Найти тему

35. Прошлое не кончается никогда

- Интересно,- бодро проговорила Лидия Петровна, заходя в торговый зал, - у кого-то завтра начинается отпуск, а мы еще трезвые!

Настя заулыбалась: действительно, завтра у нее начинается отпуск. Первый трудовой отпуск! Она уже получила отпускные, даже придумала, на что потратит их. Настя купила матери красивые бусы под жемчуг, а отцу одеколон «Русский лес» и целую упаковку носовых платков: он любил, чтобы в каждом кармане у него всегда был свежий платок. Валентина сама приучила его по молодости, а теперь сердилась, когда он ворчал: полез в карман, а там пусто!

Мать растрогалась, принимая подарок с первой получки дочери, а отец одобрительно сказал:

- Ну вот, теперь, надеюсь, платки будут у меня всегда!

Валентина отозвалась с притворным возмущением:

- Послушайте, люди добрые! До этого у него не было платков!

Настя смотрела на родителей и завидовала им: они прожили так долго вместе, но до сих пор в их глазах и словах видна любовь друг к другу.

Отец тоже собирался взять отпуск, чтобы ехать на Кубань. А Настя решила опередить его и тайком уехать к Андрею. Она собиралась оставить им письмо, чтобы они не волновались.

Конечно, Андрей писал очень редко, после Нового года от него пришло только два письма, в одном из которых он писал, что его, возможно, переведут куда-то в другое место. И все же Настя решила поехать. Она даже составила план, как найдет Андрея. Для этого нужно в городе, откуда приходят письма, спросить, где находится войсковая часть, где служит Андрей. Наверное, в городе есть справочное бюро... Она съездила на вокзал и узнала, что заранее билет взять нельзя – на этот поезд билеты продаются за два часа до прибытия, если билеты будут.

- Да не волнуйся, в это время года туда билеты бывают. Вот летом – другое дело: едут на курорты, на море, так что в начале лета не бывает билетов на юг, а во второй половине – не север, - успокоила Настю кассирша. – Приходи перед поездом, и купишь билет.

Настя теперь думала, как выйти из дома с чемоданом, чтобы родители не заметили. Она решила отнести чемодан к Светке, а от нее уже идти на вокзал. Светлана с Сергеем поженились сразу после крещенских праздников, и Светлана почти каждый день рассказывала, какой хороший у нее муж.

Наконец Семен сказал, что послезавтра они поедут, нужно приготовиться. Валентина собрала гостинцы - то, чего не бывает в сельских магазинах, купила тетке красивый платок – полушалок с люрексом, последний писк моды.

- Настя, где чемодан, тот самый, коричневый, что лежал в кладовке? – спросила мать, собирая их к отъезду.

Настя сразу растерялась, но быстро оправилась и сказала, что дала на время подруге – та уехала к бабушке.

- Есть ведь другие сумки, - сказала она, - какая разница, с какой ехать?

Перед отъездом Светлана позвонила Насте и попросила, чтобы та немедленно пришла к ним, у них с Сергеем есть для нее что-то важное. Сергей и Света встретили ее с многозначительным выражением лиц. Светлана сказала:

- Настя, сядь, нам нужно тебе что-то сказать.

Настя села на стул, недоумевая. Сергей встал, прошелся по комнате, потом, кашлянув, сказал:

- Тебе не нужно туда ехать.

- Ребята, вы уже говорили мне это, а я вам отвечала, что все равно поеду.

- Ты послушай, Настя, - добавила Светлана, - Андрей женился!

- Это неправда! – воскликнула Настя. – Он ничего мне не писал про это.

- Просто не считал нужным, понимаешь? – подойдя совсем близко, глядя ей прямо в лицо, проговорил Сергей. – К нему приехала его давняя любовь, и они поженились! Смотри!

Он достал из конверта несколько фотографий, подал Насте. Она с недоверием взяла их, стала смотреть. На фотографиях были запечатлены Андрей и красивая молодая женщина, в красивой шубке и шапке. Они стояли, обнявшись, у какого-то деревянного дома, со счастливыми улыбками на лицах, между двумя снежными стенами, будто в туннеле, сидели за столом в столовой. И на всех фотографиях они были веселыми и счастливыми.

- Это Ирина, - сказал Сергей, - они встречались в институте, потом разошлись, и теперь, видишь, она приехала к нему.

Настя была потрясена. Она чувствовала себя обманутой, хотя Андрей ей ничего не обещал и даже, наоборот, убеждал в том, что между ними не может быть ничего, кроме дружбы. Все ее планы рушились, все, чем она жила последние полгода, оказалось пустым.

- Настя, я хотела сказать тебе это по телефону, но ты должна была увидеть эти фотографии...

Настя взяла чемодан и поплелась домой. Светлана сочувственно пожала ей руку и закрыла за ней дверь. По улице Настя шла медленно, не веря в то, что увидела и услышала. То делать дальше, она не знала.

Мать увидела ее, пришедшую с чемоданом, однако не заметила ее настроения. Настя прошла в свою комнату, упала на кровать и разрыдалась. Мать долго пыталась узнать причину ее слез, но, не добившись ничего, вышла. А Настя, наплакавшись, уснула.

Через день они с отцом поехали на Кубань. Настя все время пребывала в плохом расположении духа, сидела у окна, за которым пробегали разные пейзажи. Наконец появились степи – бескрайние, совершенно ровные, до самого горизонта пространства, поделенные на клетки лесополосами. Какие-то поля уже зеленели, другие были еще черные, лесополосы только-только одевались в зеленый пух будущей листвы.

Тетка встретила их почти сурово: не бросилась в объятия, не стала причитать, просто распахнула перед ними дверь дома.

- Надолго? – спросила она. – Или только глянуть, жива еще или нет?

- Я на недельку, - ответил Семен, - а Настя задержится.

Он взглянул на дочку, сидевшую на лавке в кухне, сложив руки на коленях. Тетка хлопотала об угощении, попутно расспрашивая, как они живут, как дела у Валентины.

- Так и не работает? – то ли с осуждением, то ли с сочувствием спросила тетка.

- А зачем ей? – ответил Семен. – Я зарабатываю хорошо, у нее все есть.

Тетка остановилась, выпрямилась, посмотрела на племянника:

- А пенсию ей кто будет платить? А если с тобой что? Только о себе думаешь Сенька! Садитесь к столу, – наконец пригласила она гостей.

Повернувшись к буфету, достала бутылку водки.

- Ей наливать? – спросила она Семена, кивнув на Настю.

- Она взрослая, сама пусть решает.

Настя покачала головой, и тетка с племянником выпили вдвоем.

Продолжение