Если раньше сражения велись на суше и на море, а над полями сражений Первой Мировой войны летали тысячи истребителей, то развитие новых типов самолётов привело к появлению новых ролей для авиации.
Вместо того чтобы быть вспомогательным родом войск, военно-воздушные силы наконец-то сравнялись по значимости с сухопутными и морскими силами. Кульминацией роста мощи военно-воздушных сил стало использование атомных бомб, унёсших жизни сотен тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки.
Существует множество способов оценить самый важный самолёт Второй мировой войны. Наиболее производимые самолёты, безусловно, занимают своё место в истории, но мы также можем рассмотреть те, которые изменили стратегический ход войны, и другие, которые положили начало новым, инновационным технологиям.
Вот шесть боевых самолётов, которые оказались самыми важными во время Второй мировой войны:
Ил-2 Летающий танк
Ил-2, также известный по кодификации НАТО как Bark, — это советский штурмовик времён Второй мировой войны. Он был создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина.
Ил-2 стал самым массовым боевым самолётом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч единиц. Серийное производство началось в феврале 1941 года. Первые самолёты были изготовлены в Воронеже на заводе № 18. Позже производство было переведено в Куйбышев (ныне Самара), где Ил-2 производился на авиационных заводах № 1 и № 18. Из общего количества (36 163 единицы) 70,6% было произведено в Куйбышеве.
Ил-2 использовался в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
Конструкторы называли этот самолёт «летающим танком». Пилоты люфтваффе дали ему прозвище «бетонный самолёт» (Betonflugzeug). Некоторые советские авторы утверждают, что солдаты вермахта называли его «чумой» (Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).
Прототип самолёта, известный как «бронированный штурмовик» БШ-2 (заводское наименование ЦКБ-55), совершил первый полёт 2 октября 1939 года под управлением лётчика-испытателя В. К. Коккинаки.
Hawker Hurricane
Не многие самолёты были названы в честь короля и позже отправились спасать свою страну, но «Хоукер Харрикейн» сделал именно это.
«Харрикейн» был разработан легендарным британским авиационным инженером Сидни Кэммом как истребитель-моноплан с восемью пушками. Он впервые поднялся в воздух в 1935 году. Самолёт был оснащён двигателем Rolls-Royce Merlin, который позволял ему развивать максимальную скорость 340 миль в час. На нём было установлено восемь пулемётов Browning .303.
В июне 1936 года «Харрикейн» был принят на вооружение Королевских военно-воздушных сил. В июле король Эдуард VIII официально назвал его «Харрикейном».
В 1940 году Гитлер, завоевав Францию и Нидерланды, обратил свой взор на Британские острова. Немецкие люфтваффе предприняли попытку завоевать господство в воздухе над Королевскими военно-воздушными силами в качестве первого шага к вторжению. Так началась Битва за Британию. В ходе сражения немецкие ВВС потеряли 1887 самолётов, причём более половины были сбиты «Харрикейнами».
Планы вторжения были отменены, и четыре года спустя Великобритания стала плацдармом для освобождения западной Европы. Битва за Британию, вероятно, является самой значимой победой в истории авиации, во многом благодаря «Хоукер Харрикейн».
Mitsubishi A6M Zero
Истребитель «Зеро» был отличным самолётом, который прослужил гораздо дольше, чем предполагалось.
За несколько дней до нападения на Перл-Харбор адмирала Исороку Ямамото спросили, как бы выглядела война с Соединёнными Штатами. Ямамото ответил: «Я буду иметь значительное преимущество в течение первых шести месяцев или года, но я совершенно не уверен во втором и третьем годах». Ямамото был прав, и Объединённый флот под его командованием успешно действовал в Индо-Тихоокеанском регионе в течение шести месяцев после нападения. Во главе флота стоял истребитель Mitsubishi A6M, известный как Zero, который на тот момент был лучшим палубным истребителем в мире.
Истребитель Zero, который союзная разведка называла «Зик», был разработан известным авиаконструктором Дзиро Хорикоси. Zero был быстрым и феноменально маневренным, что позволяло японским пилотам перехитрить старые самолёты союзников с большой дальностью полёта, подходящей для Тихоокеанского театра военных действий. Он был вооружён двумя 7,7-миллиметровыми пулемётами и двумя 20-миллиметровыми пушками, достаточно мощными, чтобы заставить вражеских пилотов платить даже за малейшие ошибки.
Хотя изначально Zero добился многих успехов, новая тактика союзников и новые самолёты в конечном итоге свели на нет его преимущество. Кроме того, отсутствие броневой защиты делало его хрупким перед лицом вражеского огня.
Messerschmitt Bf 109
Мессершмитт Bf 109 был основным немецким истребителем времён Второй мировой войны и одним из самых массовых истребителей того времени.
Bf 109 появился в небе во время Гражданской войны в Испании в составе «Легиона Кондор» — немецкого военного контингента, сражавшегося на стороне испанских националистов. Истребитель отличался высокой скоростью, мощным вооружением (два 7,7-мм пулемёта и одна 20-мм пушка) и бронёй, которая защищала пилота и запас топлива.
Благодаря своей скороподъёмности, превосходящей большинство истребителей союзников, Bf 109 мог быстро подниматься на большие высоты, а затем стремительно снижаться, чтобы внезапно атаковать противника. Эта способность делала его эффективным в перехвате бомбардировщиков союзников, совершавших налёты на Германию в конце войны.
В итоге Bf 109 оставался основой люфтваффе на протяжении более восьми лет, что значительно дольше, чем у большинства других истребителей. Немецкой промышленности было проще производить один и тот же тип истребителя в условиях военного времени, чем менять его в середине войны. Всего в Германии было построено 33 948 самолётов Bf 109.
Consolidated B-24 Liberator
B-24 был сложнее в управлении, чем B-17, и не пользовался такой популярностью, но он оказал большее влияние на ход войны.
Хотя B-17 Flying Fortress часто называют «лицом» тяжёлых бомбардировщиков Второй мировой войны, на самом деле именно Consolidated B-24 Liberator был главным героем дальних бомбардировок союзников.
Четырехмоторный B-24, оснащенный 10 пулемётами М2 50-го калибра и способный нести до 5000 фунтов бомб, выполнял основную часть стратегических бомбардировок во время войны. Он поражал цели на огромном расстоянии, например, в Берлине, Германия, и южной Японии.
Американский «Арсенал демократии» выпустил 18 482 бомбардировщика B-24, по сравнению с 12 732 B-17 «Летающими крепостями». B-24 также был быстрее B-17 и мог нести на 2000 фунтов больше бомб. Из-за этого B-24 оказался более важным для стратегии союзников, чем B-17, исходя только из количества выпущенных самолётов.
Messerschmitt Me 262 Schwalbe
Me 262 стал настоящим вызовом для радиальных двигателей и положил конец их эпохе.
В августе 1944 года, когда союзные войска продвигались по Франции, лётчики столкнулись с необычным истребителем. Он не был похож ни на один из тех, что они видели раньше. У него не было привычного пропеллера и двух мотогондол, по одной под каждым крылом. Вместо этого он издавал пронзительный рёв, когда пролетал мимо. Это было совсем не похоже на ровный барабанный стук радиального двигателя.
Истребитель с пробитой пулями носовой частью летел со скоростью 300 километров в час, что было намного быстрее, чем у самолётов союзников. Он также мог набирать высоту с невероятной скоростью.
Разведка союзников быстро поняла, что Германия представила первый в мире реактивный истребитель — Messerschmitt Me 262. Он был оснащён двумя турбореактивными двигателями Junkers Jumo 004 B-1, что делало его невероятно мощным по сравнению с другими самолётами того времени.
Появление Me 262 означало конец эры нереактивных истребителей и бомбардировщиков. Ни один самолёт с радиальным двигателем не мог сравниться с ним по скорости и манёвренности. В течение пяти лет почти все основные военно-воздушные силы мира перешли на реактивные самолёты.
Заключение
В заключение, вторая мировая война стала временем значительного развития авиационных технологий. В ходе конфликта происходило постоянное улучшение и модернизация самолётов, что привело к созданию новых типов и моделей.
Например, тяжёлые бомбардировщики, такие как B-17 и B-29, играли ключевую роль в стратегических операциях союзников. Были разработаны системы ночного видения, которые позволяли бомбардировщикам наносить удары даже при ограниченной видимости.
Однако не стоит забывать и о других типах самолётов, которые также сыграли важную роль во время войны. Штурмовики, например, были особенно полезны в ближней поддержке наземных войск. Они могли атаковать пехоту, танки и другие силы противника прямо с низких высот, что делало их особенно эффективными. Использование штурмовиков значительно повысило шансы на успех на суше.
Конечно же, успехи и достижения самолетостроения во время войны также следует рассматривать в контексте воздушных дуэлей, в которых участвовали высококвалифицированные и опытные пилоты. Воздушные сражения стали ареной столкновения передовых технологий и тактического мастерства. Особенно знаменитыми сражениями являются Битва за Британию и Битва за Сталинград, в которых авиация сыграла ключевую роль в определении исхода этих событий.
Таким образом, самолёты во Второй мировой войне не только стали символом силы и мощи, но и сыграли решающую роль во многих сражениях. Они обеспечивали не только воздушное превосходство, но и возможности для проведения тактических операций, разведки, бомбардировок и транспортировки войск. Значимость самолётов во Второй мировой войне остаётся великой и имеет важное историческое значение.