Представьте себе корпорацию, российский бизнес, с оборотом в 2 млрд $ в год, и маржинальностью на флагманском продукте 300%. Если вы ощутили себя в этот момент владельцем отличного доходного бизнеса, с личной охраной, роскошной виллой, двумя секретаршами, приезжающего отобедать с губернатором на своём шикарном люксовом авто с водителем...
... или его успешным топ-менеджером на BMW X7 (или что там нынче модно?), с личным помощником, в гигантском кабинете с панорамным остеклением и красной ковровой дорожкой, с не менее внушительным рабочим столом, что как танк прёт на просителя, осмелившегося зайти на поклон и смотрящего снизу вверх на Вас, одного из вершителей судеб, восседающего где-то там на самой башне этого танка...
... или просто отличным сотрудником с просторным офисом с печеньками, коворкингом с пуфиками и безлимитным кофе, корпоративами и тимбилдингами, с отличным видом на город, с программой обучения, личностного и карьерного роста, и иногда допускаемого до жидомасонского действия в ложу высшего почитания Золотого Тельца...
Но нет. Это не про эту компанию. Здесь всё было крайне прозаично, буднично, а зачастую и просто зачуханно.
Штаб-квартира находилась в старом районе города, где вокруг раньше был сплошь старый обшарпанный фонд с коммуналками, множество разрушенных и заброшенных зданий - а сейчас строятся современные дома с видом на Малую Неву и парк, с шумом и грохотом возводя всё новые и новые этажи башни Зиккурат вверх, к небесам - но общий пейзаж, пока что, оставлял желать лучшего...
Напротив были расположены казармы военного училища, и роты курсантов исправно шагали изо дня в день между корпусами. Ходить в офис по этим улицам несколько грустно и по-питерски грязно, но PR-щик, как и сотни других коллег, исправно ходил в офис, закутываясь в тёплый шарф и закрываясь от мира в наушниках.
Весенний снег растекался по тротуарам мутными ручьями, собирая и унося куда-то в ливнёвую канализацию смесь соли, пыли и осевшей сажи от машин - и это было хорошо, потому что там, где всё успело высохнуть не будучи смытым ручьями, там питерский ветер начинал гонять серые песко-солевые смерчи, грозящие залезть в глаза и рот при любой попытке открыть последние. Но, не то что пыль, а, как говорится, даже
дым отечества нам сладок и приятен
Ярких красок этой жизнеутверждающей картине добавлял расположенный рядом с офисом детский патологоанатомический центр судмедэкспертизы, или по простому - детский морг, и сотрудники корпорации могли целыми днями повышать свою мотивацию к свершению подвигов, глядя из окон на снующих время от времени людей с маленькими носилками, покрытых белыми покрывалами... вживую лицезрея бренность всех стараний и начинаний.
Убийственное соседство...
Шеф - яркий пример аскета. За рулём - только сам. Минимум ремонта - больше вложений в производства. Любая попытка договориться об установке кондиционеров с моей стороны приводила к ответам вида "нет, здание всё равно снесут скоро", но, как мне подсказал PR-щик, это "скоро" длилось уже несколько лет и последующие года всё также никак не могло свершиться. Правда, кондиционеры мне наконец удалось выбить для своих ребят, зимой конечно же, но уже летом они были самыми счастливыми сотрудниками, и смотрели сверху вниз на соседние подразделения, которые поверили в скорый снос или просто так и не смогли добиться базовых условий существования. Офис был самый обыкновенный для тех лет - на некоторых этажах опенспейсы, на других - серый пейзаж коридоров, кабинетов и перегородок, тёмный ковролин и просветлённые лица сотрудников.
К апрелю того года ситуация со зданием накалилась, застройщики местного элитного жилья забирали территории с обветшавшими и заброшенными зданиями, и штаб-квартира шефа, вполне свеженькая снаружи, сидела им как заноза в самом нежном месте. Строительный бизнес пошёл в атаку, в ход пошла артиллерия в виде городских структур. И на помощь пришёл гений PR-мысли...
Где-то в глубинах городского архива была раскопана идея, которую не преминули воплотить в виде памятной таблички, с помпой открытой в 50 лет со дня первого полёта человека в космос, 12 апреля. Табличка гласила:
Здесь, в 1955 году Юрий Гагарин проходил производственную практику на ленинградском заводе «Вулкан».
Штаб-квартиру отстояли, в т.ч., как я считаю, за счёт переноса регистрации ключевого бизнеса из Москвы в Питер - в новостях вышел пресс-релиз, где шеф и Губернатор Санкт-Петербурга жмут друг другу руки и подписывают меморандумы.
Шеф вызвал тогда PR-щика, похвалил за креатив, а тот в ответ - ну да, креатив, это же создание образа, создание истории, создание идеи...
Шеф прервал его, прям по-Гордоновски заявив - создатели нам тут нах... не нужны. Креативщик ты, креативщик...
=============
Как-то раз, в очередной свой юбилей, корпорация вывесила огромный баннер на всю длину здания, закрыв окна верхнего этажа - шеф попросил. Надпись гласила - "корпорации Y - Х0 лет". Баннер провисел всю весну, потом наступило лето. Солнце прогревало воздух под вывеской и находиться в офисе за ним становилось невыносимо, сотрудники начали жаловаться на духоту, они обратились директору по АХО, а том передал запрос руководству.
Реакция была примерно такой:
- Шеф, там менеджеры жалуются, что из-за вывески на верхнем этаже жарко...
- Кто жалуется? - уточнил шеф
- Ну, эти... менеджеры... - директор по АХО осёкся, он по тону понял, что шеф сегодня не в духе и он зря затеял разговор именно в этот день.
- Ну говори-говори, кому там что не нравится.
Самой понятной фигурой "менеджера" был PRщик, что чуть позже работал со мной в дочерней компании и на которого напали и ограбили перед выставкой... Шеф любил представлять его всем как создателя слогана "Квас не кола, пей Николу", но PR-щик улыбался и уточнял, что слоган придумал Виктор Пелевин в "Generation "П", а он лишь немного его скорректировал, но вот то, что придумал лично он - это "Нет колАнизации, квас - здоровье нации!"
- Ааа, опять он - недовольно протянул шеф - передайте этим "менеджерам", что они будут тогда сидеть за этим баннером до конца лета.
Но до конца лета PR-щик там не досидел. Очередной раз чем-то раздражив-таки шефа, он был убран из центрального офиса на периферию, а дальше финал можно найти здесь.
Но, конечно же, у него всё хорошо, он продолжает работать корпоративным журналистом и пиарщиком, следуя своей же фразе, почерпнутой им с филфака СПбГУ - свободный журналист - безработный журналист
============
Больше историй из найма и адаптаций и увольнений здесь.