"Колымские рассказы" одна из главных русских книг XX-го века.
Человек провёл в лагерях четверть века.
И ему есть, что сказать другим.
Среди циклов рассказов я бы выделил "Артист лопаты" и "Перчатка ил КР-2", есть очень интересные "Очерки преступного мира" про воров. Автор приходит к выводу, что "блатные - не люди". У нас вообще часто романтизируют криминальную субкультуру, мол, всё там круто и по понятиям.
Ничего подобного.
Живший с ворами в одном бараке не даст соврать.
В молодости Варлам Шаламов симпатизировал Льву Троцкому, впрочем, как и вся страна до 1929 года. Впервые осуждён по "контрреволюционной" 58-ой статье Уголовный кодекс РСФСР.
Остальные срока просто накручивались один на другой:
В 1938 году, в грозном колымском году, «пришивали дела» в первую очередь тем, кто имел маленький срок, кто кончал срок.
Так делали всегда.
Мой срок кончился в январе сорок второго года, но я освобожден не был, а «оставлен в лагерях до окончания войны», как тысячи, десятки тысяч других.
До конца войны!
День было прожить трудно, не то что год.
Потому разбираться нужно именно с первой посадкой.
Так вот, присел Шаламов в первый раз за распространение ленинского "Письма к съезду". Написанный в декабре 1922 года документ иногда ещё называют "Завещанием Ленина".
И с 1956 года оно печатается в ПСС вождя мирового пролетариата.
Ленин в частности пишет:
Я имею в виду устойчивость, как гарантию от раскола на ближайшее время, и намерен разобрать здесь ряд соображений чисто личного свойства.
Я думаю, что основным в вопросе устойчивости с этой точки зрения являются такие члены ЦК, как Сталин и Троцкий.
Отношения между ними, по-моему, составляют большую половину опасности того раскола, который мог бы быть избегнут...
Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью.
С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями.
Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.
Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно.
Что ж, раскол между Сталиным и Троцким действительно грянул в конце 20-х годов. И все 30-е годы и далее фигура Троцкого демонизировалась и поливалась грязью.
Хотя было время, когда Сталин нахваливал Троцкого:
Конечно, главным организатором Октябрьского переворота был именно Троцкий, возглавлявший с сентября 1917 года Петроградский Совет.
Вся практическая подготовка захвата власти шла под его непосредственным руководством.
Кстати, год спустя в своей статье в «Правде» на это совершенно справедливо указывал Сталин:
«Умелой постановкой работы Военно-революционного комитета и привлечением Петроградского гарнизона на сторону революции мы обязаны прежде всего и главным образом товарищу Троцкому».
Правда, через несколько лет, в разгар внутрипартийной борьбы, Сталин уже напишет, что Троцкий никакой роли в подготовке восстания не играл, поскольку был новичком в партии.
На что Троцкий тут же предъявил сталинскую статью 1918 года и ехидно поинтересовался, в которой из них написана правда.
Ясное дело, что в сталинское время печатать ленинские предостережения про Иосифа Виссарионовича и ленинские же похвалы Троцкому - было немыслимо.
Сталин позиционировался как наследник и верный ученик.
Потому про ленинское письмо 1922 года "забыли".
А тех, кто забывать не хотел, вроде Варлама Шаламова - быстро записывали в "контрреволюционеры" со всеми вытекающими колымскими лагерями.
Такой вот парадокс.
Отсидеть десятки лет за страшную-престрашную "контрреволюционную агитацию" - цитирование Владимира Ильича Ленина.
-----------------------------------------------
"Великая Отечественная Спецоперация"
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
-----------------------------------------------