Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

С обеих сторон в небе было множество самолётов времён Второй мировой войны. Но самыми значимыми были именно эти

Если раньше сражения велись на суше и на море, а над полями сражений Первой Мировой войны летали тысячи истребителей, то развитие новых типов самолётов привело к появлению новых ролей для авиации. Вместо того чтобы быть вспомогательным родом войск, военно-воздушные силы наконец-то сравнялись по значимости с сухопутными и морскими силами. Кульминацией роста мощи военно-воздушных сил стало использование атомных бомб, унёсших жизни сотен тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки. Существует множество способов оценить самый важный самолёт Второй мировой войны. Наиболее производимые самолёты, безусловно, занимают своё место в истории, но мы также можем рассмотреть те, которые изменили стратегический ход войны, и другие, которые положили начало новым, инновационным технологиям. Вот шесть боевых самолётов, которые оказались самыми важными во время Второй мировой войны: Ил-2, также известный по кодификации НАТО как Bark, — это советский штурмовик времён Второй мировой войны. Он был создан в ОКБ-240 по
Оглавление

Если раньше сражения велись на суше и на море, а над полями сражений Первой Мировой войны летали тысячи истребителей, то развитие новых типов самолётов привело к появлению новых ролей для авиации.

Вместо того чтобы быть вспомогательным родом войск, военно-воздушные силы наконец-то сравнялись по значимости с сухопутными и морскими силами. Кульминацией роста мощи военно-воздушных сил стало использование атомных бомб, унёсших жизни сотен тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки.

Существует множество способов оценить самый важный самолёт Второй мировой войны. Наиболее производимые самолёты, безусловно, занимают своё место в истории, но мы также можем рассмотреть те, которые изменили стратегический ход войны, и другие, которые положили начало новым, инновационным технологиям.

Вот шесть боевых самолётов, которые оказались самыми важными во время Второй мировой войны:

Ил-2 Летающий танк

-2

Ил-2, также известный по кодификации НАТО как Bark, — это советский штурмовик времён Второй мировой войны. Он был создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Ил-2 стал самым массовым боевым самолётом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч единиц. Серийное производство началось в феврале 1941 года. Первые самолёты были изготовлены в Воронеже на заводе № 18. Позже производство было переведено в Куйбышев (ныне Самара), где Ил-2 производился на авиационных заводах № 1 и № 18. Из общего количества (36 163 единицы) 70,6% было произведено в Куйбышеве.

Ил-2 использовался в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.

Конструкторы называли этот самолёт «летающим танком». Пилоты люфтваффе дали ему прозвище «бетонный самолёт» (Betonflugzeug). Некоторые советские авторы утверждают, что солдаты вермахта называли его «чумой» (Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).

Прототип самолёта, известный как «бронированный штурмовик» БШ-2 (заводское наименование ЦКБ-55), совершил первый полёт 2 октября 1939 года под управлением лётчика-испытателя В. К. Коккинаки.

Hawker Hurricane

-3

Не многие самолёты были названы в честь короля и позже отправились спасать свою страну, но «Хоукер Харрикейн» сделал именно это.

«Харрикейн» был разработан легендарным британским авиационным инженером Сидни Кэммом как истребитель-моноплан с восемью пушками. Он впервые поднялся в воздух в 1935 году. Самолёт был оснащён двигателем Rolls-Royce Merlin, который позволял ему развивать максимальную скорость 340 миль в час. На нём было установлено восемь пулемётов Browning .303.

В июне 1936 года «Харрикейн» был принят на вооружение Королевских военно-воздушных сил. В июле король Эдуард VIII официально назвал его «Харрикейном».

В 1940 году Гитлер, завоевав Францию и Нидерланды, обратил свой взор на Британские острова. Немецкие люфтваффе предприняли попытку завоевать господство в воздухе над Королевскими военно-воздушными силами в качестве первого шага к вторжению. Так началась Битва за Британию. В ходе сражения немецкие ВВС потеряли 1887 самолётов, причём более половины были сбиты «Харрикейнами».

Планы вторжения были отменены, и четыре года спустя Великобритания стала плацдармом для освобождения западной Европы. Битва за Британию, вероятно, является самой значимой победой в истории авиации, во многом благодаря «Хоукер Харрикейн».

Mitsubishi A6M Zero

-4

Истребитель «Зеро» был отличным самолётом, который прослужил гораздо дольше, чем предполагалось.

За несколько дней до нападения на Перл-Харбор адмирала Исороку Ямамото спросили, как бы выглядела война с Соединёнными Штатами. Ямамото ответил: «Я буду иметь значительное преимущество в течение первых шести месяцев или года, но я совершенно не уверен во втором и третьем годах». Ямамото был прав, и Объединённый флот под его командованием успешно действовал в Индо-Тихоокеанском регионе в течение шести месяцев после нападения. Во главе флота стоял истребитель Mitsubishi A6M, известный как Zero, который на тот момент был лучшим палубным истребителем в мире.

Истребитель Zero, который союзная разведка называла «Зик», был разработан известным авиаконструктором Дзиро Хорикоси. Zero был быстрым и феноменально маневренным, что позволяло японским пилотам перехитрить старые самолёты союзников с большой дальностью полёта, подходящей для Тихоокеанского театра военных действий. Он был вооружён двумя 7,7-миллиметровыми пулемётами и двумя 20-миллиметровыми пушками, достаточно мощными, чтобы заставить вражеских пилотов платить даже за малейшие ошибки.

Хотя изначально Zero добился многих успехов, новая тактика союзников и новые самолёты в конечном итоге свели на нет его преимущество. Кроме того, отсутствие броневой защиты делало его хрупким перед лицом вражеского огня.

Messerschmitt Bf 109

-5

Мессершмитт Bf 109 был основным немецким истребителем времён Второй мировой войны и одним из самых массовых истребителей того времени.

Bf 109 появился в небе во время Гражданской войны в Испании в составе «Легиона Кондор» — немецкого военного контингента, сражавшегося на стороне испанских националистов. Истребитель отличался высокой скоростью, мощным вооружением (два 7,7-мм пулемёта и одна 20-мм пушка) и бронёй, которая защищала пилота и запас топлива.

Благодаря своей скороподъёмности, превосходящей большинство истребителей союзников, Bf 109 мог быстро подниматься на большие высоты, а затем стремительно снижаться, чтобы внезапно атаковать противника. Эта способность делала его эффективным в перехвате бомбардировщиков союзников, совершавших налёты на Германию в конце войны.

В итоге Bf 109 оставался основой люфтваффе на протяжении более восьми лет, что значительно дольше, чем у большинства других истребителей. Немецкой промышленности было проще производить один и тот же тип истребителя в условиях военного времени, чем менять его в середине войны. Всего в Германии было построено 33 948 самолётов Bf 109.

Consolidated B-24 Liberator

-6

B-24 был сложнее в управлении, чем B-17, и не пользовался такой популярностью, но он оказал большее влияние на ход войны.

Хотя B-17 Flying Fortress часто называют «лицом» тяжёлых бомбардировщиков Второй мировой войны, на самом деле именно Consolidated B-24 Liberator был главным героем дальних бомбардировок союзников.

Четырехмоторный B-24, оснащенный 10 пулемётами М2 50-го калибра и способный нести до 5000 фунтов бомб, выполнял основную часть стратегических бомбардировок во время войны. Он поражал цели на огромном расстоянии, например, в Берлине, Германия, и южной Японии.

Американский «Арсенал демократии» выпустил 18 482 бомбардировщика B-24, по сравнению с 12 732 B-17 «Летающими крепостями». B-24 также был быстрее B-17 и мог нести на 2000 фунтов больше бомб. Из-за этого B-24 оказался более важным для стратегии союзников, чем B-17, исходя только из количества выпущенных самолётов.

Messerschmitt Me 262 Schwalbe

-7

Me 262 стал настоящим вызовом для радиальных двигателей и положил конец их эпохе.

В августе 1944 года, когда союзные войска продвигались по Франции, лётчики столкнулись с необычным истребителем. Он не был похож ни на один из тех, что они видели раньше. У него не было привычного пропеллера и двух мотогондол, по одной под каждым крылом. Вместо этого он издавал пронзительный рёв, когда пролетал мимо. Это было совсем не похоже на ровный барабанный стук радиального двигателя.

Истребитель с пробитой пулями носовой частью летел со скоростью 300 километров в час, что было намного быстрее, чем у самолётов союзников. Он также мог набирать высоту с невероятной скоростью.

Разведка союзников быстро поняла, что Германия представила первый в мире реактивный истребитель — Messerschmitt Me 262. Он был оснащён двумя турбореактивными двигателями Junkers Jumo 004 B-1, что делало его невероятно мощным по сравнению с другими самолётами того времени.

Появление Me 262 означало конец эры нереактивных истребителей и бомбардировщиков. Ни один самолёт с радиальным двигателем не мог сравниться с ним по скорости и манёвренности. В течение пяти лет почти все основные военно-воздушные силы мира перешли на реактивные самолёты.

Заключение

В заключение, вторая мировая война стала временем значительного развития авиационных технологий. В ходе конфликта происходило постоянное улучшение и модернизация самолётов, что привело к созданию новых типов и моделей.

Например, тяжёлые бомбардировщики, такие как B-17 и B-29, играли ключевую роль в стратегических операциях союзников. Были разработаны системы ночного видения, которые позволяли бомбардировщикам наносить удары даже при ограниченной видимости.

Однако не стоит забывать и о других типах самолётов, которые также сыграли важную роль во время войны. Штурмовики, например, были особенно полезны в ближней поддержке наземных войск. Они могли атаковать пехоту, танки и другие силы противника прямо с низких высот, что делало их особенно эффективными. Использование штурмовиков значительно повысило шансы на успех на суше.

Конечно же, успехи и достижения самолетостроения во время войны также следует рассматривать в контексте воздушных дуэлей, в которых участвовали высококвалифицированные и опытные пилоты. Воздушные сражения стали ареной столкновения передовых технологий и тактического мастерства. Особенно знаменитыми сражениями являются Битва за Британию и Битва за Сталинград, в которых авиация сыграла ключевую роль в определении исхода этих событий.

Таким образом, самолёты во Второй мировой войне не только стали символом силы и мощи, но и сыграли решающую роль во многих сражениях. Они обеспечивали не только воздушное превосходство, но и возможности для проведения тактических операций, разведки, бомбардировок и транспортировки войск. Значимость самолётов во Второй мировой войне остаётся великой и имеет важное историческое значение.

Материалы по теме