Найти тему
VK Play

Пять лучших игр по мотивам «Охотников за привидениями»

Оглавление

Восьмибитные платформеры, ассиметричный онлайн-экшен и третья часть фильма в необычном формате

Некоторые читатели VK Play наверняка застали на российском телевидении рубрику «Мультфейерверк» в сетке Первого канала. В ней показывали мультсериалы о призраках. Детский о добродушном Каспере и более мрачный — «Настоящих охотников за привидениями», прямое продолжение двух полнометражных фильмов. Они тогда были в ходу на VHS.

Это были 1993-1994 годы. Тридцать лет прошло. Но сама франшиза Ghostbusters в 2024-м отмечает уже сорокалетие с момента выхода первого фильма в 1984-м — и еще несколько важных дат.

15 лет назад, 16 июня 2009-го, вышла Ghostbusters: The Video Game — одна из лучших игр франшизы.

Лучшие RPG игры с открытым миром — подборка игр

10 лет назад, 24 февраля 2014-го, скончался актер, режиссер и сценарист Гарольд Рэмис, создатель «Охотников за привидениями» и исполнитель роли Игона Спенглера.

5 лет назад, в октябре 2019-го, в продажу поступил удачный ремастер Ghostbusters: The Video Game.

А уже в марте 2024-го на экраны вышел последний на сегодня фильм серии — «Охотники за привидениями: Леденящий ужас». И в нем все еще можно увидеть актеров оригинальной дилогии, пусть и на второстепенных ролях.

Кажется, у нас достаточно поводов, чтобы вспомнить путь франшизы в видеоиграх, которых за 40 лет под брендом Ghostbusters вышло немало. Мы расскажем про самые важные из них — и коротко упомянем менее значимые.

Ghostbusters

  • Год выхода: 1984
  • Платформы: Commodore 64, Apple II, Atari 8-bit, MSX, Tandy 1000, Atari 2600, Amstrad CPC, ZX Spectrum, NES, SEGA Master System
-2

В 1983 году американская игровая индустрия оказалась в глубоком кризисе, который нередко связывают с выходом платформера E.T. по одноименному блокбастеру Стивена Спилберга. И хотя провал игры, усугубивший финансовые трудности издательства Atari, был лишь одним из симптомов накопившихся проблем, игру нередко называют худшей в истории.

Проблемы рынка и испорченная репутация адаптаций фильмов не остановили Дэвида Крэйна — одного из основателей Activision. Он оказался не только бизнесменом, но и талантливым разработчиком, который умел делать хорошие игры. Набравшись опыта в Atari, в 1979 году он основал собственную компанию, а в 1982-м выпустил успешную Pitfall!.

А уже в 1984-м на приставке Commodore 64 вышла Ghostbusters по мотивам нового одноименного фильма. Columbia сама обратилась к Activision. Кинокомпания не предъявляла никаких требований к геймплею и общему дизайну, но хотела, чтобы игра была создана как можно быстрее и вышла в том же году. Очень похоже на ситуацию с E.T., которую также делали в спешке в кратчайшие сроки. Но голливудских боссов, как и Крэйна, не пугал печальный опыт предшественников.

1982 год, Дэвид Крэйн играет в одну из своих первых игр — Grand Prix для Atari 2600
1982 год, Дэвид Крэйн играет в одну из своих первых игр — Grand Prix для Atari 2600

Часть игры у Крэйна уже была готова. Боевик под названием Car Wars про сражения автомобилей в городе с плотной застройкой послужил основой стратегической карты Ghostbusters. На ней охотники передвигались на машине между домами, на которые вот-вот нападут призраки. А на «боевом» экране оставалось этих призраков поймать и загнать в ловушки.

К 1985 году Ghostbusters собрала множество положительных отзывов, была портирована на большинство актуальных на тот момент платформ, включая NES и Master System, и заняла четвертое место в списке самых продаваемых игр Великобритании. А к 1989-му разошлась тиражом в 2 млн копий по всему миру.

В сентябре 1986-го на американском телевидении стартовал упомянутый в начале мультсериал «Настоящие охотники за привидениями». А уже через год в залах игровых автоматов появился основанный на мультике шутер с видом сверху. Позднее Activision портировала разработку компании Data East на консоли ZX Spectrum, Atari ST и другие. The Real Ghostbusters оказалась довольно посредственной, особенно ее домашние версии.

-4

В 1989-м на экраны вышел второй фильм. «Охотники за привидениями 2» собрали в мировом прокате немногим больше $215 млн, уступив первой части с ее $282 млн. Но показатели были достаточно хороши, чтобы Activision выпустила несколько игр по мотивам сиквела.

Ghostbusters 2 вышла в том же 1989 году на Amiga, Commodore 64, Atari ST, Amstrad CPC, ZX Spectrum. Двухмерный шутер-платформер от студии Foursfield повторял несколько ключевых эпизодов фильма и звезд с неба не хватал, хотя и был принят благосклонно. Как и версия для DOS, созданная Dynamix и получившая несколько дополнительных уровней.

Хуже всего приняли версию для NES от студии Imagineering, вышедшую в 1990-м. Но нам интересна другая игра по тому же фильму для той же 8-битной консоли.

New Ghostbusters 2

  • Год выхода: 1990
  • Платформы: Game Boy, NES
На eBay порой еще можно найти оригинальные японские картриджи New Ghostbusters 2
На eBay порой еще можно найти оригинальные японские картриджи New Ghostbusters 2

Японская фирма HAL Laboratory всю свою историю была тесно связана с Nintendo. В середине 80-х она создала достаточно известные Mach Rider и Balloon Fight, а позднее прославилась серией Super Smash Bros., играми о приключениях Кирби и культовой в узких кругах JRPG EarthBound (в Японии — Mother).

В 1990-м HAL разработала, а в Японии и самостоятельно выпустила две версии New Ghostbusters 2. Для Game Boy и NES. Причем вторая из-за юридических проблем так и не вышла в Северной Америке. Зато вышла в Европе и нередко попадалась в различных сборниках «много игр на одном картридже» для Dendy. Так что в России японская игра про охотников за привидениями тоже известна.

Японские разработчики нарисовали героев с огромными головами, а уровни разделили на комнаты и коридоры, из-за чего игра отчасти напоминает ранние выпуски The Legend of Zelda и старые JRPG, хотя по жанру New Ghostbusters 2 — шутер с видом сверху. И с большими боссами, последний из которых — призрак Виго Карпатского. Как и фильме, по пути к нему охотникам придется посетить не самые приятные места вроде заполненной розовой жижей канализации.

В это же время главный конкурент Nintendo будто не заметил выхода второго фильма и приличного количества однотипных игр по нему.

Ghostbusters (Mega Drive)

  • Год выхода: 1990
  • Платформы: SEGA Mega Drive
-6

SEGA пошла не самым прямым путем. Вдохновившись именно первой частью кинодилогии, внутренняя студия издателя при поддержке Compile, которая позднее прославилась циклом головоломок Puyo Puyo, создала собственную историю, не связанную со сценарием фильма.

В 1990-м на консоли Mega Drive вышел шутер с видом сбоку — просто Ghostbusters. Независимо от ракурса камеры японские разработчики все равно рисовали главных героев в чиби-стиле — большеголовыми. Зато все они различались показателями скорости и урона.

Отстреливая призраков на шести уровнях, охотники получают деньги. Между миссиями их можно потратить на новое оружие, щиты или еду для восполнения здоровья. На каждом этапе есть промежуточный босс и основной, а первые четыре эпизода разрешено проходить в любом порядке. Главное — добыть части древнего артефакта, после чего отправиться в не менее древний особняк для финальной битвы.

Ghostbusters от SEGA получила высокие оценки, некоторые рецензенты позднее даже называли ее одной из лучших игр по мотивам фильмов. Она же на долгие годы стала последней адаптацией кинофраншизы. Обещанная актером и сценаристом Дэном Эйкройдом третья часть фильма так и не вышла. Kemco и Activision выпустили на Game Boy еще одну неприметную игру по мультсериалу. И до начала нового века серия впала в спячку.

-7

В 1997 году на американском, а позднее и на российском телевидении вышел мультсериал «Экстремальные охотники за привидениями». События нового шоу разворачивались спустя 11 лет после окончания «Настоящих охотников за привидениями», а в центре сюжета была группа студентов под руководством Игона Спенглера.

Молодые герои и более мрачный тон повествования (в прессе сериал порой называли Ghostbusters Dark) должны были привлечь новую аудиторию, но рейтинги трансляций не устроили боссов канала ABC. В 1998-м Extreme Ghostbusters закрыли. Что не помешало разработчикам выпустить по его мотивам несколько игр в период с 2001 по 2004 годы.

Преимущественно это были клоны казуальных аркад для Game Boy Color и игровых автоматов. За исключением Extreme Ghostbusters: The Ultimate Invasion для первой PlayStation — это был клон тира Time Crisis. Более искушенным геймерам и фанатам оригинальных фильмов пришлось ждать до 2009 года.

Ghostbusters: The Video Game

  • Год выхода: 2009/2019
  • Платформы: PC, PS2, PS3, PS4, PSP, Xbox 360, Xbox One Wii, Nintendo DS, Switch, PlayStation 4
-8

В январе 2007 года кинокомпания Sony Pictures, владеющая правами на «Охотников за привидениями», но не спешащая использовать их по назначению, пригрозила судом словенской студии ZootFly, к тому моменту успевшей создать только танковый боевик Panzer Elite Action. Причиной стал прототип игры Ghostbusters для Xbox 360, созданный без лицензии. Видео с записью геймплея были опубликованы на YouTube.

Сейчас ролики удалены, но этот инцидент запустил цепочку событий, итогом которых стал выход не просто первой за годы игры про оригинальных охотников, но — хорошей игры. Созданной при участии актеров и сценаристов первоисточника.

Игры с выбором действий и нелинейным сюжетом — подборка игр

Права на разработку новой игры были переданы студиям Terminal Reality и Red Fly. Первая создавала основную версию для ПК, PS3 и Xbox 360, а вторая портировала ее на Wii, PS2 и DS. Режиссер фильмов Айвен Райтман написал сценарий, а Гарольд Рэмис, Дэн Эйкройд, Билл Мюррей и Эрни Хадсон озвучили соответственно охотников Игона, Рэя, Питера и Уинстона.

К своим ролям вернулись также Энни Поттс (секретарша Джанин), Уильям Атертон (чиновник Уолтер Пек) и Макс фон Сюдов (призрак Виго Карпатского). События разворачиваются спустя два года после сюжета второй киноленты. Дэн Эйкройд даже назвал игру «третьим фильмом» — в нее попали наработки сценария, который актер писал вместе с Рэмисом для так и не снятого Ghostbusters 3.

Трейлер перезапуска игры для ПК, PS4 и Xbox One

Ghostbusters: The Video Game поступила в продажу 16 июня 2009-го. Изначально ее должна была издавать Vivendi Games, но в 2008 компания вошла в состав Activision Blizzard, и проект не заинтересовал новое руководство. К счастью для фанатов, права на издание выкупила Infogrames. Принадлежащая ей Atari выпустила игру в срок — на 25-летие первого фильма.

Несмотря на присутствие всех ключевых персонажей кинодилогии, геймерам досталась роль новичка. Он еще только осваивается в команде, но уже попал в центр жутких событий — призраки вырвались на свободу и заполонили Нью-Йорк. Придется разбираться с ними, используя протонный ускоритель и ловушки. Которые можно улучшать на деньги, полученные за вызовы. Если они останутся — в конце каждой миссии необходимо сначала компенсировать нанесенный во время охоты ущерб.

Критики и игроки приняли Ghostbusters: The Video Game достаточно тепло. Средняя оценка на Metacritic составляет около 70 баллов из 100, а лучшей признана версия для Xbox 360 с 79 баллами. Sony же сделала из успеха игры собственные выводы и решила, что миру нужен перезапуск франшизы с новыми актерами и персонажами.

Тот самый фильм
Тот самый фильм

И в 2016 выпустила тот самый фильм Пола Фига с охотницами вместо охотников. Картина не смогла окупить производственный бюджет, а оценка от зрителей на Rotten Tomatoes летом 2024 составляет всего 49% свежести. Возможно, не выйди Ghostbusters: The Video Game, Sony бы так и не вспомнила про права и не взялась их эксплуатировать.

В октябре 2019-го в честь 30-летия первого фильма на ПК, PS4 и Xbox One вышел качественный ремастер Ghostbusters: The Video Game. И, пожалуй, сейчас это лучшая игра про «Охотников за привидениями», на которую стоит обратить внимание фанатам франшизы. Она продается на консолях, в EGS и в Steam. Даже в России, но на русский не переведена.

Ghostbusters: Sanctum of Slime
Ghostbusters: Sanctum of Slime

В 2011-м на ПК, PS3 и Xbox 360 вышел изометрический шутер Ghostbusters: Sanctum of Slime от чилийской студии Behaviour Santiago, самая известная работа которой по сей день — мобильная Fallout Shelter. Никому не интересные новые герои, скучный геймплей и закономерные 43/100 на Metacritic. Следующей более-менее приличной игры об охотниках пришлось ждать до 2022 года.

Ghostbusters: Spirits Unleashed

  • Год выхода: 2022
  • Платформы: PC, Switch, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X|S

Новые персонажи вместо культовых не всегда становятся причиной провала. Если разработчики уделят внимание игровому процессу, геймеры оценят продукт по достоинству. Так и получилось с Ghostbusters: Spirits Unleashed, выпущенной студией IllFonic на всех актуальных платформах в 2022 году.

Разработчики специализируются на ассиметричных сетевых экшенах, в которых команда игроков противостоит чудовищу, также управляемому геймером. Посредственные Predator: Hunting Grounds и Friday the 13th: The Game — их творения. И Spirits Unleashed построена по той же схеме — группа охотников то пытается поймать призрака, то спасается от него.

Критики оценили развлечение немногим выше предыдущих игр студии — примерно на 7 из 10. А вот игроки оказались благосклоннее — после выхода нескольких DLC рейтинг в Steam зафиксировался на «очень положительном». Во многом этому способствовали многочисленные отсылки к фильмам.

Ghostbusters по фильму 2016 концептуально и геймплейно мало чем отличалась от такой же неудачной Sanctum of Slime
Ghostbusters по фильму 2016 концептуально и геймплейно мало чем отличалась от такой же неудачной Sanctum of Slime

Кроме упомянутых, вышло несколько игр для смартфонов — оценки варьировались от 1/10 до 6/10. Пара проектов для игровых автоматов патинко. Расширение для Lego Dimensions. Прохладно принятый сетевой VR-шутер Rise of the Ghost Lord. И совершенно провальная Ghostbusters 2016 года для PC, PS4 и Xbox One — по мотивам такого же провального фильма Пола Фига. Если среди всего этого богатства есть что-то, что вы считаете достойным внимания и упоминания, — напишите об этом в комментариях.

Мы же будем надеяться, что спорный последний фильм не погубит франшизу и в будущем мы еще увидим и хорошее кино об охотниках за привидениями, и видеоигры об их приключениях. Например, полноценный мистический хоррор — было бы интересно.