
Виктор Евгеньевич даже онемел от избытка не самых хороших чувств. Ведь Сергей с Валентиной уже успели произвести на свет двоих ребятишек: Светлану и Антона. Поэтому перспектива появления еще одного спиногрыза его не слишком обрадовала. Мужчина даже не постеснялся при будущей невестке сыронизировать:
- У нас получается, как в той сказке про Теремок, где и мышка- норушка, и зайчик- забегайчик!...Осталось только дождаться прихода Медведя, чтобы он разворотил тут все к чертовой бабушке!
Кольцов надеялся, что его пламенная речь произведет на будущих молодоженов нужное впечатление, но Татьяна рассмеялась:
- Женя, у тебя такой прикольный отец! Весело нам будет тут всем вместе жить!
Виктор Евгеньевич огрызнулся:
- Здесь не цирк, чтобы веселиться! Знайте, что, если что не по-моему будет, выставлю вас в два счета!
Татьяна притихла, широко распахнув глаза:
- Жень, может, нам лучше на квартиру податься?
Евгений успокоил невесту:
- Тань, не обращай внимания! Батя только с виду такой строгий, а в действительности он добрейший человек!
Младший сын рассчитывал, что его лестный отзыв сработает, и отец разрешит им занять самую большую комнату. Но Кольцов сказал свое последнее слово:
- Размешайтесь в каморке! Ничего другого не могу вам предложить.
****
Вплоть до рождения Егора, самого младшего внука Кольцова, молодая чета ютилась на шести квадратных метрах. Татьяна постоянно пилила мужа:
- В этой клетушке даже нет окна! Я не понимаю, почему ты слушаешь своего папашу? Почему нужно у него спрашивать разрешения на каждое действие! Давай сами переселимся в большую комнату! Увидишь, он ничего не скажет!
Это предложение не понравилось Евгению, и он прикрикнул на жену:
- Ты не знаешь батю! Он не любит, когда ему перечат, и реально может выставить нас на улицу! Поэтому не вздумай сама предпринимать какие-либо шаги.
Но молодая женщина не послушалась мужа, и когда он был на работе, стала перетаскивать вещи из каморки в гостиную. Первым делом она выкатила детскую кроватку со спящим Егором.
Вернувшийся с работы Виктор Евгеньевич хотел прекратить этот беспредел, но посмотрел на внука, и улыбнулся.
- Да, Егорке в этой комнате будет лучше!
Но с этим решением были не согласны Сергей с Валентиной. Старшая невестка высказала, все, что думала о жене младшего сына:
- Виктор Евгеньевич, почему вы Татьяне все позволяете? Между прочим, у нас двое детей, а мы ютимся на пятнадцати квадратах. Поэтому Света не успевает уроки учить, а Антоша не высыпается.
Татьяна не растерялась:
- Если вам так тесно, оставьте детей в комнате, а сами переместитесь в каморку.
Между двумя молодыми семьями разговелся нешуточный спор. Виктор Евгеньевич слушал, как невестки поливают друг дружку грязью, и рявкнул:
- Цыц! Устроили тут Садом с Гаморой! Татьяна дело говорит, к ее предложению стоит прислушаться.
Таисия Александровна робко заметила:
- Я давно думала, и мне кажется, что мы можем расшириться за счет коридора и лоджии. Столько полезной площади пропадает! Да, и внуки подрастут, им тоже надо будет где-то жить.
Чтобы всем уютно жилось, в квартире Кольцовых с редкими перерывами шли ремонтные работы. Когда старший внук Антон собрался обзавестись семьей, работы закипели на лоджии.
Потом Светлана собралась замуж, и заранее поинтересовалась у деда:
- Дедуля, а для меня уголок найдется?
У Виктора Евгеньевича уже был готов ответ:
- Конечно, найдется! Потесним тетю Таню с дядей Женей, а то они устроились, как буржуи!
Вскоре посреди самой просторной комнаты выросла перегородка. Все остались довольны распределением, забыв о том, что у младшего внука Егора тоже имеются свои планы.
****
Младший внук Кольцовых был не похож ни на своих родителей, ни на брата с сестрой. У него с раннего возраста развилось нечто, напоминающее фобию. Он не то, что бы боялся многочисленную родню, но люто ненавидел густо населенную квартиру. Поскольку парень был сообразительным не по летам, он решил, что обязан разорвать этот порочный круг. Этими планами он мог поделиться только с Настей - девушкой, в которую он был влюблен еще с пятого класса.
- Настя, мой дед уже все наперед распределил. От бабушки по секрету я узнал, что в случае моей женитьбы, мне выделят часть кухни. Прикинь, какие перспективы!
Девушка поинтересовалась:
- И как ты разорвешь этот самый круг? Для этого тебе надо жениться на дочери олигарха, ведь у моих родителей положение не лучше твоего!
Парень покраснел до корней рыжих волос:
- Не нужна мне мажорка, я хочу, чтобы ты стала моей женой....А жилищный вопрос можно решить, если немного подзаработать денег.
Настя не без ехидства спросила:
- И как ты заработаешь? Пойдешь вагоны разгружать!
Молодой человек с оптимизмом сказал:
- Кстати, это дельная мысль! Можно по ночам подрабатывать на станции, а днем я буду вести свой блог. Я уже сделал некоторые шаги в этом направлении, и у меня уже есть двести тысяч подписчиков!
****
Семидесятипятилетние Виктора Евгеньевича было решено отмечать с размахом. Правда воплотить данный замысел в реальность было непросто из-за стесненных условий в квартире. Сыновья и невестки предлагали перенести торжество в ресторан, но юбиляр уперся:
- Не привык я бегать по забегаловкам! Еще не хватало, чтобы я после собственного юбилея неделю не выходил из сортира!
Поскольку слово именинника - закон, Таисия Александровна вместе с невестками приступили заранее к подготовке мероприятия. Они не спали ночами, чтобы наготовить салатов и несколько горячих блюд. Мужья тоже иногда подключались к процессу, но женщины ругались на них:
- Вы только мешаете! На кухне и без того тесно!
Братья не возражали, и уходили в каморку пить пиво. Одним словом, все суетились, и никто даже не вспомнил про самого младшего члена семейства - Егора.
Он появился, когда виновник торжества и все гости сидели за длинным столом, который брал начало в большой комнате, и заканчивался в коридоре. Но никто из присутствующих не жаловался на тесноту. Стол ломился от закусок, и все были довольны. Даже сам Виктор Евгеньевич излучал сплошной позитив.
- А все-таки, пенсия - это хорошее дело! Начинаю понемногу привыкать к бесконечному отдыху!
В адрес юбиляра гости говорили много хороших слов, сыновья тоже не отставали, славили родителя. Егор появился в самый разгар торжества, и Евгений Викторович налетел на сына:
- Ты где бродишь? Забыл, что у деда юбилей?
Молодой человек загадочно улыбнулся:
- Нет, не забыл! Я даже для любимого деда приготовил эксклюзивный подарок! Надеюсь, он будет доволен!
Егор бросил мимолетный взгляд на бабушку.
- Бабушка Тася тоже обрадуется, ...наверное!
Уже хорошо подвыпивший отец спросил у сына:
- И чем ты собрался нас удивлять? Что ты можешь подарить деду, когда у тебя работы толковой нет! Ты же сутками торчишь за компьютером, все видосики смотришь.
Егор все так же загадочно улыбался, но не спешил перебивать отца. Лишь когда у родителя закончились насмешки он, посмотрев в глаза деду, сказал:
- Деда, мы с Настей скоро поженимся....
Гости загудели, а Виктор Евгеньевич напрягся.
- Женитьба, конечно, хорошее дело! Мы с бабушкой уже подумали, где можно вас разместить....
Таисия Александровна поддакнула:
- Да, мы уже заранее все продумали! Квартира у нас большая, на всех места хватит!
Егор рассмеялся от души:
- Какие все-таки у меня замечательные дедушка с бабушкой! Свою квартиру они превратили в сказочный теремок, и даже готовы еще потесниться! Но мне кажется, вы заслуживаете спокойной старости.
С этими словами Егор вытащил из-за пазухи маленькую коробочку, и протянул ее Виктору Евгеньевичу:
- Здесь ключи от вашего нового дома. Конечно, мне хотелось подарить вам квартиру, но я не успел собрать нужную сумму....О нас с Настей не волнуйтесь! мы молодые и еще успеем заработать на собственную квартиру!
Виктор Евгеньевич дрожащими руками вскрыл красивую упаковку, и продемонстрировал всем ключи. За столом воцарилось молчание. Евгений Викторович процедил сквозь зубы:
- Ну, сынок, уделал ты всех! Молодец, ничего не скажешь!
Когда гости разошлись, Виктор Евгеньевич с женой уединились на кухне. Таисия Александровна тихонько плакала:
- Кто бы мог подумать, что у нас такой внук! Хороший мальчик, сердечный!
Кольцов восхищенно сказал:
- Да, такого подарка я не ожидал. Мне даже как-то неудобно принимать его! Спросил, а куда ты сам пойдешь с молодой женой, а он знаешь что мне ответил?
Таисия Александровна замотала головой:
- Нет, Витенька, не знаю!
- Егор сказал, что собирается с Настей рвануть куда-то на стройку. Там семейным дают благоустроенное общежитие, и можно на квартиру заработать....И вообще у него большие планы.
Пожилые супруги переехали в новый дом, расположенный в поселке неподалеку от города. Днем они наслаждались немного копались в грядках, а вечером просматривали новые видеоотчеты в блоге внука. Виктору Евгеньевичу очень нравилось новое занятие, поэтому Таисии Александровне приходилось напоминать ему:
- Витя, ты забыл лайкнуть! Нажми скорей на сердечко!
Представители многочисленного семейства Кольцовых не однажды намекали, что тоже не прочь пожить в подаренном внуком домике, но Виктор Евгеньевич жестко отвечал:
- Нет уж! Живите в городской квартире! Там хоть и тесно, зато весело!
Автор Татьяна Ковалева