Предлагаю урок-практику по работе с вопросами, которую можно провести на базе первого модуля в 10 классе. Подобный урок можно провести в любом классе, вставив своё содержание, а можно взять этот, уже готовый.
Этот урок посвящён индивидуальной практике, учащиеся будут выполнять задания в индивидуальном режиме, так как мы будем фокусироваться больше на правильной форме вопроса. В дальнейшем, конечно, будем тренировать вопросы, работая в парах и группах.
Индивидуальная практика необходима, чтобы научиться задавать вопросы и понимать их. Если учитель только объяснит, а практики не будет, то всё и останется на уровне правила/объяснения. Чем больше практики, тем лучше.
Цель урока: отработать правильность в составлении вопросов и при этом повторить пройденную лексику по теме "Черты характера, увлечения, взаимоотношения с друзьями".
Этап 1: актуализация материала (3-4 минуты)
Материал не новый, поэтому вспоминаем как строятся вопросы. Лучше, чтобы учащиеся сами рассказали и написали схему на доске.
Этап 2: подготовительный (примерно 12-15 минут)
Этот этап нужен, чтобы учащиеся ещё раз почитали примеры разных вопросов, вспомнили вопросительные слова.
Так как в учебнике подобных заданий нет, то делаю раздаточный материал сама. Не хочу, чтобы это был целый лист заданий, который напоминает проверочную работу. Поэтому у меня будет две карточки: одна только для чтения и одна для работы.
Соотнесите две части вопросов (4-5 минут)
Этот материал даю детям на карточках для чтения (для разогрева), они ничего там не пишут, только читают и думают.
После выполнения упражнения (примерно 2-3 минуты) вызываю одного человека к доске, остальные задают ему получившиеся вопросы, на которые нужно быстро и кратко ответить. Это даёт мне возможность проверить правильно ли дети справились с заданием.
Выберите правильные вопросительные слова (7-8 минут)
Ещё одно подготовительное упражнение на этой же карточке. Теперь учащиеся переписывают минимум 3 любых вопроса в тетрадь, при этом подбирая правильные вопросительные слова.
Через 3-4 минуты снова проверяем с помощью перекрёстного опроса. Ребята спрашивают друг друга по цепочке, один задаёт вопрос, другой отвечает и спрашивает следующего. Ответы могут быть очень краткие или достаточно детальные, это зависит от уровня знаний учащихся. Таким образом мы повторяем тему, но фокусируемся больше всё-таки на вопросах.
Время нужно жёстко контролировать. Если уже прошло 15-16 минут от начала урока, то этап заканчиваем и переходим к следующему, не важно, сколько успели, подготовка прошла. Нам нужно достаточно времени для самой практики.
Этап 3: практика (примерно 20 минут)
Этот этап выполняем на рабочих карточках, которые ребята сдадут в конце урока, кроме первого задания из учебника.
Сделайте из утверждений вопросы (6-7 минут)
Если чувствуете, что не успеваете, класс работает медленно, то задайте это упражнение на дом.
Это довольно распространённое упражнение, очень важное и полезное. Как раз тот случай, когда нужно довести действие до автоматизма. Здесь я постараюсь использовать учебник, ведь надо же его как-то использовать, дети его носят. Беру подходящее упражнение для этого задания. Например, это
Можно задать общие вопросы, можно-специальные, кто как пожелает. Учащиеся записывают их в тетради. При фронтальной проверке отвечать не будем, чтобы сэкономить время, только прочитаем и проверим правильность и обсудим ошибки. Ребята составят столько вопросов, сколько успеют за 4-5 минут, время нужно обязательно ограничивать.
Если же это упражнение пойдёт на домашнее задание, то пусть отвечают письменно на вопросы.
Когда учащиеся работают самостоятельно, они напрягаются (по крайней мере, должны), когда идёт проверка - немного расслабляются, отдыхают. Таким образом они могут продуктивно работать весь урок.
Поставьте слова в правильном порядке (6-7 минут)
Кажется, что это очень лёгкое упражнение, но оно наполнено новой лексикой, которую нужно повторять. Кроме того, для более сильных учащихся задания более сложные, для слабых - более доступные. На этом этапе я сделала упражнения разноуровневыми.
Можно попросить учащихся при переписывании заменить одно/два слова в каждом вопросе. Так будет интереснее.
Вариант для более слабых:
Вариант для более сильных:
Проверяем устно в режиме класс-ученик: учащиеся задают вопросы тому, кто вышел к доске. Я проверяю правильность вопросов (учащиеся тоже проверяют правильность своих вопросов), отвечающий у доски может отвечать очень кратко. Может быть успею вызвать к доске 2-3 человека, чтобы послушать побольше вопросов.
Задайте вопросы по картинке (не менее 7 минут)
Это итоговое задание, где ребята покажут чему научились. Картинку выбираю, конечно, из учебника. Пролистав весь учебник, решила взять вот эти:
К сожалению, даже интересных картинок в учебнике практически нет.
Учащиеся должны составить 1-3-5 любых вопросов (от этого зависит оценка) по картинке без ошибок, отвечать на них не нужно. Свои вопросы ребята пишут на обратной, чистой стороне карточки и сдают её в конце урока.
За тренировку двойки не ставлю, всё же это тренировка.
По итогам проверки я посмотрю, что больше всего западает и в следующий раз обращу внимание именно на этот момент.
Если последнее задание выполнить не успели, не расстраивайтесь, практика всё равно состоялась! Ребята работали весь урок! Не рекомендую задание с картинками давать в качестве домашней работы, так как в ход пойдут переводчики.
Следующий урок мы посвятим тренировке вопросов в устной форме в парном и групповом режиме, это снова будет урок практика.
Раздаточный материал можно скопировать в посте для подписчиков: