В середине июля Петр Налич порадовал поклонников новой записью – лайвом аудиоспектакля «Ванька, Пташечка и Тельняшечка». Ну что могу сказать – опять залипание на переслушивание на весь вечер-ночер, опять окунаешься во всю эту историю, опять привязываются намертво мотивчики-отрывки, и в каждом кусочке хочется снова и снова расслушивать все «фоновые» партии... Этот спектакль, несомненно, веха в творчестве Петра, но помимо задач «мирового господства» (старые поклонники помнят фразу), это еще и россыпь замечательных музыкальных номеров, песен, сцен, и все они легко становятся любимыми – проверено дальней дорогой. Не возникает желания пропускать даже текстовые вставки Могилевского.
Спектакль этот долго вызревал, готовился, записывался и перезаписывался и был презентован публике 12 апреля этого года. А 26 и 27 апреля Петр со своими музыкантами, исполнительницей роли Катерины Дарьей Антонюк, соавтором Германом Могилевским и ансамблем «Петр Валентинович» сыграл спектакль на сцене Большого зала Центрального дома архитектора. Презентация эта, имевшая большой успех, была, конечно, командой Петра записана, и вот наконец у нас есть возможность послушать помимо студийки еще и лайв.
Для поклонников, тех, кто глубоко в теме, есть что сравнить, выделить, поискать отличия. Для живого исполнения Петру пришлось многое переаранжировывать – ведь при студийной записи возможности в использовании инструментов шире. Поэтому некоторые моменты звучат по-другому, а кое-где добавляются даже мелизмы и небольшие импровизации. Плюс у певца в принципе не бывает двух одинаковых исполнений, и это касается и вокала, и разговорных фраз – например, Дарья произносила фразы диалогов с Петрухой и Белым Офицером с немножко разными интонациями, даже если сравнивать спектакли 26 и 27 апреля. Да она вообще была на втором спектакле другая! И в этом очень притягательная особенность любого театра.
Даже при том, что уже смотрены-пересмотрены и слушаны-переслушаны любительские видеозаписи, профессионально отстроенный и выровненный звук с пульта дает новые впечатления. Например, начитываемые Петром скороговоркой речи Петрухи на митинге и Ваньки в кабаре при появлении патруля идут внакладку с достаточно сложным и отчасти контрапунктным сопровождением оркестра, а также с хором. Живьем оркестр был громковат и немного глушил Петра, получалась слегка каша. Я понимаю, что это достаточно сложно – добиться, чтобы такие места на концерте звучали по балансу громкостей как в студии. Но при том что в студийке все громкости отстроены, само по себе живое исполнение этого «рэпа» произвело на меня гораздо большее впечатление, чем в записи. А в профессиональном лайве и экспрессия живья сохранена, и баланс громкостей соблюден.
Отдельно хочется отметить «обложку» к лайву – прямо-таки напрашивается на «материальный» диск. Почему бы нет, в конце концов; студийный альбом оформлен рисунками Петра, а концертный, что логично, коллажем из концертных фото. Насколько могу опознать, фотограф Алиса Плюснина.
Между тем случился тут небольшой частный эпизод, в очередной раз заставивший задуматься. Есть такая участница телешоу «Голос» – Юлия Кошкина. Голос красивый, юна, симпатична, как я понимаю, еще и сама песни сочиняет, и у нее свой ансамбль, с которым она их поет. Устраивает для поклонников стримы с исполнением песен по заявкам. Так вот, удивило, что ей заказали «что-нибудь» из «Ваньки, Пташечки и Тельняшечки». И девушка не просто взяла и спела (исполнен был «Романс»), но и, выбирая, что спеть, показала неплохую ознакомленность с произведением. Молодежь в курсе, молодежь слушает и даже поет! И это ведь почти что при отсутствии рекламы (два-три радиоэфира и пара печатных интервью перед концертами в апреле – разве это много?), каких-нибудь постоянных ротаций на радио и ТВ, даже без идущей в одном из известнейших театров страны постановки – на данный момент у нас только два сыгранных в ЦДА авторско-композиторских спектакля. Получается, сарафанное радио работает покруче рекламного агенства? Или дело в том, что такое произведение «в мешке не утаишь»?
Характерно, что спектакль обсуждает, растаскивает на цитаты, распевает под гитару молодежь. Наверное, она более открытая, не зашоренная, и почему бы ей не оценить по достоинству новое произведение Петра Налича?.. Пока некоторые, погрязнув в ностальгии, всё тянут песню, что «старый-то состав лучше был (всякий раз хочется уточнить, который именно), и настроение совсем не то», молодежь, не обремененная ранящим опытом творческих метаний кумира, равно принимает всё – и старое, и новое. Просто вот выросло новое поколение на песнях Петра, и оно, поколение это, воспринимало музыку с чистого листа, не деля на альбомы и жанры. И, может, это они танцевали под его хиты в Старой Рязани, они дарили ему букеты. И, похоже, их не так уж мало.
Есть такая точка зрения – что сегодня нет всеобщих, тотальных тенденций. Благодаря интернету доступно всё многообразие музыкальной жизни, но одновременно этот доступ требует пусть минимальных, но усилий, и как следствие, нет такого, чтобы все слушали и знали одно и то же. Каждый составляет свой индивидуальный плейлист. Ситуация, когда все слушают и знают более-менее одно и то же, относится к телевизионной эпохе – доинтернетные звезды действительно известны всем, хотя известность и не означает любовь. А вот за пределами телеэкрана главных каналов и шоу-бизнеса может располагаться совсем другая музыкальная жизнь, и настоящая-то как раз она. Так вот, там, возможно, новая рок-опера, сочиненная Петром Наличем, уже заняла достойное место, соответствующее реальной ценности произведения, а не медийной раскрутке.
Лайв-альбом «Ванька, Пташечка и Тельняшечка» слушать здесь:
И можно посмотреть концертное видео, поскольку, повторю здесь написанное ранее: именно в исполнении автора этот спектакль просто великолепен. Петр, Дарья, Могилевский, ребята из ансамбля «Петр Валентинович», помимо основных своих талантов, еще и превосходные актеры. Я же воспользуюсь случаем дать побольше фото из ЦДА – пусть будет эдакий расширенный фотоальбом.
Переслушивая спектакль, интересно изучать его структуру: например, «зеркальные» треки, то есть те, что идут вначале, при завязке истории, а потом повторяются ближе к концу, но уже с другим настроением (в данном случае веселый вариант сменяется грустным). Сразу вспоминается «Северная Одиссея», хотя еще сильнее она вспоминается в гранд-финале, на треке под названием «Апока»: после всего произошедшего неожиданно светлом и жизнеутверждающем. Кстати, он созвучен другому треку-месседжу, под названием «Нет весны другой».
Интересно, как темы разных персонажей вплетаются в сцены, где физически они отсутствуют (но мысли присутствующих, конечно, о них). Петр рассказывал, что в какой-то момент, собирая спектакль воедино, он начал отсеивать лишние мелодии и темы – действительно, когда мелодий слишком много, получится хаос... Тем не менее, кое-где можно приметить некие следы – например, в сцене прощания Белого Офицера и Катерины фоном звучит мелодия песни «Мандолина, укулеле», а насколько я помню, в студенческой постановке она была в полноценном виде.
Ну и очень в духе времени – спектакль являет большое смешение музыкальных стилей и постоянное перетекание их одного в другой. Буквально начнется с пальбы, а закончится танцами. Только всё это удивительным образом не понижает трагедию до фарса – может, потому что красота музыки не дает сомневаться в искренности чувств?..
Конечно, большое значение имело качество литературной основы: текст Юлия Кима, легкий, цепкий, образный и лаконичный, полный разных отсылок, легко врезается в память и душу. Но все-таки стихотворение без музыки – еще не песня. А реальность такова, что послушавший спектакль с большой вероятностью начинает напевать то «ветер, ветер, ветер, буря, ураган», то «вы скажите-ка, товарищи, глаза откройте мне». Несколько треков уже стали у Петра самостоятельными концертными номерами; наверное, пройдет время, и как в случае с песней Fire, уже никто без особого упоминания и не вспомнит, по какому поводу это всё сочинялось и в каком контексте должно было звучать.
Как хороший фильм не бывает без киноляпов, которые по традиции увлеченно разбираются и склоняются на все лады, так и «Ванька, Пташечка и Тельняшечка» не обходится без разнообразных нестыковок, анахронизмов и прочих вроде бы странностей, которые тем не менее легко прощаешь. Когда история убедительна в главном, нестыковки в деталях не могут ее испортить; в конце концов, задачи художественных произведений не в буквальном следовании историческим хроникам и формальной логике. Вот и в данном случае мне проще придумать для себя «оставшуюся за кадром» связку, примиряющую такие нестыковки, или вообще не обращать на них внимания. Для меня этот спектакль создает свою реальность, в которой всё логично, правильно и иначе и быть не могло. И в которой доминирует светлый оптимистичный настрой, несмотря на нарастающую трагичность сюжета и печальный финал.
Да, если кто пропустил, то вот предыдущие публикации о спектакле: