Найти в Дзене
GowiththeWind

Рок-опера в ЦДА: исполняет автор!

Расскажу теперь о концертной премьере спектакля «Ванька, Пташечка и Тельняшечка», прошедшей 26 и 27 апреля в Центральном доме архитектора. Фоточки наполовину точно разобраны, обработаны, да даже концертные записи уже заслушаны почти что до дыр. Проверены «на кошечках» – эффект сногсшибательный. Сын подруги, с которой мы вместе слушали запись, просто побыв с нами в одной комнате, тут же начал распевать треки из спектакля, при том что слышал их в первый раз. Произведение явно имеет потенциал, чтобы уйти в народ. И первая обкатка на публике именно в авторском исполнении – это, конечно, совершенно особые впечатления.

На всякий случай напомню, о чем речь. Петр Налич завершил работу над музыкальным спектаклем «Ванька, Пташечка и Тельняшечка». В основе спектакля – поэма Юлия Кима «Патруль», но Петр вместе со своим другом и соратником Германом Могилевским несколько переработал литературный материал – что-то сократил, что-то переставил. Герман также написал текст «от автора», или комментарии рассказчика – они поясняют происходящее и соединяют между собой отдельные музыкальные части. «Патруль» само по себе очень интересное произведение: поэму Юлий Ким написал по мотивам поэмы Александра Блока «Двенадцать», и там действуют те же самые персонажи и вроде бы та же самая сюжетная канва, но по сути это совершенно другое и о другом. «Патруль» больше о людях и отношениях между людьми, о любви, нравственном выборе и о том, как далеко может завести революционный угар.

-2

Концертная версия включала меньшее количество инструментов, чем студийная запись – например, не было скрипок, конечно, не было и каких-то редких инструментов. Петр сам рассказывал, что пришлось делать специальные концертные аранжировки. Музыканты почти все знакомые по концертам Петра, добавились только пианистка Евгения Петерс, тромбонист Влад Псарук и домристки Мария Чекардина и Софья Русинова. На тенор-саксофоне, кларнете и флейте играл Юрий Костенко (он же, кстати, выступал одним из саунд-продюсеров студийной записи). На баритон-саксофоне и сопрано-саксафоне – Олег Маряхин, на трубе – Салман Абуев, на электрогитаре – Сергей Рощупкин. На басу был Сергей Сокулер, он играл то на электроинструменте, то на акустическом контрабасе. Как и в студийной версии, всех мужских персонажей пел сам Петр, роль Катерины и реплики жены белого офицера исполняла Дарья Антонюк. В качестве хора выступал замечательный ансамбль «Петр Валентинович».

-3

О «Петре Валентиновиче» стоит сказать чуть подробнее. Эти ребята именуют себя «творческое объединение», то есть это не просто некий хор. Здесь каждый участник уникален, может не только петь, но и играть на разных музыкальных инструментах – фактически уровень сольного артиста. Изначально участники творческого объединения занимались фольклором, но в итоге сильно расширили свою жанровую палитру. Они выбирают для исполнения редкие и малоизвестные произведения, например, переложенные современными композиторами на музыку стихи поэтов Серебряного века. Есть у них и фольклорные мотивы, но по-своему переосмысленные. Выступления «Петра Валентиновича» отличаются особым артистизмом и иногда даже элементами театральности. В общем, уже можно сказать, что у них есть и свой стиль, и, кстати, свой слушатель. А ведь, насколько я понимаю, это вчерашние студенты. Те, кто говорит, мол, а где же наша талантливая молодежь, – вот она.

К «Петру Валентиновичу» в спектакле присоединился Гена Ивлев, давно и хорошо знакомый поклонникам Налича. Все-таки хороший бас – ценнейшее приобретение; помимо вокала, на нем были перкуссии. Ну и на барабанах был также давно знакомый поклонникам Александр Карпухин. Свое место на барном стуле в левом углу сцены занял соавтор спектакля Герман Могилевский.

-4

Сцена Большого зала ЦДА не маленькая, но и не огромная – как раз все разместились. Никаких декораций, просто черный фон задника. А с другой стороны, зачем они тут нужны? Всё, что надо, – это музыка, голоса и игра музыкантов и артистов, минимализм оформления, по-моему, был абсолютно гармоничен с постановкой. И что очень важно – был настоящий концертный свет.. Ну, просто я помню, как много лет назад в этом зале проходили академические сольники Петра Налича. Даже не то чтобы какого-то цветного, рисующе-заполняющего, – просто обычного света бывало слишком мало. А в этот раз всё было совершенно иначе. Разные сцены обыгрывались светом и цветом, да и в целом картинка благодаря работе световика выглядела благороднее и интереснее.

-5

Те, кто видел Петра в разных оперных постановках, в принципе понимали, что ждать можно многого. Петр сам рассказывал, как во время подготовки спектакля прикидывал, чем обозначить перевоплощения себя из одного персонажа в другого. Вроде как и мегафончик был придуман для этой цели... На самом деле, как оказалось, ничем формальным обозначать разных персонажей и не нужно, и так само собой всё понятно – настолько эти персонажи, помимо языка музыки, еще и по-актерски выглядели выразительно. Кстати, когда искала инфу про Дарью Антонюк, обнаружила, что она не только певица, но и актриса. И здесь роли свои, Катерину и жену офицера, она отыгрывала великолепно! Та самая «революционная Кармен» в красном платье – хотя так отличающаяся от Кармен из оперы Бизе... Хор, то есть ансамбль «Петр Валентинович», на сцене ЦДА тоже был артистичен, в теме и в образе. В общем, по моим впечатлениям, получился самый настоящий полноценный спектакль.

-6

Но ведь Петр был не только Ванькой, Петрухой, Белым Офицером, Трактирщиком, а периодически также и общим голосом революционных масс. Петр был еще и самим собой – руководителем всего этого сложного музыкального организма, дирижером по совместительству. И смотреть, как Петр взаимодействует с музыкантами, – было отдельное особое удовольствие.

-7

Во время прослушивания студийной записи я как-то не особо прониклась текстовыми скороговорками, которые звучат в некоторые моменты спектакля из уст главных персонажей, хоть и заценила уместность такого приема – просто не сказать чтобы люблю такие декламации. Но когда услышала вживую, как Петр изображал Ваньку, заговаривающего зубы Петрухе в трактире, – реально челюсть на пол уронила от изумления. Какая скорость – и какая четкость!

-8

Большой зал ЦДА – акустический, то есть построенный и «настроенный» под исполнение классики без микрофонов. В таком зале прекрасно звучат оперные арии, но он гулкий, и подзвучка большого числа инструментов создает в таком зале проблемы. Звукорежиссер Владимир Зезюльчик объяснял нам особую систему подзвучки, которую он применил на спектакле – узконаправленные колонки, не дающие звуку отражаться от стен. Звук действительно был хороший и достаточно четкий, единственное, духовые слегка перекрикивали Петра в тех самых скороговорочных эпизодах, причем там накладывался еще и достаточно громкий хор.

Петр Налич долго подыскивал определения своему новому творению, то называя постановку литературно-музыкальной, то рок-оперой, то аудиоспектаклем. Как мне объяснили специалисты, в мюзикле должны быть целые разговорные сцены. А здесь, если не считать закадрового текста Германа Могилевского, поется всё, даже речи на митингах – которые, кстати, вполне тянут на оперный речитатив:) И количество, и характер музыки явно сдвигают акценты в сторону рок-оперы. Отдельные реплики, как паузы, на контрапункте оттеняющие музыкальные куски, явно не в счет, тем более что и они подчинены внутреннему музыкальному ритму произведения. Трижды повторенные вопромы и ответы – скорее рефрены, чем диалоги как таковые. Так что рок-опера. А также романс-опера, рэп-опера, рэгги-опера... Спектакль – кладезь самых разнообразных музыкальных стилей, то и дело перетекающих один в другой прямо на протяжении одной короткой сцены. При этом основные музыкальные темы проходят через весь спектакль, цементируя его воедино. Но что особенно примечательно, все эти эпизоды, мелодии, куплеты, от народно-распевного «Ветер, ветер, ветер, буря, ураган» до совершенно буржуазного рефренчика «эти виски-сосиски-безе-фрикасе», буквально застревают в мозгу, который начинает прокручивать их с превеликим удовольствием – ибо все эти темы наделены красивыми, гармоничными, запоминающимися мелодиями, действующими в унисон с кимовским текстом, где хлестким, где лирическим, хорошо сдобренным отсылками и цитатами.

«У меня для песен нет весны другой...»
«У меня для песен нет весны другой...»

Публика была в полнейшем восторге. На второй день, по моим ощущениям, главные исполнители заметно разыгрались и раскрепостились, что в целом пошло спектаклю на пользу. И в качестве биса повторялся жизнеутверждающий «гранд-финал» под условным названием «Апока».

-11

Спектакль уже растаскивается поклонниками на цитаты. И, конечно, хотелось бы «закрепления материала» – хотелось бы повторения спектакля именно в таком, концертном и авторском исполнении. С волшебным голосом Петра, во всем его многообразии, от романсовой проникновенности до разудалой разгульности. С точным попаданием в интонации героини Дарьи. Со всеми знакомыми и любимыми лицами на сцене. Для меня лично именно этот состав – безусловно звездный.