Найти тему
c.i.h.

Цвет в постмодернистской архитектуре

Постмодернистская архитектура возникла как ответ на модернизм. В 1960-х и 1970-х годах архитекторы, придерживавшиеся этого направления, отказались от минимализма и строгости, характерных для международного стиля. Они стремились создать уникальные сооружения, сочетая классические архитектурные элементы с современными.

Счастливый дом Рицци, Брунсвик, Германия
Счастливый дом Рицци, Брунсвик, Германия

Здания в стиле постмодернизма отличаются причудливостью, сложностью и дерзкой иронией. При их описании часто используются такие прилагательные, как «эклектичный», «смелый», «красочный» и «разнообразный».

La Muralla Roja, фрагмент. Рикардо Бофилл
La Muralla Roja, фрагмент. Рикардо Бофилл

В 1966 году американский архитектор Роберт Вентури опубликовал книгу «Сложность и противоречие в архитектуре», которая стала манифестом против преобладающего модернизма. В этой книге он представил убедительное видение архитекторов-постмодернистов, которые прославляли цвет.

ТЦ Наутилус, Москва, Никольская улица, 25
ТЦ Наутилус, Москва, Никольская улица, 25

Цвет играл важную роль в архитектуре постмодернизма. Полихромия — это практика декорирования архитектурных элементов и скульптур различными цветами. Этот термин используется для обозначения определённых стилей архитектуры, керамики или скульптуры, выполненных в нескольких цветах.

Дом-яйцо, Москва, Сергей Ткаченко
Дом-яйцо, Москва, Сергей Ткаченко

Подробнее:

Использование ярких цветов продолжилось в постмодернизме. В отличие от современных объектов середины века, которые часто были монохромными, но имели насыщенные цвета, постмодернистский дизайн и архитектура выделялись благодаря использованию разнообразных цветов на отдельных объектах или зданиях.

Театр «Et Cetera», Моспроект-4
Театр «Et Cetera», Моспроект-4

Цвет в архитектуре постмодернизма используется для создания игривости, классических мотивов и разнообразия материалов и форм. Архитекторы-постмодернисты не боялись использовать яркие неоновые цвета, пастельные тона и даже контрастировать их с естественными оттенками строительных материалов.

Цвет в архитектуре Нижнего Новгорода 90-х — 2000-х
Цвет в архитектуре Нижнего Новгорода 90-х — 2000-х

Цвет также играл важную роль в создании иллюзии многомерности и обманки, которые были характерны для постмодернизма. Он помогал произвести впечатление на смотрящего, удивить его или запутать.

Архитекторы постмодернизма, работавшие с цветом

Роберт Вентури

Американский архитектор Роберт Вентури известен своими работами в Филадельфии, штат Пенсильвания. Его принцип «Less is bore» («Меньше – значит скучнее») был своеобразным ответом на принцип Миса ван дер Роэ «Less is more» («Меньше – значит больше»).

Вентури вместе со своей женой и партнёром Дениз Скотт Браун были пионерами постмодернизма. Они использовали яркие цвета, огромные колонны и фронтоны, асимметрию и другие необычные стилистические формы.

Одним из первых проявлений постмодернистской архитектуры стал жилой многоквартирный дом Guild House. Он был спроектирован как жильё для пожилых людей с низким доходом, что придаёт ему некоторую архитектурную иронию. Дом сочетает в себе контекстуальный красный кирпич и тонкий орнамент, который высмеивает классический дизайн такого здания.

Guild House. Роберт Вентури
Guild House. Роберт Вентури

Другим заметным зданием Вентури является Vanna Venturi house. Построенный для его матери в 1964 году, этот дом отражает чувства архитектора, которые он выразил в своей книге о постмодернистском дизайне. Изломанный фронтон и асимметричный дымоход придают зданию сложный пастельный мятный цвет, а сложная форма делает его похожим на игрушечный домик.

Vanna Venturi house. Роберт Вентури
Vanna Venturi house. Роберт Вентури

Детский музей в Хьюстоне, созданный в сотрудничестве с архитекторами Jackson & Ryan, полностью ломает подход к классическому музейному дизайну. Здание удивляет всех от мала до велика. Массивные колонны, поддерживающие фронтон, выкрашены в жёлтый цвет и увенчаны пёстрым узором. Вероятно, Вентури использовал свой опыт изучения детской психологии при создании здания, которое предназначено для помощи раннему развитию.

Детский музей в Хьюстоне. Роберт Вентури
Детский музей в Хьюстоне. Роберт Вентури

За передней колоннадой видно большое окно, а боковые стены украшены плоскими витринами с названием музея. Здание выглядит как детский рисунок – яркий и диспропорциональный.

Майкл Грейвс

Майкл Грейвс — американский архитектор, который прославился благодаря своим проектам для компании Disney. Он создал корпоративную штаб-квартиру Team Disney Building в Бербанке, штат Калифорния, а также отели Dolphin and Swan в Walt Disney World Resort.

Крыша офиса, по-видимому, поддерживается статуями персонажей диснеевского мультфильма «Семь гномов». В одном из интервью Грейвс сказал: «Я хотел спроектировать корпоративный офис для серьёзной компании, занимающейся развлечениями». Цвета здания действительно напоминают палитру, используемую в мультфильме.

Team Disney Building. Майкл Грейвс
Team Disney Building. Майкл Грейвс

Чтобы создать культовые отели Dolphin и Swan, Грейвс сказал, что ему нужно было разработать дизайн, который привлечёт внимание и серьёзного критика, и 8-летнего ребёнка. И ему это удалось. Здания украшены розово-голубой мозаикой и выглядят как морская раковина. Они также украшены голубыми скульптурами обитателей морских глубин. Это может показаться детской мечтой, но на самом деле это очень интересный дизайн.

Dolphin Hotel. Майкл Грейвс
Dolphin Hotel. Майкл Грейвс

Проекты Грейвса для двух знаковых отелей принесли ему награду за заслуги от Общества архитекторов Нью-Джерси в 1990 году.

Кроме того, Грейвс спроектировал Portland Building — офис муниципальных служб в центре Портленда, штат Орегон. Это офисное здание открыло свои двери в 1982 году и сразу же привлекло внимание своим сочетанием цветов и материалов отделки, небольшими окнами и эффектным визуальным решением. Четырёхгранный оштукатуренный фасад коричневого цвета выполнен в виде греческого пьедестала и возвышается над выложенным зелёной плиткой основанием, достигая 15 этажей в высоту.

Portland Building. Майкл Грейвс
Portland Building. Майкл Грейвс

Завершается здание небесно-голубой крышей, которая как будто бы разукрашена античными красками из натуральных пигментов.

Джеймс Стирлинг

Джеймс Стирлинг родился и вырос в Ливерпуле, одном из промышленных центров Северо-Запада Великобритании. Свою карьеру он начал с разработки теоретических идей, которые легли в основу стиля «модерн».

В своих работах Стирлинг опирался на широкий спектр архитектурных влияний, включая работы Колина Роу, Ле Корбюзье и архитекторов итальянского Ренессанса. Также он был вдохновлён русским конструктивистским движением. Уникальный набор архитектурных верований, созданных Стирлингом, проявился в его работах.

Новая государственная галерея в Штутгарте. Джеймс Стирлинг
Новая государственная галерея в Штутгарте. Джеймс Стирлинг

Его архитектура часто описывается как «нонконформистская». Новая государственная галерея в Штутгарте, открытая в 1984 году, быстро стала одной из главных туристических достопримечательностей страны. Она стала «прототипом музея Гуггенхайма в Бильбао».

После открытия Государственной галереи работы Стирлинга стали относить к постмодернизму, хотя сам архитектор не соглашался с этим. Однако здание действительно сочетает в себе классический и современный дизайн, природные элементы и геометричные формы, а также промышленный стальной каркас и яркие декоративные элементы.

Стирлинг использовал материалы прошлого, такие как травертин и песчаник, вместе с яркой, кричащей промышленной сталью. Это позволило ему отдать дань уважения искусству и дизайну XIX века и показать, как можно работать с современными материалами. В результате получился уникальный постмодернистский музей.

-14

Цвета в интерьере здания, такие как синий, красный, розовый и зелёный, не просто сочетаются, а создают гармоничное целое. Они словно ведут за собой, указывая, где нужно войти и куда смотреть. Цвет выполняет роль сигнального знака, помогая ориентироваться в пространстве.

Джон Аутрам

Архитектор-постмодернист Джон Аутрам в 1980-х и 1990-х годах создал множество впечатляющих и красочных зданий. Одним из них стала насосная станция «Храм бурь», которая служит для сбора ливневых вод в районе London's Docklands.

Это не только функциональный элемент городской инфраструктуры, но и яркий образец гражданской архитектуры. Она напоминает о классических храмах и монументальных насосных станциях, построенных в викторианскую эпоху инженером сэром Джозефом Базалгеттом.

Isle of Dogs Storm Pumping Station. Джон Аутрам
Isle of Dogs Storm Pumping Station. Джон Аутрам

Внутри массивных колонн находятся воздуховоды и доступ к порталу технического обслуживания. Вентиляторы диаметром 3 метра обеспечивают проветривание насосного цеха.

Комплекс повышенной безопасности огорожен по периметру обшарпанной стеной из инженерного кирпича и воротами с отверстием, достаточным для того, чтобы в него могла протиснуться камера.

Это творческая переработка знакомого формального языка с мастерским использованием цвета, узора, масштаба и деталей. Цвет привлекает внимание и создаёт ощущение, что внутри происходит что-то интересное. Однако вход туда запрещён, так как процесс внутри священен. Перед нами египетский храм, который хвастается богатством цвета и убранства.

Рикардо Бофилл

Архитектор получил известность благодаря своим впечатляющим жилым проектам, в которых он часто использовал геометрические формы и вдохновлялся средиземноморской и арабской архитектурой.

Одним из таких проектов является многоквартирный дом La Muralla Roja, который напоминает крепость и расположен с видом на Средиземное море. Дизайн этого здания напоминает североафриканские касбы, а его расположение в геометрическом порядке и соединение внутренних двориков, лестниц и мостиков создают уникальную атмосферу.

La Muralla Roja. Рикардо Бофилл
La Muralla Roja. Рикардо Бофилл

Преобладающая ярко-красная отделка здания была выбрана для контраста с окружающим ландшафтом, а некоторые участки окрашены в синий цвет, чтобы сливаться с небом. В результате цвет полностью окружает человека, создавая плавный переход от красного через розовый к небесно-голубому. Этот цветовой акцент придаёт комплексу гармоничность, а резкие квадратные формы сглаживаются.

Ещё одним интересным проектом архитектора является Кастель-де-Кафка — тёмно-синее многоквартирное здание, построенное из блоков кубических объёмов, которые соединяются с центральными лестничными пролётами. В этих кубах расположены жилые помещения квартир, которые разделены гибкими перегородками, позволяя жильцам адаптировать их под свои нужды.

Кастель-де-Кафка (Замок Кафки). Рикардо Бофилл
Кастель-де-Кафка (Замок Кафки). Рикардо Бофилл

Здание выполнено в монохромной гамме, и благодаря чёрному цвету его можно легко принять за огромную кучу забытых блоков. Бофилл часто использовал поэтические и литературные отсылки в своих работах. Например, в «Замке» — незаконченном романе, опубликованном после смерти его автора Франца Кафки — главный герой, землемер К., прибывает в деревню, где доминирует Замок, символизирующий бюрократическую систему и тоталитаризм.

Что бы К. ни делал, в этой деревне он остаётся изгоем, потому что не может противостоять Замку. В архитектуре комплекса чёрный цвет символизирует неприступность и силу.

Walden 7, внутренний двор. Рикардо Бофилл
Walden 7, внутренний двор. Рикардо Бофилл

Красный кирпич — любимый материал постмодернистов

Красный кирпич, пожалуй, один из самых любимых материалов архитекторов, работающих в стиле постмодерн. Его использовали в своих проектах и Роберт Вентури, и Рикардо Бофилл, несмотря на то, что их работы относятся к разным течениям постмодернизма.

Почему же архитекторы так любят этот материал? Во-первых, его цвет очень насыщенный, но не резкий. Он встречается в природе: это цвет глины, цветов и плодов деревьев. Во-вторых, терракотовый кирпич имеет сложную структуру, поэтому сам по себе выглядит интересно. Кроме того, он помогает связать здания с историческим и природным контекстом, особенно в странах, где уважают традиции прошлого.

Soeters van Eldonk Viviendas De Piramides
Soeters van Eldonk Viviendas De Piramides

В XX веке технология производства позволила сделать поверхность кирпича однородной по цвету и тону, без видимых дефектов. Одним из главных преимуществ красного кирпича является его способность создавать простую и лаконичную форму, которая становится выразительной благодаря объёму и очертаниям. Здания из красного кирпича выглядят монументально и очень выразительно. Они контрастируют с небом и окружающей средой, передавая большие объёмы с помощью простой геометрии и массы.

Сочетание терракоты с любым другим цветом выглядит выигрышно. Постмодернизм — это направление, выбранное человечеством, которое устало от простоты форм и скучных текстур. Простой орнамент кладки из красного кирпича, который раньше считался скучным, теперь кажется почти украшением, примером детали, которая привлекает внимание.

<Продолжение статьи> Нелли Волкова, ИАиД