Найти тему
Cat_Cat

История одной трагедии: Бирманская демократия в огне

Продолжаем непростую историю Бирмы в 20 веке.
В 1948 году Бирма получает долгожданную независимость и казалось бы светлое будущее ждет. Вот только практически сразу на страну обрушилось множество проблем, решать которые пришлось на ходу. Когда смотришь на историю Бирмы после независимости, возникает ощущение, что ты глядишь на головоломку и не знаешь откуда начать.
Экономика страны находилась буквально в руинах и требовала экстренных мер по стабилизации и восстановлении. Политическое единство внутри правящей в стране антифашисткой лиги АЛНС оказалось очень хрупким. Коммунистическая партия все более настойчиво требовала власти и готова была пойти на самые радикальные меры. И при этом страна буквально рассыпалась на части из-за масштабного сепаратизма среди множества Бирманских народов.
К какому взрыву может привести такая гремучая смесь? Сейчас расскажу.

“Люди, которые раньше работали вместе, теперь относятся друг к другу с глубоким подозрением. Бывшие близкие товарищи и коллеги стали смертельными врагами. Политические разногласия в некоторых областях стали настолько серьезными, что привели к насилию и убийствам.”.... Премьер-Министр Бирмы Не Вин, послание к парламенту в 1958 г.

Продолжаем историю Бирмы в двадцатом веке. В прошлый раз мы закончили на том, что Бирма во главе с АЛНС смогла добиться независимости от Великобритании мирным способом. Движению не потребовалось поднимать масштабное восстание и вести кровопролитную борьбу. Однако ценой такой победы стал не самый выгодный компромисс с бывшей метрополией, который был подвергнут резкой критике со стороны как коммунистов, так и правых сил. Крупной потерей для АЛНС была гибель харизматичного лидера объединения, Аун Сана, который был убит в результате заговора, возглавляемого правым политиком У Со. Сам Аун Сан так и не увидел независимую Бирму, но его дело продолжили его соратники и независимость была получена. Возглавил молодую страну У Ну (или Такин Ну), соратник Аун Сана и авторитетный политики, который искренне мечтал о благе и истинно народном правлении для Бирмы. К сожалению, У Ну оказался тем самым “правильным человеком, на неправильном месте”, совершая ошибку за ошибкой. Именно ошибки руководства АЛНС привели к тому, что период мирного и спокойного развития Бирмы так и не наступил, и уже через три месяца Бирма оказалась в огне гражданской войны, усугубляемой сепаратистскими мятежами.

Впрочем, и внешних причин тому было множество. Коммунисты были недовольны всевластием АЛНС, саму антифашистскую лигу раздирали внутренние противоречия, многочисленные этнические меньшинства Бирмы мечтали об автономии или даже о независимости, а экономическую ситуацию в стране можно было описать лишь словом “разруха”. Неспособность АЛНС решить эти проблемы через 10 лет окончательно дискредитировала Бирманскую демократию, открыв дорогу к диктатуре для военных.

Сегодня я расскажу вам про трудный парламентский периода в Бирме, во время которого появились многие проблемы, которые не получается решить до сих пор. Но чтобы понять причины происходящих процессов, надо рассмотреть то, какой была Бирма после получения независимости, какие политические силы доминировали в ней, а какие оказались на периферии развития. Итак, представляю вам досье на Бирму.

Провозглашение независимости Бирмы. Слева последний губернатор Губерт Ранс. Справа Президент Бирмы Као Шве Тай
Провозглашение независимости Бирмы. Слева последний губернатор Губерт Ранс. Справа Президент Бирмы Као Шве Тай

Бирма после независимости

В начале 1948 года Бирма обрела свою независимость. Однако какой страной она была? Чтобы как следует разобрать это, я начну с анализа Бирманской конституции. Вопрос конституционного строительства оказался для Бирмы наименее проблемным, возможно в том числе благодаря наследию Британского колониализма, который в целом носил более законодательный и мягкий характер, чем колониализм Французский или Бельгийский. Поэтому с самого начала Бирме удалось создать по крайней мере юридический скелет нового государства, который работал хоть частично. Конституция, разработанная в 1947 году и вступившая в день независимости в 1948 лежала в основе государственного устройства Бирмы и была местом наиболее полной реализации идеологии АЛНС. В описываемой период власти по крайней мере пытались соблюдать положения конституции Бирмы и уважать изложенные там принципы.

Поскольку правовой опыт самой Бирмы был достаточно незначительным при создании конституции был использован иностранный опыт, в первую, очередь опыт Великобритании. Конституция носила вполне демократический и прогрессивный характер, что в целом свойственно конституциям. Однако в ней был ряд компромиссных или необычных положений, которые были вызваны стремлениям адаптировать основной закон к реальной ситуации.

Итак, конституция постановила, что Бирма является федерацией, куда будут включены все территории бывшей колонии, в том числе и национальные окраины. Этническим меньшинствам в качестве уступки были даны автономии в форме “штата” (или союзного государства). Число этих штатов впоследствии увеличивалось в 1970-е достигнув 7, и сравнялось с количеством провинций собственно Бирмы. У штатов населенных народами Каренов и Шан, где проблема сепаратизма была особенно острой, было право выхода из союза, но лишь через 10 лет после принятия конституции и с большим числом юридических сложностей.

В плане государственного устройства Бирма напоминала Великобританию без короля. Там была внедрена система парламентской республики, в которой основными полномочиями наделялся Премьер-Министр (Такин Ну). В роли “короля” выступал президент Бирмы, которому принадлежали церемониальные полномочия. Поэтому в качестве символической уступки, статус президента получил Као Шве Тай, представитель народа Шан. Парламент состоял из двух палат, нижняя (250 депутатов) формировалась с помощью демократического голосования всех граждан старше 18 лет. Верхняя палата (125 депутатов) формировалась с учетом этнического представительства, что иногда приводило к ограничению демократического формата (так представители от Шан, выбирались местной аристократией). В парламентский период в Бирме регулярно проводились выборы, хотя порой их проведение и было затрудненным.

Заседание палаты депутатов в 1950-е
Заседание палаты депутатов в 1950-е

Конституция Бирмы пыталась совместить социалистические и капиталистические принципы. Так государство гарантировало неприкосновенность частной собственности, но отмечалось, что она может быть ограничена или национализирована. Государство объявлялось верховным собственником земли, что создавало условия для проведения земельной реформы. Рабочим гарантировалась защита экономических прав и социальная помощь. Таким образом, можно сказать, что по крайней мере на уровне конституции АЛНС действовали в духе “демократического социализма”, но под социализмом понималось не отрицание капитализма, а обуздание рыночной стихии для помощи населению и модернизации страны. Такин Ну очень внимательно подходил к конституционно-правовому развитию страны, рассматривая её как основу для создания прочной демократии.

К большому сожалению, реальная работа конституции практически сразу была нарушена. Хотя правительство и пыталось соблюдать конституцию хотя бы частично, борьба между политическими приобрела вооруженный и нелегальный характер. Но кто были это силы, расколовшие страну на части?

Политические силы.

Такин Ну-второй Лидер АЛНС и преемник Аун Сана. Безусловно, главный герой данной статьи
Такин Ну-второй Лидер АЛНС и преемник Аун Сана. Безусловно, главный герой данной статьи

Власть

Явным лидером в свободной Бирме оставалась АЛНС. Антифашистская лига народной свободы смогла пережить и раскол с коммунистами, и убийство своего лидера, сохранив статус самой могущественной организации Бирмы. Четких данных о численности организации нет, но счет явно идет на сотни тысяч человек. АЛНС занимала лидирующие позиции во всех органах власти, её представители занимали положение и Премьер-Министра. Именно эта партия осуществила создание конституции Бирмы и добилась независимости от Великобритании. Однако большой проблемой АЛНС являлся факт, что это была не партией. Честно говоря, даже толком сразу и не объяснить, а что вообще это такое?

АЛНС так и оставалась сборной солянкой из различных активистов и политических объединений. Это была самая настоящая широкая коалиция которая включала в себя пролетарские, полу пролетарские, крестьянские, мелкобуржуазные и даже некоторые буржуазные элементы. Единственным более-менее сплоченным элементом в АЛНС была социалистическая партия. Социалистов можно с большой долей условности назвать костяком АЛНС. Они располагали большинством в исполкоме АЛНС и имели решающее слово в принятии решений, они же руководили общественными организациями. Ряд ключевых лидеров АЛНС возглавляли и соцпартию. В свою очередь лидер страны и АЛНС Такин Ну оставался независимым политиком и соцпартию не входил. При этом даже сам социализм оказывался достаточно размытым и непонятным, и представал в разных формах. Да и не ясно, был ли это социализм в полном своем виде. С одной стороны о приверженности Марксизму и социализму говорили лидеры и АЛНС, и лидеры соцпартии. Нередки были обращения к формулировкам и идеям советских деятелей, Ленина, Сталина. Однако однозначной ориентации на советский опыт АЛНСовский социализм не проводил. Под социализмом в АЛНС все таки понималась не борьба с капитализмом, а его более демократическая форма: антиимпериализм, достижение независимости, национализм, борьба с бедностью, модернизация страны, обуздание рынка. Поэтому хотя АЛНС и не относились к СССР негативно, они не готовы были проводить однозначно просоветской ориентации, в первую очередь сосредотачиваясь на узко-бирманских интересах.

Однако в АЛНС и даже в соцпартии существовали и альтернативные взгляды, левее и правее вышеописанных. Это постоянно подрывало единство организации. В какой то степени, У Ну выполнял роль отстраненного балансира, сдерживая раскол в партии. Сдержанный и спокойный буддист, в целом он вполне подходил для этой роли, стремясь всеми способами сглаживать противоречия и предпочитая во всем находить консенсус. Однако порой ему не хватало политической воли, чтобы в нужной ситуации действовать с достаточной решимостью. Вместо этого У Ну мог в критической ситуации отправиться размышлять в буддийский монастырь.

Оппозиция (КПБ)

Главным оппонентом АЛНС оставались коммунисты из КПБ, которые изначально сотрудничали с АЛНС и даже входили в её состав, а лидер коммунистов Такин Тун был генсеком АЛНС. Однако затем между движениями возник конфликт. КПБ критиковала уступчивую политику АЛНС по отношению к Великобритании, считая что независимость можно получить не с помощью переговоров, а с помощью вооруженной борьбы. Договор о независимости Бирмы КПБ отвергла, считая что “фальшивая” независимость от Великобритании получена ценой слишком дорогих уступок. Однако в целом дело было не только в критике компромисса с Англией. Да и сама независимость оказалась не такой уж “фальшивой”. На самом деле критика Англо-Бирманского договора со стороны КПБ велась с целью получения поддержки населения и скорее носила тактический характер. Связано это было в том числе с сменой тактики КПБ, которая поставила целью получения власти в стране. Популярность и видимое могущество АЛНС сыграли с ней злую шутку, ведь руководство КПБ решило, что легальную борьбу с АЛНС вести бесполезно и следует готовить восстание.

Переход КПБ к нелегальным методам борьбы совпал с “красной волной” в 1947-1948. В это время в коалиционные правительства в восточной Европе активно заменялись на социалистические. Францию охватила волна левых забастовок. В Китае КПК перешла в контрнаступление против Гоминьдана, нанося националистам поражение за поражением. Левые восстания возникли на Филиппинах, в Малайе и Индии. Нет никаких доказательств, что СССР каким то образом подтолкнул КПБ более агрессивной политике. Однако несомненен тот факт, что общий левый поворот в мире не мог не повлиять на Такин Туна и руководство коммунистов. Примечательно, что и АЛНС и КПБ занимали левый фланг политического спектра. Однако если АЛНС в первую очередь руководствовалась узко-бирманскими вопросами преодоления отсталости и модернизации, то коммунисты мыслили шире. Они рассматривали свои действия в Бирме как часть общемирового распространения коммунизма во главе с СССР и всячески стремились этому способствовать.

Следует отметить, что помимо КПБ, в Бирме была еще одна коммунистическая партия, а именно компартия “красного флага”, во главе с Такин Со. Пока КПБ и АЛНС еще сотрудничали, эта партия первой перешла к тактике вооруженной борьбы, занимая самые левые и самые революционные позиции.

Товарищ Такин Тун, лидер Бирманских коммунистов. Личность крайне противоречивая, но тем не менее тоже безусловный герой нашей драмы
Товарищ Такин Тун, лидер Бирманских коммунистов. Личность крайне противоречивая, но тем не менее тоже безусловный герой нашей драмы

Оппозиция (сепаратизм)

Противниками АЛНС были и местные сепаратистские движения, самым сильным из которых являлся Каренский Национальный Союз (КНС). Возглавляемый христианизированной элитой каренов КНС стремился всячески дистанцироваться от Рангуна, ориентируясь на Великобританию. Существовал даже проект выхода из Бирмы и превращение в Британский протекторат. Хотя проект и не был успешным, КНС все равно не отказался от курса обретения свободы от Бирмы. Помимо каренов, многие другие движения также выступали за автономию или независимость от Рангуна. Часть из них решилась на открытое вооруженное выступление, другие действовали более легально. Хотя сепаратисты не сотрудничали с коммунистами напрямую, как правило они противостояли правительству одновременно с ними.

Бирманская политическая арена в период после обретения независимости имела определенную специфику. Общий крен политики был необычайно левым. Ключевые силы в лице АЛНС и КПБ выражали свою приверженность социализму и придерживались скорее левых идей, разного толка. Иные движения также скорее носили левый характер. Правое движение оказалось попросту дискредитировано тем, что правые политики не обладали достаточной харизмой и популярностью, “замарались” сотрудничеством и с колониальными власти, и с Японцами. Окончательно правый фланг добил У Со, организовав варварское покушение на лидера АЛНС Аун Сана. Еще одной чертой являлось большое значение национальных движений, из-за многоэтничности страны. Как правило, эти движения занимали антиправительственные позиции, стремясь подорвать власть центра над национальными окраинами.

Начало восстания

Первыми удар по правительству нанесла компартия. Стоит отметить, что У Ну в духе своей склонности к компромиссу и избеганию конфликтов стремился умиротворить компартию уступками и переговорами. Однако его примиренческие попытки лишь обостряли критику со стороны КПБ. Возможно Такин Тун не доверял АЛНС и рассчитывал, что уступки вызваны лишь слабостью правительства. А может быть просто хотел получить всю власть целиком, не желая делиться с “правыми”. В любом случае, КПБ действовала все агрессивнее. В конце 1947 года партия обрушила жесткую критику на АЛНС, которая лишь обострилась после обретения Бирмой независимости по договору с Великобританией. А в марте 1948 на конференции Пьинмане КПБ приняла резолюцию (по имени одного видного члена КПБ она получила название “Тезисы Гошала”), яростно критиковавшую АЛНС и требующую её уничтожения. Тогда же компартия фактически перешла в подполье, хотя подготовки к вооруженному восстанию шли и раньше.

Стоит отметить, что реакция правительства на выпад КПБ была очень пассивной и ответа на провокационную резолюцию не последовало. Только 25 марта на фоне новостей о подготовке коммунистов к восстанию У Ну издал приказ об аресте Такин Туна, но сам же задержал его реализацию. Вместо решительных мер У Ну идет на крайние уступки и предлагает коммунистам места в правительстве. КПБ отказывается. У Ну говорит, что при необходимости может сам покинуть правительство, Такин Тун отвечает очередной волной критики. 28 марта у правительства лопнуло терпение и полиция попыталась арестовать Такин Туна, но безуспешно. Основные лидеры КПБ уже успели покинуть города и прийти на базы в джунглях. С этого момента и отсчитывается начало восстания, хотя основные события будут лишь позже.

-6

Итак, события Бирмы приобрели форму гражданской войны. Однако ключевой проблемой для правительства было то, что у него толком не было аппарата насилия, который мог бы подавить восстание КПБ в зачатке. Формально конечно существовала Бирманская армия, но фактически толку от нее было не так много, ведь Бирманской она не была.

В колониальный период в Бирме Великобритания конечно создавала военизированные формирования из местного населения. Однако колониальные власти рекрутировали туда более надежные этнические меньшинства, действия в духе правила “разделяй и властвуй”. В 1938 году в этой армии из нескольких тысяч человек было всего 4 Бирманца. Поэтому реально зачатки Бирманской армии были созданы под эгидой Японии, которые создали “армию независимости бирмы” (по сути ополчение с винтовками), которая на пике достигала числа в 23 тыс человек. Опасаясь нелояльности АНБ, японцы сократили её численность до 3 тысяч (впрочем, затем численность все равно расширяли)и реорганизовали в армию обороны Бирмы, но теперь это уже было похоже на настоящую армию, в которой служили именно Бирманцы.

Именно этими силами руководил Аун Сан, в качестве министра обороны прояпонского правительства. Он же первым в истории Бирмы получил звание генерал-майора. В дальнейшем эта армия присоединилась к антияпонскому восстанию во главе с Аун Саном и была переименована в Патриотические бирманские силы (ПБС). Когда усилиями Великобритании и ПБС Бирма была освобождена от Японии, Великобритания хотела распустить ПБС, но Аун Сан уговорами сумел сохранить бирманскую армию хоть в каком то виде (хотя часть войск была распущена). Стремясь не позволить англичанам вновь создать армию из этнических меньшинств, Аун Сан добился принципа создания этнических батальонов. С одной стороны, это гарантировало, что хоть часть армии будет состоять из Бирманцев, с другой означало, что далеко не на всю армию можно будет полагаться. К моменту независимости в Бирме было 6 бирманских батальонов, 3 каренских, 3 качиньских, 2 чинских, 1 бирманский и 1 шанский полк. Это крайне малочисленные силы, к тому же далеко не все из них оставались лояльными.

Однако для простых Бирманцев было не столь важно каким образом было получено звание. Аун Сан все равно остался в памяти как «боджоу» (дословно-ген майор)
Однако для простых Бирманцев было не столь важно каким образом было получено звание. Аун Сан все равно остался в памяти как «боджоу» (дословно-ген майор)

Помимо регулярной армии, были еще военизированные формирования в лице Народной добровольческой организации (НДО). Фактически туда военные из числа распущенных частей ПБС. Однако затем НДО разрастались в численности превращаясь в основу для крупного партизанского движения. Численность добровольческой организации оценивают по разному, от 100 тыс до нескольких сотен тысяч. В любом случае, факт наличия НДО был отличным аргументом в торге с Британцами по вопросу независимости, хотя против Англии НДО и не применялась. Однако лояльность НДО правительству Бирмы была под огромным вопросом. В рядах НДО было очень сильным влиянием компартии, а часть членов организации были верны лично Аун Сану, но не АЛНС. Поэтому полагаться на НДО правительство тоже не могло.

Качество у НДО также было не слишком высоким. По некоторым оценкам реальной боевой силой являлись примерно 40-60% формирований
Качество у НДО также было не слишком высоким. По некоторым оценкам реальной боевой силой являлись примерно 40-60% формирований

АЛНС в сердце пламени

В итоге восстание коммунистов правительство встречало попросту не имея военной силы и возможности им противостоять. И было вынуждено с самого начала противостояния перейти в режим глухой обороны. В июне началось масштабное восстание в рядах НДО. Большая часть перешла на сторону коммунистов, меньшая часть осталась лояльной правительству Бирмы. В июле мятеж перекинулся на армию и полицию Бирмы. С учетом перехода части вооруженных сил на свою сторону, коммунисты смогли перейти в решительное наступление. Восстание коммунистов получило моральную поддержку со стороны соцблока, хотя до этого правительство Бирмы не отметилось враждебностью к СССР.

В январе 1949 года успехи КПБ в борьбе с остатками правительственных войск убедили лидеров этноса Карен, что настало время для решительных мер для достижения независимости. после восстания КНС, на их сторону перешли карены из числа правительственных войск. Лояльными правительству оставались лишь 6 батальонов. В панике после восстания каренов, У Ну сменил часть командиров, во главе с главнокомандующим Смит-Дуном (карен по национальности). Правительственные войска и полицию возглавил Не Вин.

У Ну в начале 1949 года, после восстания КНС
У Ну в начале 1949 года, после восстания КНС
Кстати, Смит-Дун судя по всему до конца оставался лояльным Бирманскому руководству. Скорее всего,после восстания КНС У Ну просто перепугался, что армию возглавляет карен и решить не рисковать.
Кстати, Смит-Дун судя по всему до конца оставался лояльным Бирманскому руководству. Скорее всего,после восстания КНС У Ну просто перепугался, что армию возглавляет карен и решить не рисковать.

В критических условиях правительство Бирмы пошло на отчаянные меры. Помимо консолидации военных сил в руках Не Вина, также была начата масштабная программа восстановления армии. Бирманское правительство также закупило устаревшее Британское оружие у Индии и обратилось за помощью к США. В целом же, стоит отметить, что хотя для страны период ВМВ и первых лет независимости был крайне тяжелым, для отдельных людей и особенно для военных он оказался по настоящему благодатным. Порой выходцы из самых низов получали шанс вознестись на такие вершины, что их отцам и не снились. Социальные потрясения в эпоху перемен несут много рисков, но эти риски давали и большую награду победителю. Пастернак умело подметил это в романе “Доктор Живаго”, где сельский учитель Антипов уйдя добровольцем на войну впоследствии смог стать грозным красным комиссаром Стрельниковым. В свою очередь, сын дворника стал белым офицером.

Однако еще более головокружительная карьера ожидала сына колониального служащего Не Вина, который сначала стал вторым в истории Бирмы генералом, а затем и вовсе главнокомандующим Бирманской армии. Молодой генерал получил не самое лучшее наследие, коммунистам удалось захватить древнюю столицу Бирмы г. Мандалай и совместно с Каренами взять Рангун в осаду. Положение официальных властей оказалось достаточно мрачным, ведь ⅔ страны были в руках различных повстанцев.

Адекватных карт показывающих восстание практически нет. Однако даже такие позволяют оценить расстановку сил хотя бы частично
Адекватных карт показывающих восстание практически нет. Однако даже такие позволяют оценить расстановку сил хотя бы частично

Однако Не Вину удалось добиться неожиданных успехов. К концу весны 1948 осада с Рангуна была снята, в конце 1949 года правительственная армия перехватила инициативу и начала освобождать города. Численность правительственных войск начала расти. В 1950 году правительство смогло еще сильнее укрепить свои позиции. Если в 1949 лояльными правительству остались 6 батальонов, то к 1952 уже 9, а через год 41. Конечно в первую очередь рост численности был связан с интеграцией разных местных вооруженных формирований, и тем не менее армия начала превращаться в значительную силу.

На фоне военных неудач уже в 1951 году КПБ смягчила риторику и согласилась на неформальные переговоры. Однако требование сохранения вооруженных сил и контролируемых районов под контролем КПБ были для правительства неприемлемым. Тем более ситуация на фронте становилась все лучше и лучше.

В 1951-1953 правительству удалось сломить боевой дух коммунистов и фактически вытеснить их из основных городов. Отступили и силы КНС. Силы правительства были слегка отвлечены в 1950 из-за неожиданного вторжения остатков войск Гоминьдана, которые отступили из Китая и оккупировали часть приграничных территорий. Однако даже это вмешательство не помогло войскам КПБ восстановить дух. Стремясь ослабить повстанцев правительство выдвигало достаточно мягких условий сдачи в плен, главным требованием было лишь прекращение вооруженной борьбы. В результате этого уже к 1954 в плен сдались 23 тыс человек. В дальнейшем сдача в плен продолжалась, так например от борьбы отказалась ранее поддерживавшие повстанцев части НДО, которые переформатировались в мирное политическое движение.

-12

Однако несмотря на поражения повстанцев их угроза не была ликвидирована полностью. Разделившись силы КПБ и сепаратистов переходили к партизанской борьбе, чему способствовали старые партизанские базы и обширные джунгли. Угроза повстанцев превращалась в постоянную проблему для Бирмы, что создавало дополнительный стимул для расширения вооруженных сил. К концу 1950-х численность армии превысила 100 тыс человек и в дальнейшем росла все больше и больше. Если в 1948 армия не представляла из себя влиятельной группировки, то к концу 1950-ых военные уже осознали свой статус и начали активно вмешиваться в вопросы государства. По сути руководство АЛНС допустило ту же ошибку, что Сенат и совет джедаев в вселенной звездных войн. Страх перед повстанцами заставил их пойти на радикальные меры и создать крупную армию, которая оказалась альтернативной политической силой в государстве. Только если в вселенной Лукаса армия подчинялась Канцлеру Палпатину, то в Бирманском государстве во главе растущих вооруженных сил стоял генерал У Не Вин. Однако военные вряд ли решились бы взять власть в стране где все было бы стабильно и спокойно. Правда стабильности в Бирме то как раз и не было.

Экономика

Состояние Бирманской экономики к моменту независимости я уже затрагивал в прошлой части цикла, данный вопрос поэтому здесь опишу вкратце. Экономика деградировала как количественно, так и качественно. по данным национальной статистики ВВП в 1947-1948 составлял 72% от ВВП периода 1938-1939! ВВП на душу население было еще ниже. Деградировала производительность сельского хозяйства, из-за чего упало производство риса, что вызвало резкое снижение экспорта. Некоторые отрасли экономики попросту умерли, так например добыча сырой нефти, которая в 1939 составляла 275 млн галлонов, в 1947 упала до 2 млн. Данные по уровню жизни крайне ограниченные, но и их хватает чтобы сказать, что уровень жизни даже в столичном Рангуне снизился в несколько раз.

Если социально-экономическая ситуация в Бирме к началу гражданской войны была тяжелой, то начало боевых действий её лишь усугубило. Из-за тяжелых условий гражданской войны восстановление Бирманской экономики шло очень медленно и лишь в конце 1950-ых она кое как смогла выйти на уровень 1938 года по большинству показателей. Начало же гражданской войны отметилось экономическим ущербом в 1950 спад ВВП углубился достигнув уровня 61% от ВВП в 1938 году. В дальнейшем наметилась стабилизация, но в 1952 году ВВП составлял лишь 74% от уровня 1938 г.. Вернуться на уровень ВВП который существовал до ВМВ Бирме удалось лишь в конце 1950-ых. Стоимость жизни так и осталась значительно выше чем до ВМВ.

При этом нельзя сказать, что правительство Бирмы бездействовало и забросило развитие экономики. Напротив руководство АЛНС предпринимало активные меры по восстановлению разрушенной страны. Начало экономическим реформам было положено в связи принятием двухлетнего экономического плана в 1948 году. План предусматривал программу перераспределения земли в пользу деревенской бедноты и развитие промышленности в городских районах. В целом двухлетний план был выполнен, но достижения правительства попросту испарились ввиду начала гражданской войны. Когда большая часть страны попросту не подчиняется, правительству сложно осуществлять руководство экономикой.

Лишь в 1952 когда повстанческому движению было нанесено поражение власти Бирмы смогли вновь всерьез заняться развитием. Был принят длительный восьмилетний план (1952-1960) целью которого было всеобъемлющее восстановление экономики и ряд обширных преобразований в различных сферах от образования до медицины. Модернизацию экономики Бирмы планировалось осуществить за счет создания мощного госсектора (национализация началась еще в 1948). К 1954 Бирманскому правительству удалось получить полный или частичный контроль над ранее Британскими предприятиями. Стоит отметить, что несмотря на тяжелую ситуацию, Бирма все равно выплатила Великобритании компенсации за национализацию компаний.

В целом восьмилетний план выполнить не удалось и уже в середине 1950-ых его пришлось экстренно корректировать до четырехлетнего. Однако темпы роста ВВП в 1951-1960 все же удалось довести до 5.4% в год. Это было уже неплохо в сравнении с постоянным кризисом в период 1939-1949, но этого явно было недостаточно для преодоления бедности и отсталости страны. Неудачи социально-экономической модернизации подрывали авторитет АЛНС и ослабляли её власть

Экономические итоги политики Бирмы в одной картинке
Экономические итоги политики Бирмы в одной картинке

Политический кризис АЛНС

Несмотря на тяжелую ситуацию в стране, руководство Бирмы все равно решило провести выборы в 1951 году. Повстанческое движение в это время еще было достаточно опасным и выборы проходили в течении нескольких месяцев, а армия перебрасывалась из одного региона в другой для обеспечения безопасности. Несмотря на эти эксцессы АЛНС сумела уверенно победить на выборах получив 147 мест в палате депутатов (с союзниками 200 мест из 250). Однако фактически на выборах смогли принять участие далеко не все избиратели в силу идущей в стране гражданской войны. Даже в этих условиях оппозиция смогла получить ряд мест (из них легальные коммунисты 12). В 1956 году выборы носили уже более демократический характер, благодаря сокращению масштаба гражданской войны. АЛНС с своими союзниками смогла получить 173 места, удержав власть. Но укрепилась и оппозиция с 54 местами из которых левый национальный объединенный фронт (НОФ) смог занять 48. При этом по числу голосов ситуация для АЛНС была еще неприятнее. АЛНС получила 1,84 млн голосов, а НОФ 1,4 млн.

Помимо легальной оппозиции, авторитет АЛНС сомнению подвергла и армия, которая выступила против политики амнистии коммунистов, ранее принимавших участие в борьбе против правительства. С помощью амнистии У Ну пытался сократить армию повстанцев за счет мирной сдачи противников. В целом эта практика работала успешно, однако военные замечали что “очистившиеся” в результате амнистии коммунисты могут стать основой для формирования широкого левого фронта на политическом поле Бирмы.

Дополнительной проблемой для руководства АЛНС стало то, что в 1957 истекали 10 лет с момента принятия конституции. Воспользовавшись этим представители народа Шан поставили вопрос о выходе из состава Бирманского союза. В 1958 была образована Шанская повстанческая армия.

Неудачи в социально-экономических преобразованиях и падение популярности АЛНС обострили внутри неё старые противоречия. По сути АЛНС так и не стала полноценной партией поэтому внутри неё шла борьба между социалистами и теми кто к ним не принадлежал. Возможно будь У Ну таким же харизматичным лидером как Аун Сан, он смог бы удержать избирателей и сплотить своих лоялистов в АЛНС, однако вместо этого У Ну безуспешно пытался примирить враждующие стороны и идти на компромиссы. После не самых удачных выборов в 1956 году он даже ушел в отставку с поста Премьера, передав власть социалисту У Ба Свэ. Тем не менее у нового Премьера ситуацию улучшить не вышло и У Ну уже в 1957 вновь вернулся к власти.

В 1958 году У Ну все же попытался хоть как то сплотить АЛНС и в феврале на 3 конгрессе АЛНС выступил с большой речью где провозгласил АЛНС партией в основе которой лежит идеология демократического социализма. Он также попытался продвинуть на пост Генсека лиги своего союзника из числа социалистов в АЛНС. Лидеры социалистов У Чжо Ньейн и У Ба Свэ выступили против решения У Ну развязав подковерную борьбу, которая перекинулась на все уровни движения АЛНС. В марте У Ну попытался обуздать партийную фронду. Он арестовал ряд членов АЛНС, провел чистку правительства и выступил с критикой У Чжо Ньейн и У Ба Свэ. В ответ противники У Ну провели голосование по вотуму недоверию его правительству. В результате голосования с отрывом в 8 голосов У Ну сохранил позиции Премьер-Министра. Однако У Чжо Ньейн и У Ба Свэ в ответ смогли снять его с поста президента АЛНС, что вызвало раскол движения между лоялистами и противниками У Ну.

Приход к власти Военных

В течении лета 1958 ситуация не стала стабильнее, а межфракционная борьба усугублялась. В этих условиях У ну в сентябре объявил о том, что в условиях кризиса он покидает пост Премьер-Министра и передал власть генералу У Не Вину. По сути это был первый случай прихода к власти военных, хоть он формально и был юридически законным

Генерал У Не Вин. Личность слишком сложная, чтобы описать её одним предложением. Однако именно ему предстоит определять судьбу страны в ближайшие десятилетия
Генерал У Не Вин. Личность слишком сложная, чтобы описать её одним предложением. Однако именно ему предстоит определять судьбу страны в ближайшие десятилетия

Не Вин был Премьер Министром в течении двух лет 1958-1960 годах и история его прихода к власти до сих пор остается не слишком ясной. В своих мемуарах У Ну писал, что военные во главе с Не Вином планировали государственный переворот и он пошел им на уступки, чтобы сохранить демократическую форму государственной власти. Однако следует отметить и то, что У Ну ушел от власти необычайно вовремя для себя и своего авторитета, как бы перекладывая ответственность за разрешение кризиса на военных. Стоит отметить и то, что У Ну оставил Не Вину инструкцию, отправив письмо. В октябре Не Вин выступил перед парламентом поддержав тезисы письма. Однако в этом же выступлении он прямо заявил о тяжелой ситуации в стране и посвятил основную часть речи вопросам безопасности государственной стабильности (далее фрагмент речи Не Вина с авторским переводом)

….“Государственная власть в настоящее время неэффективно применяется не только в деревнях, но даже в городах. В этой ситуации неудивительно, что преступления множатся. Необходимо восстановить порядок, при котором старосты смогут осуществлять свою власть, не прибегая к оружию. Нам надо начать работу с низовых уровней правительственного аппарата, чтобы возродить всю систему государственной власти”....

……

….“Мое правительство будет полностью соблюдать конституционные гарантии, касающиеся справедливости, свободы и равенства. Основополагающая политика моего правительства заключается в том, что все те люди, которые уважают Конституцию, получат все права и привилегии, на которые они имеют право. Но те, кто нарушает законы, будут сурово наказаны.”...

Буквально речь Не Вина перед парламентом
Буквально речь Не Вина перед парламентом

Не Вин сформировал правительство технократов из 13 гражданских лиц, из которых 5 были представителями национальных автономий. В парламенте Не Вин получил поддержку противников У Ну из числа бывшей АЛНС. Однако различные левые деятели относились к военному премьер министру скорее негативно и подозрительно. Сторонники У Ну тоже не слишком поддерживали власть Не Вина. Впрочем, большинство населения изначально все связывало с новым правительством надежды на стабилизацию обстановки в стране.

Несмотря на казалось бы гражданско-технократический формат, реально режим власти в период Премьерства Не Вина скорее напоминал военную диктатуру. Главным органом принятия решений был Военно-штабной совет, в котором Не Вин обсуждал различные вопросы с доверенными лицами. К каждому министру из гражданского правительства был приставлен военный представитель, который доводил до министра решение, которые было принято Не Вином на военном совете. При этом Не Вин держал в ручном режиме многие вопросы, что придавало его правительству авторитарную окраску.

Военное правительство действовало решительно и довольно эффективно, пытаясь стабилизировать ситуацию в стране. Они либерализовали внешнюю торговлю и перевели ряд госпредприятий на рыночную основу, одновременно при этом пытаясь попытавшись ограничить роль некоторых иностранных компаний. Не Вин попытался улучшить жизнь простого населения за счет реорганизации системы распределения и снижения цен на товары. И в целом ситуация стала лучше. Так экономический рост подскочил до 9% и 8% в 1959 и 1960 годах соответственно и это были необычайно высокие темпы роста для Бирмы.

Правительство Не Вина попыталось строгими мерами удержать ситуацию в стране в узде. Были задержаны агитаторы в Рангунском университете, в профсоюзах и общественных организациях. Ему удалось нанести ряд новых поражений повстанцам, еще сильнее сократив их численность. Впрочем, несмотря на это проблема повстанцев с повестки не ушла, а напротив лишь углубилась. Сопротивление власти Рангуна продолжалась, пусть и в достаточно хаотичной форме. Также Не Вину удалось достичь ключевого соглашения о государственной границе, подписанного с КНР в 1960 году.

Непопулярными и жесткими мерами Не Вин фактически стабилизировал ситуацию в стране и предотвратил углубление кризиса. Однако этими же мерами он вызвал общественное недовольство. Ключевую позицию в оппозиции сыграл У Ну, который ранее сам передал Не Вину пост Премьера. Программы сторонников и противников правительства были в целом похоже поэтому в данной ситуации оказалась роль личной харизмы руководства. В своей агитации У Ну смог нащупать нужную линию поведения. Он акцентировал внимание на плачевном состоянии демократии в стране, авторитарном характере власти Не Вина, этатистской политике в экономике. По сути У Ну поставил перед избирателями вопрос в духе “демократия или диктатура?” и 60% населения уверенно выбрали первое. На выборах 1960 У Ну не просто удалось разгромить сторонников Не Вина, но и потеснить оппозиционный НОФ, который оказался отодвинут на второй план. Явка на выборах составила рекордные 6,6 млн человек (59%), притом что за лояльную У Ну часть АЛНС проголосовало 53%, что позволило ему занять 159 мест (с учетом союзников в парламенте у фракции У Ну вовсе было квалифицированное большинство).

Так что же все таки из себя представляла эта двухлетняя эпопея с премьерством Не Вина? У Ну в своих мемуарах отмечал, что это была первая попытка государственного переворота, предпринятая военными и фактически связывал события 1958 с военным переворотом который Не Вин устроит в 1962. Однако что это за военный переворот, когда военных приглашает к власти само правительство, а через два года триумфально отправляет в отставку? В конце концов, если бы Не Вин мечтал о власти, зачем ему было уходить в 1960 году и ждать два дополнительных года для проведения госпереворота в 1962? И тем не менее, он так и поступил. В течении своего Премьерства Не Вин так и не попытался перевести государство в формат открытой диктатуры, не попытался использовать административный аппарат против У Ну. Напротив, генерал честно провел выборы и честно ушел после проигрыша на них. Возможно в 1960 военные еще не были морально готовы брать власть и столкнувшись с гражданским сопротивлением испугались, согласившись уйти по хорошему. Однако нельзя игнорировать и то, что события 1958-1960 были крайне выгодны У Ну. Военные стабилизировали обстановку в стране с помощью непопулярных мер, а У Ну в это время набирал популярность в качестве вождя оппозиции. Когда же настал срок выборов, У Ну триумфально вернулся к власти заполучив уже куда более спокойную страну и не потеряв своей личной популярности. Однако наслаждаться своим Премьерством ему оставалось лишь два года.

Последнее Премьерство У Ну

Насколько было триумфальным возвращение У Ну, настолько же было трагичным его падение. Военные за два года смогли худо бедно нормализовать обстановку, удержав Бирму в узде. Казалось, У Ну получает достаточно неплохое наследие и может использовать его для дальнейшего развития. Однако практически сразу вспыхнул ряд крупных проблем и ситуация начала напоминать идеальный шторм.

Кризис охватил практически все сферы государственной жизни. Жесткие меры правительства военных стабилизировали экономическую ситуацию. Премьерство У Ну напротив, отметилось экономическим спадом в 1961 и 1962 и ростом стоимости жизни. АЛНС вновь столкнулась с угрозой партийного раскола. Дело в том, что У Ну заявил, что желает в 1964 покинуть пост Премьер-Министра, а до этого оставит позицию президента партии. Из-за этого внутри АЛНС началась борьба между старой и новой гвардией за право наследовать У Ну. Как и во время раскола 1958 г. противостояние фракций было не только идеологическим, но и персональным, что включало в себя столкновение кланов и личную вражду.

Однако наиболее острой проблемой оставался сепаратизм. Недовольство этнических меньшинств усугубилось в связи с признанием буддизма государственной религией. Само решение о статусе госрелигии казалось было принято У Ну по личным мотивам (он был верующим буддистом). Буддийскому большинству новый статус религии ничего не дал, тк буддизм и так пользовался поддержкой государства. А вот меньшинства были еще сильнее обозлены. Военные жесткими мерами удержали многочисленные этносы в узде. У Ну не смог сделать также и сепаратистские выступления вспыхивали то тут, то там. Премьер-Министр попытался обуздать сепаратистов в свойственной ему манере и начал вести с ними переговоры о переформатировании Бирманского союза.Заигрывание У Ну с сепаратистами вызвало ярость военных, которые справедливо опасались распада страны. Вполне возможно, что большинство этнических представителей вовсе не планировали покинуть союз, а лишь торговались с Рангуном, рассчитывая получить различные преференции. Однако военные решили не рисковать в данном вопросе.

-17

К 1962 году Бирма оказалась почти в таком же состоянии, как до прихода военных в 1958 году. В экономике спад, в партии раскол, сепаратизм вновь на подъеме. Только в этот раз военные не собирались таскать каштаны из огня для гражданского правительства. Возможно Не Вин решил, что гражданское правительство уже не способно эффективно управлять Бирмой. Как бы то ни было, военные решили взять власть в свои руки. В марте 1962 года период гражданского правления в Бирме подошел к концу.

Вместо эпилога

Как можно оценить 14 лет парламентского правления в Бирме под властью У Ну? Страна так и не смогла вырваться из отсталости, столкнулась с необычайно жестокой гражданской войной и волной сепаратизма, а правительство в конечном итоге погрузилось в жестокий кризис? Итогом же этих неудач стало сворачивание демократии и военный переворот во главе с Не Вином. Легче всего возложить вину за произошедшие в Бирме кризисы на руководство страны во главе с У Ну. В самом начале статьи я так и сделал свалив всю вину на У Ну, превратив его в "козла отпущения". На самом деле, как вы уже поняли, подобная оценка является не просто слишком радикальной, но и не очень справедливой, ведь она полностью игнорирует условия в которых оказалось Бирманское руководство.

Сочетание политического, этнического, социально-экономического кризисов породили такой гордиев узел разрубить который оказалось крайне сложно. Да АЛНС не смогли одолеть коммунистов до начала гражданской войны, однако неясно было ли это вообще возможным? Даже арестовав лидеров КПБ (что вообще было маловероятно), руководство АЛНС не смогло бы предотвратить гражданскую войну, а может быть и усугубило кризис. Да, именно У Ну позволил армии стать влиятельной силой в стране, открыв ей дорогу к власти. Но как еще можно было удержать государство, которое рассыпается на составные части? Да именно при У Ну АЛНС столкнулась с расколом, однако можно ли вообще было сохранить единство в огромной, аморфной организации без четкой партийной структуры? Пожалуй, что У Ну просто оказался не на своем месте, не в самое лучшее время. Он был слишком хорошим человеком и слишком плохим политиком для Бирмы середины 20 века. При всех недостатках У Ну, его нельзя рассматривать исключительно с негативной стороны. У Ну был своего рода харизматичным лидером, который сумел провести партию и страну через пламя гражданской войны, сохранив единство государства. Он искренне верил в демократию и всячески стремился оберегать её, что вовсе не было присуще военным, которые и отправили его в отставку. Это была яркая личность, которой досталась не самая легкая судьба.

Автор: Артём Дудко