Рассмотрим постмодернистскую архитектуру России в 90-х годах.
Постмодернизм – это философское течение, которое оказало значительное влияние на искусство и критическое мышление в конце XX века. Работы в стиле постмодернизма часто выражают неприятие или иронию по отношению к общепринятым повествованиям.
Постмодернизм критикует устоявшиеся убеждения о реальности, системах ценностей, человеческой природе и социальном прогрессе. Он оказал заметное влияние на различные области, такие как антропология, искусство, литература, кино и философия. Постмодернизм ставит под сомнение традиционные концепции, исследует субъективный опыт и подчёркивает роль культурных дискурсов в формировании знаний и смысла.
Хотя постмодернизм внёс значительный вклад в развитие различных областей, он также столкнулся с критикой. Некоторые люди утверждают, что постмодернизм способствует скептицизму и затрудняет понимание и взаимодействие с его идеями. Критики также говорят, что неприятие постмодернизмом концепции объективной истины подрывает принципы рационализма эпохи Просвещения, который ценит разум и эмпирические доказательства.
Одним из главных критических замечаний к постмодернизму является акцент на субъективности и релятивизме. Критики утверждают, что это обесценивает важность универсальных ценностей и принципов, поскольку предполагает, что все точки зрения и интерпретации одинаково верны. Это можно рассматривать как вызов давно устоявшимся представлениям об истине и знании.
В архитектуре постмодернизм бросил вызов доминирующему модернистскому движению середины XX века. Он отверг функционалистский подход модернизма и вместо этого принял более игривый и эклектичный стиль. Архитектура постмодерна характеризуется использованием декоративных элементов, исторических отсылок и неортогональных углов.
Постмодернизм в архитектуре привнёс новый взгляд на то, какими должны быть здания. Он отказался от идеи, что каждое здание должно соответствовать определённому стилю или функции. Вместо этого архитекторы стали больше внимания уделять контексту, в котором находится объект.
Архитектура постмодерна оказала значительное влияние на современный дизайн и остаётся важной частью истории архитектуры.
Русский постмодернизм
Русский постмодернизм — это культурное, художественное и философское состояние, которое возникло в России после распада Советского Союза и отказа от диалектического материализма.
Когда говорят о постсоветской философии или социологии, часто имеют в виду состояние экономической или политической неопределённости, которое наблюдается после падения коммунизма. Этот термин используется нерусскими для описания того, как эта неопределённость влияет на российскую идентичность.
Однако в России термин «постмодернизм» часто используется критиками для описания современного искусства или литературы.
Московский театр «Et Cetera»
Московский театр «Et Cetera» — это драматический театр, который находится недалеко от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды» и «Сретенский бульвар». Он расположен во Фроловом переулке и является государственным учреждением культуры.
Строительство театра началось в 2003 году и завершилось в 2005 году. Старое здание на этом месте было снесено. Новое здание было спроектировано институтом «Моспроект-4» и строительной компанией «Аркон».
Александр Великанов, Александр Кузьмин, Андрей Боков и Мария Бэлица были главными архитекторами проекта. Об этом свидетельствует мемориальная табличка на фасаде театра. Однако Великанов отрицал авторство, заявив, что он проектировал само здание и не имел никакого отношения к оформлению фасада.
Здание имеет сложную форму с округлым объёмом, вписанным в остроугольный объём. Оно оформлено в стиле постмодернизма, и его окна различаются по стилю, форме и дизайну. У входа находится портал в дворцовом стиле, скопированный с дворца Бурже, а на углу — цилиндрическая башня, выполненная в конструктивистском стиле. Общая площадь здания составляет 9500 квадратных метров, а высота — 8 этажей.
Жилой дом «Патриарх»
Жилой дом «Патриарх» — это 8-этажное здание, расположенное на углу Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка в Пресненском районе Центрального административного округа города Москвы. Здание было спроектировано группой архитекторов и конструкторов в период с 1997 по 2002 годы.
Авторами проекта стали Сергей Ткаченко, Олег Дубровский, Елена Грицкевич, Ольга Скумс, Елена Шмелева, Илья Вознесенский, Алексей Кононенко и Михаил Лейкин.
Изначально Ткаченко предложил возвести 12-этажное здание в форме яйца, которое должно было стать его «идефиксом» после нереализованного проекта родильного дома в форме яйца в Вифлееме. Однако после отказа заказчика от строительства здания со столь малой полезной площадью Ткаченко также пытался включить концепцию яйца в оформление как конструкцию на крыше или элемент оформления парадного подъезда. Однако единственное «яичное», что осталось в здании — это яркий жёлтый цвет.
В здании были запроектированы 28 квартир с дровяными каминами, подземная парковка, тренажерный зал с бассейном, сауна и комната с искусственным снегом. Для перемещения между этажами были предусмотрены 3 лифта.
Оформление общественных пространств, включая холл с массивными зеркалами и колоннами из тёмного мрамора с позолотой на капителях, было выполнено французским декоратором Жаком Гарсией. Некоторые частные интерьеры были разработаны дизайнером Бриджит Саби.
Фасады «Патриарха», выходящие на Малую Бронную улицу и Ермолаевский переулок, украшены волютами на бетонных пилонах. Обращённый к Большому Патриаршему пруду угол здания вынесен вперёд и скруглён.
Массивное 8-этажное здание жилого комплекса теснит соседний по Ермолаевскому переулку дом Московского архитектурного общества, построенный в 1913 году по проекту архитектора Дмитрия Маркова.
Со стороны Большой Садовой улицы верхние уровни здания образуют 5 круглых ярусов, которые придают зданию сходство с тортом. На ярусах установлены скульптуры работы Владимира Курочкина: градостроитель, летописец, строитель с кирпичом, строитель с мастерком, диспут, муза, скульптор, каменотёс и страж города. Все фигуры изготовлены из стеклопластика с покрытием под камень. Некоторым фигурам намеренно придано сходство с реальными людьми. Например, «градостроительство» — это главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, а архитектор — сам Сергей Ткаченко. В образе стража и «доброго господина» (кнута и пряника) первоначально планировалось изобразить инвесторов строительства.
На крыше пентхауса «Патриарха» установлена абстрактная конструкция, которая напоминает безе. Другую часть крыши венчает уменьшенная копия нереализованного проекта памятника III Коммунистического интернационала по проекту Владимира Татлина. Оба объекта выполнены из дерева.
«Патриарх» был неоднозначно воспринят архитектурным сообществом. Недоброжелатели называли его несоразмерным окружающей застройке, вызывающим, декоративным и помпезным китчем. Однако другие критики сочли его продуманным и остроумным проектом. Кураторы проекта «Строение номер…» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева включили его в «собрание» музея и представили на отдельной выставке.
Московский международный дом музыки
Московский международный центр исполнительских искусств, известный также как Московский дом музыки, был официально открыт 28 сентября 2003 года. В этот день состоялся дебют нового оркестра — Национальной филармонии России под руководством Владимира Спивакова.
Центр расположен на Космодамианской набережной, недалеко от Садового кольца. Архитекторами проекта выступили Юрий Гнедовский, Владилен Красильников, Дмитрий Солопов, Маргарита Гаврилова и Сергей Гнедовский из Российского культурно-делового центра «Красные холмы» и Товарищества театральных архитекторов.
Первый камень в основание центра был заложен 7 сентября 2000 года Владимиром Спиваковым и мэром Москвы Юрием Лужковым. Строительство центра было полностью финансировано городом Москвой и обошлось в 200 миллионов долларов США. Это был первый зал классической музыки, построенный в Москве более чем за сто лет.
Центр включает в себя круглый концертный зал, похожий на Берлинскую филармонию. Зрительный зал вмещает 1735 человек и построен в основном из древесины сибирской лиственницы — светлой породы дерева, которая считается одной из лучших с точки зрения акустики.
В центре также расположены камерный зал на 575 мест и театр на 532 места. Кроме трёх концертных площадок, здесь есть студия звукозаписи, репетиционный зал, аудио-видео комплекс, выставочный зал, зал света, музыкальные комнаты, ресторан и музыкальный зал Bluthner.
Модернистский цилиндрический центр из стекла и стали увенчан огромным скрипичным ключом, который вращается подобно флюгеру. Ключ был спроектирован скульптором Зурабом Церетели и покрыт мозаичным золотом.
В Московском доме музыки также находится самый большой орган в России. Он был установлен в Светлановском зале в 2004 году и включает более 5500 труб. Орган был спроектирован и изготовлен немецкими фирмами Glatter-Goetz и Johannes Klais.
В ранней рецензии в газете «Ведомости» ставилась под сомнение «несовершенная акустика» главного зала. Однако эта рецензия была написана до установки органа, которая, как ожидалось, изменит акустику и потребует корректировок.
ЖК «Алые паруса»
Жилой комплекс «Алые паруса» — это современный комплекс, расположенный в Москве, на улице Авиационной, 77–79. Он состоит из шести зданий, первое из которых было построено в 2001 году.
Комплекс был спроектирован и построен компанией «Дон-Строй» под руководством архитектора Андрея Трофимова. Все здания комплекса монолитно-кирпичные и имеют высоту от 27 до 48 этажей. Шесть зданий расположены на берегу Москвы-реки, недалеко от шлюза № 9 канала имени Москвы.
ЖК «Алые паруса» занимает площадь более 7 гектаров и предлагает множество удобств для своих жителей. Среди них — аквапарк, бассейн, спа-центр, фитнес-центр, боулинг, теннисный центр, футбольное поле и даже вертолётная площадка, расположенная на крыше корпуса 4.
Стоимость апартаментов в 2001 году составляла примерно 1250 долларов за квадратный метр, но к 2008 году цены выросли до 7450 долларов за квартиры без отделки и до 17 800 долларов за апартаменты с отделкой. Стоимость аренды квартир в 2008 году варьировалась от 6000 до 35 000 долларов в месяц.
Дизайн-проект ЖК «Алые паруса» был создан профессионалами своего дела. В отделке входных групп использовались итальянский мрамор, зеркальные панели, изысканная мебель и лепнина. Создаётся ощущение, что попадаешь в королевские апартаменты — и это всего лишь многоквартирный дом.
<Продолжение статьи> Мищук В.С., ИАиД
- Дом-яйцо в Москве
- Подробнее о постмодернизме в журнале Корпус