Могла бы быть грандиозная тема для теории, но не будет...
Расскажу, как случилось то, что случилось. Гриша научился ездить один на автобусе.
Что имею ввиду.
Выходит из дома, садиться на нужный автобус, едет, выходит, идёт в пункт назначения.
Выходит от бабушки, идёт к автобусу, садится и едет домой.
---
Предыстория. У Гриши лет до 9 (до речи) были проблемы с транспортом. Проблемы были следующего характера: он мог в любой момент захотеть выйти из транспорта по неизвестным причинам. И его ничего не могло остановить. Если останавливали, он начинал кричать... И всё.
Больше проблем не было.
Если это вдруг не случалось, то дорога проходила без проблем. А вот если... то, успокоить его было невозможно. Чаще всего мы выходили. Сложнее выйти из электрички или поезда.
И вроде как это даже не проблема. Можно было много много раз ездить без "вдруг". А потом как вернётся "вдруг", так и не захочется больше пользоваться транспортом.
Но это что касаемо Москвы (период до 5 лет).
Далее мы жили в небольших городах. И там можно было вообще пешком ходить.
---
В Рошале лично я не езжу на автобусах.
Почему?
1. Они ходят редко и не всегда приходят по расписанию. Пока ждёшь, можно дойти до нужного места.
2. Движение - жизнь. Принципиально хожу, а не езжу.
---
На автобусах с Гришей ездил папа, который и подождёт, и мои идеи с движением не особо разделяет. Говорит, что слушать надо в этом вопросе Черчилля.
И поэтому автобусы у Гриши связаны с папой.
---
Но пришёл май 2024 года, когда Гриша, ура, освоил дорогу к бабушке и обратно.
А что самое главное в обучении Гриши?
Правильно, усложнение.
А куда можно усложнять конкретно этот момент с походами к бабушке? А усадить Гришу на автобус. Логично?
На мой взгляд, да, логично.
Но для того, чтобы кого-то куда-то сажать, надо узнать исходные данные. Что именно уже сейчас умеет субъект (то есть ребёнок, то есть Гриша). Я ж не знаю. Он это делает с Андреем.
Поэтому я начала с ними ездить в автобусе. 21 мая.
Ну как начала? Два раза съездила.
Что узнала?
Гриша умеет всё, кроме:
1. Не знает, что такое расписание автобуса. Не знает об их существовании.
2. Не знает маршрутов. Вообще не знает о концепции маршрута.
3. Не знает, когда и где выходить.
Вся его езда - это прийти с папой, постоять, зайти в автобус, на который папа показал, заплатить, сесть, попытаться молчать и ждать. По команде папы двинуться к выходу.
На самом деле, и это уже много. Оставалось совсем чуть-чуть... (здесь ржущий смайлик).
Ибо, оставалось как-то...
1. Объяснить Грише, что есть конкретные автобусы, а не вообще все. И что нельзя садиться на все. А надо только на определённые номера. Этот момент в нашем городе критичен, потому что почти все автобусы междугородние... Да, если вдруг ты засмотришься в окно, ты не на конечную приедешь, а в другой населённый пункт.
2. Объяснить, что автобусы ходят по расписанию и где его смотреть. (Тут ещё как-то объяснить, что автобус может не прийти, или опоздать, или приехать раньше...).
3. Рассказать Грише, что выходить надо только в первую дверь. (Этот момент вообще сложен... Потому что теоретически у нас можно выходить в среднюю дверь, но... Но, но, но. Она открывается, только если тебя заметил водитель. Замечает он не всегда. И... что надо делать, если тебя не заметили? Правильно, орать ОТКРОЙТЕ ЗАДНЮЮ!!! Я так и представила... Гришу... в этой ситуации.)
4. Как следствие, научить что делать, когда не смог выйти на нужной остановке.
Тут просто ржу в голос от масштаба и невозможности задачи...
Мне нужно научить Гришу действовать в экстремальной ситуации в одиночку... Да ещё социально-приемлемо. Ну, удачи, Света.
5. Обратить внимание на нужную остановку. Он же за папой хвостом и без понятия, где выходим. А ещё и на разных маршрутах выходят они на разных остановках и в разных направлениях. Понимает ли это Гриша? Не думаю.
6. Как-то объяснить, как себя вести в переполненном автобусе... Потому что обычно он идёт за взрослым. Сам никогда не спрашивал "вы выходите?" Даже не представляю, а может ли...
7. Научить верно действовать, если карточка не читается сразу на валидаторе.
Да, представляете, я без понятия, а справится ли он сам с такой задачей...
Ну и весь непредсказуемые треш, который на то и непредсказуемый, что это невозможно запланировать... типа контакты с людьми, остановившийся автобус (выходите, автобус дальше не поедет) и я даже не хочу думать, что ещё там может быть.
---
И вот да... Я, МАЙ, труд... Гриша и усложнение...
Надо ж усложнять? Это же правильно. Автор блога "Аутизм и школа" так говорит...
Короче, посмотрела я на Гришу несколько раз в автобусе. И решила, что у меня нет здоровья в этом участвовать. Мои нервы просто не выдержат всех этих таких нужных вещей.
- Может, оно как-нибудь само? - подумала я и решила просто жить лето.
Конец первой части.
П.С. Уточню ещё неочевидное. Гриша разговаривает. Да, бубнит что-то себе под нос. И нет, это не прошло. Он может контролировать, может говорить тише. Но... всё равно этот элемент присутствует в его жизни.
И да, я утешаю себя, что он... не совсем похож на клиента психбольницы. Что можно предположить, что он или репетирует (потому что он на данный момент перечисляет героев, актёров, названия фильмов), или кому-то это говорит (в телефон, например).
Но суть не меняется... Не навтыкает ли ему кто-то за излишний бубнёж?
П.С. 2. Тоже неочевидное. Я не могу дать ему инструкцию загодя. Да... убиться об стену. Я не могу ему сказать: делай это и это и это. Точнее, сказать могу. Он слушает, кивает. Но опыт показывает, что он ничего не запоминает и потом не делает.
А в процессе уже, столкнувшись с проблемой (О КОТОРОЙ Я ПРЕДУПРЕЖДАЛА!!!!), он спрашивает, что делать. И вроде как ничего.
Но в автобусе меня не будет... И действовать ему придётся по обстоятельствам. А способен ли он на это?
---
Поэтому... у меня здоровья на эти, такие нужные навыки в мае не было. Да и вообще не было. В июне, июле тоже.