Найти тему
Мужские Мысли

Крещение Руси: памятная дата

Оглавление

Крещение Руси — значимая дата в истории России, которая отмечается 28 июля. Этот праздник был установлен в 2010 году на основании Федерального закона «О внесении изменения в статью 11 закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

«Крещение Руси». Фреска В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Работа была создана в период с 1895 по 1896 год.
«Крещение Руси». Фреска В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Работа была создана в период с 1895 по 1896 год.

О празднике

Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Русской православной церкви. Закон подчёркивает, что признание этой даты отражает её влияние на общественное, культурное и духовное развитие России, а также на укрепление российской государственности.

Дата празднования — 28 июля — выбрана в честь святого князя Владимира, известного как Владимир Красное Солнышко. Он был внуком великой княгини Ольги, которая первой из правителей Руси приняла христианство и стала примером для своего внука.

Согласно легенде, князь Владимир выбирал религию для своего народа. Он был очарован рассказами своих посланников, которые приехали из Константинополя и описали красоту церковных служб.

Процесс Крещения Руси имел несколько причин. Во-первых, объединение земель требовало единой религии для укрепления принципа «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, в то время Европа уже была христианизирована, и принятие христианства способствовало культурному развитию страны.

Владимир активно поддерживал распространение христианства на Руси, строя новые города и церкви. После крещения Киева православие начало распространяться на другие города, но процесс Крещения длился несколько веков, пока христианство окончательно не победило язычество.

Сегодня этот праздник становится всё более популярным. В разных городах России проводятся массовые культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия, включая крестные ходы. Главная цель этих событий — закрепить важность Крещения Руси в общественном сознании как значимой исторической даты для славянских народов.

Интересно отметить, что в Украине аналогичный праздник, именуемый Днём Крещения Киевской Руси-Украины, также празднуется 28 июля.

О термине

В современной исторической науке под «Крещением Руси» понимается совокупность значимых событий, произошедших в конце X века. Эти события включают в себя крещение князя Владимира Святославича, его окружения и жителей важнейших городов Киевской Руси. Также были предприняты организационные меры по созданию церковной структуры.

Это событие рассматривается как принятие христианства в качестве государственной религии Киевской Руси.

Источники по этому вопросу предоставляют противоречивую информацию о точных датах крещения. Однако чаще всего упоминается 988 год, который считается началом официальной истории Русской церкви. Некоторые учёные предполагают, что крещение могло произойти в 990 или 991 году.

Некоторые исследователи используют термин «Крещение Руси» для обозначения процесса распространения христианства в XI–XII веках. Они рассматривают это событие как длительный процесс христианизации, который начался задолго до конца X века и продолжался в последующие годы. Эти события отражены в различных источниках, включая древнерусские, византийские, арабские и западноевропейские письменные свидетельства.

С политической точки зрения, принятие христианства способствовало культурной и идейной консолидации народов Киевской Руси и укреплению её международного статуса. Принятие новой веры преобразило народ Руси, сделав его христианским, а государство Рюриковичей стало типичным европейским христианским государством, включившись в византийскую культурную и церковную традицию.

Несмотря на сохранение некоторых дохристианских верований, элиты и значительная часть населения стали ассоциировать себя с христианством. Принятие новой веры также поспособствовало развитию христианской культуры, грамотности, книжности и ремёсел, таких как каменное зодчество, мозаика и иконопись.

В литературе наряду с термином «Крещение Руси» часто используются альтернативные обозначения, такие как «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и т.д.

Иногда термин «Крещение Руси» применяется в более широком смысле. Он обозначает длительный процесс постепенного проникновения христианства на Русь с IX по X века и его распространение среди населения, которое продолжалось десятилетиями, а местами — несколько веков после крещения Владимира. К основным этапам этого процесса относятся: первое крещение Руси в 860-е годы; попытка крещения княгиней Ольгой после её принятия христианства около 946 или 957 года; активное церковное строительство и укрепление церковной структуры при князе Ярославе Мудром и его преемниках.

Предыстория

В «Повести временных лет» и Прологе под 30 ноября есть упоминание о том, что христианство на Русь принёс апостол Андрей Первозванный. Согласно этим источникам, он путешествовал по русским землям, посетил будущий Киев, где установил крест, а затем направился к славянам, где впоследствии возник Новгород.

Христианизация была одним из методов, которые Византия использовала при взаимодействии с воинственными языческими народами. В IX веке Византия стремилась распространить христианство на государства, такие как Великая Моравия (862) и Болгария (864–920). Крещение элит этих народов помогало им войти в орбиту влияния Византии и уменьшало вероятность военных конфликтов на её границах.

Первое крещение русов относится к 860-м годам и связано с киевскими князьями Аскольдом и Диром. Это событие произошло после похода на Константинополь в 860 году. Крещение сопровождалось установлением епископии или архиепископии в Киеве, которая, однако, затем исчезла.

В Никоновской летописи XVI века описаны несколько походов Аскольда и Дира на Константинополь, а также крещение Руси при князе Оскольде. Поздняя византийская традиция относит это событие к периоду около 874 года и связывает его с императором Василием I Македонянином (867–886) и патриархом Игнатием.

Княгиня Ольга, посетившая Константинополь в 957 году, стремилась к крещению и равенству Руси с христианской империей Византией. Она приняла имя Елена и получила титул правительницы Руси. Однако некоторые историки считают, что заключение союза с Византией произошло не сразу. В 959 году Ольга отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой о помощи в основании церкви на Руси. Впоследствии Византия пошла на уступки, заключив выгодный договор с Русью.

О том как Владимир выбрал веру

В «Повести временных лет», написанной в XII веке, рассказывается о том, как князь Владимир выбирал новую религию для своего народа.

Согласно летописи, в 986 году к Владимиру пришли послы из Волжской Булгарии, которые предлагали ему принять ислам. Они рассказывали о религиозных обрядах, включая запрет на употребление алкоголя, но Владимир ответил известной фразой: «Руси есть веселие пити» (то есть «Руси есть веселье пить») и отказался от предложения.

Вскоре после этого к Владимиру прибыли послы из Рима, которые были отправлены Римским папой. Они утверждали, что у них пост разрешён только в определённые дни: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир и от этого предложения отказался, сказав: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши этого не приняли».

Затем к Владимиру пришли хазарские иудеи, которые предлагали принять иудаизм. Однако Владимир, помня, что его отец Святослав победил Хазарию, задал вопрос о том, где сейчас проживают иудеи. Они признались, что у них нет своей земли, и Бог рассеял их по другим странам. Владимир отверг их предложение, сказав: «Так, как же вы других учите, когда сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и вашу веру, то вы не были бы рассеяны по разным землям: или вы хотите, чтобы и с нами случилось то же?»

После этого перед Владимиром предстал византиец, который был прозван русским летописцем Философом за свою мудрость. Он рассказал князю о Библии и христианской вере. Однако Владимир не принял окончательное решение и решил посоветоваться с боярами. В результате было решено отправить послов в мусульманские, немецкие и греческие земли, чтобы они могли увидеть, как проходят богослужения.

Послы, вернувшиеся из Константинополя, с восхищением заявили: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В конечном итоге Владимир выбрал христианство по греческому обряду. Дополнительным аргументом послужило напоминание бояр о том, что княгиня Ольга приняла греческую веру.

Иван Эггинк, картина «Великий князь Владимир выбирает веру», 1822 год.
Иван Эггинк, картина «Великий князь Владимир выбирает веру», 1822 год.

Этот рассказ, известный как «Сказание об испытании вер», вызывал разные интерпретации у историков. Некоторые из них считали его точным описанием событий, в то время как другие полагали, что это вымышленная история. Например, архиепископ Макарий (Булгаков) был убеждён, что рассказ точно описывает происходившие события, в то время как Е. Е. Голубинский, М. Д. Присёлков, С. В. Бахрушин и О. М. Рапов считали его вымышленным. Голубинский утверждал, что это поздняя вставка, вероятно, греческого происхождения.

Однако другие историки, такие как В. В. Мавродин, Д. С. Лихачёв, В. Я. Петрухин, А. В. Назаренко и другие, считают, что история частично основана на реальных событиях. Они указывают на сообщения арабского учёного аль-Марвази, который писал о посольстве, отправленном правителем Руси с именем, похожим на Владимир, к хорезмшаху. Также в «Повести временных лет» упоминается приход немецких проповедников, что может быть связано с посольством германского императора Оттона II, который, предположительно, посетил Русь около 983 года. Назаренко предполагает, что это литературное отражение активной внешней политики Владимира Святославича, предшествующей его крещению.

Крещение

Согласно летописи «Повесть временных лет», в 988 году нашей эры князь Киевский Владимир Святославич решил креститься через Константинопольскую церковь. В то время императоры Василий II и Константин VIII правили совместно, и, по инициативе Патриарха Константинопольского Николая II Хрисоверга, духовенство крестило киевлян в водах Днепра или Почайны.

Константин Васильевич Лебедев. «Крещение киевлян».
Константин Васильевич Лебедев. «Крещение киевлян».
«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»
— Киевский князь Владимир Святославович, 988 год

Многие историки полагают, что Владимир крестился в 987 году. Византийские и арабские источники утверждают, что в том же году между Константинополем и Русью был заключён договор для подавления мятежа Варды Фоки. Одним из условий этого союза было вступление Владимира в брак с царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Для византийских правителей это было весьма унизительным условием.

Во время противостояния с Вардой Фокой Владимир захватил Корсунь и угрожал Константинополю. Императоры согласились выдать Анну за Владимира, но при условии его крещения. После этого Владимир принял имя Василий в честь своего восприемника, императора Василия II, и вернул Корсунь грекам, как часть приданого.

Византийские летописи, такие как «Аноним Бандури» и Ватиканская хроника, описывают крещение Руси в 988 году. Однако эти труды могут быть переводом информации из «Повести временных лет». Византийская литература в основном проигнорировала событие 988 года, предполагая, что обращение Руси произошло на сто лет раньше.

Согласно «Повести временных лет», крещение киевлян было следующим: Владимир уничтожил идолов и приказал всем жителям собраться у реки на следующий день. Утром Владимир с духовенством отправились к реке, и многие жители Киева вошли в воду для крещения. Некоторые стояли по шею или по грудь в воде, молодые располагались ближе к берегу, а священники возносили молитвы.

Историк Н. М. Никольский утверждал, что крещение киевлян, за исключением дружинников, происходило насильно — жителей насильно согнали к реке для крещения.

Альтернативные даты и обстоятельства крещения Владимира и киевлян приводятся в «Похвале князю русскому Владимиру» Иакова Мниха. Она утверждает, что крещение киевлян произошло в 990 году, «в третье лето» после крещения князя. О. М. Рапов считает, что Владимир, уже крещённый, захватил Херсон в конце апреля — начале мая 990 года, а крещение киевлян последовало в конце июля — начале августа того же года.

Первый митрополит Киевский Иларион раскрывает побудительные мотивы князя Владимира в своём сочинении «Слово о законе и благодати». Это сочинение было написано примерно через шестьдесят лет после крещения Владимира.

Заключение

В последние годы 28 июля становится всё более значимой датой в календаре россиян. Также широко распространены образовательные программы, направленные на изучение истории принятия христианства на Руси и роли князя Владимира в этом процессе. В школах, вузах и культурных учреждениях проводятся лекции, выставки и круглые столы, посвящённые Крещению Руси, что способствует повышению исторической грамотности и духовному просвещению населения.

Религиозные мероприятия в этот день проходят с особой торжественностью и благоговением. В храмах и соборах проводятся праздничные литургии и молебны. Многие верующие стремятся посетить памятные места, связанные с Крещением Руси, такие как Великокняжеская усыпальница в Киеве, где похоронен святой князь Владимир. Кроме того, многие паломники отправляются на Святую Землю, посещая храмы и монастыри России, связанные с ранним христианством на этих землях.

Интерес к Крещению Руси поддерживается также через СМИ и интернет. Документальные фильмы, исторические драмы и публицистические передачи, посвящённые этому событию, находят отклик у широкой аудитории. Всё это способствует формированию у россиян чувства сопричастности к великим историческим событиям и понимания их значимости для современности.

В международном контексте празднование Крещения Руси также играет важную роль. Этот праздник служит точкой консолидации исторической и культурной памяти не только в России, но и во всей православной общине, усиливая межкультурные связи и взаимопонимание. Важно отметить, что совместные празднования и обмен культурным наследием способствуют укреплению добрососедских отношений между славянскими народами, а также помогают в деле сохранения и передачи будущим поколениям духовных и культурных ценностей.

Материалы по теме