Найти тему
Cat_Cat

История одной трагедии. Бирма в 20 веке

Что мы знаем о Мьянме?

Только ли то, что ранее эта страна называлась Бирмой и была колонией Великобритании? Возможно мы слышали какие то новости про то ли про переворот, то ли про гражданскую войну, но внимания на них не обратили. На фоне крупных событий 20 века история Бирмы выглядит мелкой и несущественной. А между тем, после обретения независимости в 1948 году Бирма попала в настоящий водоворот политических событий. Гражданская война, переворот, сепаратизм. У Бирмы тоже были свои герои и свои злодеи. Сейчас я хочу рассказать вам про историю начала трагедии одной маленькой азиатской страны, которая до сих пор страдает от наследия гражданской войны и остается постоянным полем боя.

Последние 70 лет Мьянму сотрясали жестокие военные перевороты и внутренние конфликты. Последний из таких переворотов произошел в 2021 году, запустив очередную войну насилия. В многонациональной стране вновь обострилась проблема сепаратизма, особенно среди каренов и шан. В некоторых регионах центральная власть не имеет контроля уже в течении очень долгого времени. Военные, их демократически-настроенные противники, сепаратистские движения-все они не гнушаются применять против своих противников силовые методы, превращая страну в постоянное поле боя.

Демократические протестующие после переворота 2021
Демократические протестующие после переворота 2021

И без того не самое богатое государство, Бирма лишь проигрывает от постоянных боевых столкновений. Инфляция страны регулярно оказывается двузначной и это если доверять оптимистичной официальной статистике, реальная ситуация может быть еще хуже. Страна хронически страдает от нехватки средств полагаясь на внешнюю помощь, во многом из КНР. Экономика Бирмы остается преимущественно сельскохозяйственной и крайне неразвитой. В 2023 году ВВП страны составил 272 млрд долларов, копеечная величина для страны с населением почти в 60 млн человек. Среди стран АСЕАН Бирма-одно из самых бедных государств, она в 2,5 раза беднее крошечного Сингапура и обгоняет лишь Лаос и Камбоджу. Однако делает это Мьянма лишь за счет большего населения, ведь ВВП на душу населения там все еще почти в два раза меньше. К тому же, если Лаос и Камбоджа кое как умиротворяют свои внутренние конфликты, то Мьянма остается зоной постоянных столкновений.

Мин Аун Хлайн-глава нынешнего военного режима Мьянмы
Мин Аун Хлайн-глава нынешнего военного режима Мьянмы

Военные на первый взгляд кажутся одними из главных антигероев современной Мьянманской истории. Они развязали настоящую войну против повстанцев и сепаратистов, они раз за разом заливали кровью демократические протесты, ограничивали свободу людей и разрушали перспективы создания гражданского правительства в стране. Во многом именно их действия стали причиной введения против Мьянмы международных экономический санкций со стороны ряда западных стран, что еще сильнее ухудшило положение страны. Однако в раздираемой сепаратизмом Мьянме именно военные оказались той единственной силой, которые смогли сохранить хоть какое то единство страны. Порой они действовали жестко, порой неумело, но парадокс военных режимов заключался в том, что и сами военные стали заложником трагедии, а не её создателями. Так давайте окинем взглядом историю катастрофы одного азиатского государства, но будем не судьями, а лишь зрителями. Начнем же мы с периода обретения страной независимости, когда само государство еще называлась не Мьянма, а Бирма.

Путь к независимости

Я не буду глубоко погружаться в историю Британского колониализма в Бирме, хотя и эта тема заслуживает определенного интереса. Скажем лишь то, что еще до Японского Вторжения в Бирме действовали движения выступающие за предоставление стране независимости, ну или хотя бы статуса Доминиона. Ключевым движением был “Блок свободной Бирмы”. Движение пыталось действовать относительно легальными средствами, хотя каких то значительных успехов добиться не смогло. С другой стороны, Британские власти тоже понимали, что для удержания позиций в Бирме, необходимы хотя бы тактические уступки. Из местных деятелей в Бирме было образовано правительство со своим Премьер-Министром, который правда не имел особой власти, оставаясь марионеткой в руках назначенного из Лондона Губернатора. Впрочем, даже такая “уступчивость”, была свернута на фоне растущей угрозы нападения Японии. В 1940 году Бирму перевели на военное положение, “Блок свободной Бирмы разгромили”, подвергнув его лидеров аресту. Вот только предотвратить захват Бирмы Японией это Англии не помогло.

Вообще прояпонские настроения в Бирме были еще до вторжения войск страны Восходящего солнца. Собственно, Япония захватывая колониальные владения европейских стран, пыталась привлечь на свою сторону местное население, заявляя о своем желании освобождать народы от гнета европейцев. На первых порах это приводило к определенному успеху, особенно когда японская власть еще была сильна, а разочарование в Японии еще было ограниченным. Достаточно сказать, что Премьер-Бирмы У Со, установил контакт с Японией, пытаясь заранее обезопасить свое будущее в случае захвата. Англии удалось обнаружить факт этой измены и У Со всю мировую войну просидел в заключении в Уганде, однако факт был примечательным.

Запомните это лицо У Со, мы его ещё увидим
Запомните это лицо У Со, мы его ещё увидим
Все так и было (а может быть и нет)
Все так и было (а может быть и нет)

Итак, когда в 1942 году Япония оккупировала Бирму, местные патриотические движения раскололись. Часть из них пошла на сотрудничество с Японией, войдя в прояпонское марионеточное правительство. Меньшая часть, в основном состоящая из местных коммунистов предпочла вести борьбу и с Японией тоже. Однако в 1944 году стало ясно, что во первых, Япония никакой независимости не даст и что более важно, что Япония вторую мировую проигрывает. На фоне этого, часть прояпонского правительства скрытно наладила контакты с повстанцами и сформировала с ними единую “Антифашистскую лигу народной свободы” (далее АЛНС). АЛНС включал широкую коалицию из коммунистов, социалистов и просто патриотических деятелей Бирмы. Возглавил АЛНС бывший министр обороны прояпонского марионеточного правительства Аун Сан. Именно АЛНС стали ядром Бирманского сопротивления Японии, хотя формально существовало еще пробританское правительство в изгнании.

Когда Бирма оказалась освобождена от Японии, там возник вакуум власти, похожий на тот, что существовал в других колониальных владениях, захваченных Японией. С одной стороны, Британские власти хотели хотя бы частично восстановить колониальную систему которая существовала до вторжения Японии. С другой стороны, усилиями Японии эта система как раз таки и была разрушена, а не её месте Японцы пытались создать свои марионеточные администрации с опорой на местное население. В случае с Бирмой, прояпонская администрация реального авторитета вовсе не имела. Зато масштабный авторитет был у членов АЛНС, которые вели с Японией борьбу, но не собирались менять японское владычество на английское. За время борьбы с Японией АЛНС обрели значительный авторитет среди простого населения Бирмы, привлекли на свою сторону основные патриотические силы и сформировали боевые формирования в виде “Патриотических Бирманских Сил”. До окончания второй мировой наличие общего врага в лице Японии позволяло откладывать вопрос Бирмы, однако, было ясно, что после окончания войны АЛНС потребует от Британии уступок.

После капитуляции Японии Аун Сан времени терять не стал и уже в августе 1945 под его руководством была проведена Сессия АЛНС, которая приняла резолюции с требованием о созыве учредительного собрания, которое должно было бы решить судьбу Бирмы и принять конституцию. До момента решения судьбы Бирмы, планировалось создать временное правительство, которое бы взяло на себя основные рычаги управления страной. Эти решения АЛНС стали вошли в историю под названием “Нетуейнской декларации”. Эта декларация фактически подтвердила статус АЛНС как главной объединяющей силы бирманских патриотов. Для Британии консолидация патриотических сил в Бирме была дополнительной проблемой в деле сохранения контроля над страной. С другой стороны, с единой силой договариваться было куда проще, чем с кучей разрозненных повстанцев. К тому же, лидеры АЛНС намеренно смягчали радикализм движения и не отказывались от переговоров с Лондоном. Заметим, что хотя в резолюциях декларации постоянно звучали призывы о том, чтобы народ Бирмы получил свою свободу, безусловных требований независимости там не было. Не было в декларации и призыва к восстанию или вооруженной борьбе против Британии. Аун Сан проявил политическую выдержку и предпочел мирную борьбу за независимость через переговоры с Великобританией. Вот только сами Британские власти далеко не сразу пришли к пониманию необходимости вести переговоры с бирманским национальным движением.

Великобритания, несмотря на приход к власти Лейбористов, в целом была настроена на то, чтобы попытаться восстановить колониальный формат отношений с Бирмой, хоть бы и в ограниченных рамках. Однако в августе 1945 года будущее Бирмы было еще не слишком ясным, там даже не было гражданской администрации. Поэтому волей неволей, Англии приходилось поддерживать контакты с АЛНС. В первую очередь, надо было урегулировать вопрос “Патриотических бирманских сил”(ПБС), фактически армией на службе АЛНС, которая воевала против Японии. Вопрос обсуждали на переговорах в Канди (остров Цейлон) при ставке Маунтбеттена, куда 6-7 сентября прибыла делегация из АЛНС, во главе с руководством организации (в том числе там был Аун Сан). Представители АЛНС пошли на определенные уступки, Аун Сан согласился на разоружение ПБС, с условием того, что часть военнослужащих фактически будут включены в регулярные войска Бирмы под командованием Англии. В обмен, Англия обещала, что военная администрация в стране будет заменена на гражданскую. С одной стороны, эта уступка Аун Сана открывала дорогу к дальнейшему компромиссу. С другой стороны, для некоторых борцов за независимость, это соглашение было уступкой империализму, ведь АЛНС сами лишали себя мощного силового аргумента. Однако Аун Сан не собирался оставлять свое движение беззащитным. Вместо ПБС, АЛНС создали массовую военизированную организацию “Народная Добровольческая Организация” или “НДО”. В нее входили как бывшие ветераны ПБС, так и многие партизаны. Фактически, это был крупный резерв для масштабной партизанской войны. Численность этого иррегулярного формирования до сих пор четко не определена, считается что от 50 до нескольких сотен тысяч. Хотя Аун Сан так и не стал применять НДО против колониальных властей, наличие такого формирования делало для Англии задачу подавления восстания в колонии достаточно трудной. Впрочем, дезорганизованная, крупная и активная партизанская группировка была опасна и для любых других Бирманских властей, которые бы не смогли удержать её в узде.

Однако мы отвлеклись. После возвращения делегации АЛНС из Канди руководство организации рассчитывало, что достигнутое соглашение ляжет в основе дальнейших договоренностей с Англией. Они выдвинули требование создать гражданское правительство к Англии. В принципе, Великобритания не была против гражданского правительства. Вот только АЛНС понимала под Гражданским правительством созыв учредительного собрания, формирование национального правительства и принятие новой конституции. В свою очередь, Британские власти понимали под гражданским правительством-правительство колониальное на основе на конституции 1935 года, которая наделяла основными полномочиями губернатора.

-7

Гражданское правительство было восстановлено 16 октября и фактически это было просто возвращением к порядку, который существовал в Бирме до вторжения Японии. Более того, Губернатором вновь стал Дорман-Смит, который и возглавлял Бирму до вторжения Японцев, а в период войны был главой правительства в изгнании. Ярый консерватор, колониалист и Британский патриот, Дорнан-Смит меньше всего был способен найти общий язык с борцами за независимость Бирмы.

По иронии судьбы, губернатор-консерватор Дорнан-Смит был переназначен уже Лейбористским правительством Эттли
По иронии судьбы, губернатор-консерватор Дорнан-Смит был переназначен уже Лейбористским правительством Эттли

Никакого учредительного собрания или новой конституции Дорнан-Смит принимать естественно не стал. Вместо этого он создал исполнительный совет и предложил местным движениям Бирмы принять участие в его работе. Исполнительный совет оставался консультативным органом при губернаторе, который сохранял право вето на любое решение. Несмотря на такое скромное предложение, АЛНС все же пошли на переговоры с губернатором и выдвинули ряд ответных и вполне умеренных условий. Во первых, они попросили создать совет из 15 мест, в котором 11 занимали бы представители АЛНС, а оставшиеся 4 представителя были бы назначены губернатором. Учитывая, что совет бы оставался консультативным, доминация АЛНС в совете не была бы смертельной угрозой для его власти. Во вторых, АЛНС требовали возможности самим распределять портфели в исполнительном совете и отдельно требовали портфель советника по внутренним делам. При этом, список кандидатур на должности в исполнительном совете был достаточно компромиссным, включая помимо ведущих лиц АЛНС, политиков умеренного и правого толка, левых деятелей и представителей меньшинств. В третьих, АЛНС требовало, чтобы исполнительный совет реагировал бы на требование общественных организаций (таких как АЛНС), что впрочем было очевидно, так как члены АЛНС вряд ли бы пошли против своего движения. И в четвертых, АЛНС потребовали начать работу по проведению выборов и созыву учредительного собрания. В принципе, только это требование было достаточно радикальным, однако Дорнан-Смит отклонил сразу все требования, согласившись принять лишь 7 членов из АЛНС, при этом сохранив за собой выбор кандидата на пост советника по внутренним делам.

Поскольку губернатор отверг компромисс, лига в принципе отказалась от участия в исполнительном совете и перешла в открытую оппозицию к колониальной администрации. Губернатор же начал проводить линию по противостоянию АЛНС, однако его успехи на данном поприще были по меньшей мере сомнительными. Дорнан-Смит создал лояльный себе исполнительный совет из 11 членов (3 англичанина, 3 представителя меньшинств, 5 бирманцев, часть из которых ранее были в АЛНС). Совет в целом воспринимался бирманцами как марионеточный орган, а его члены особой легитимности придать ему не могли. Дорнан-Смит также попытался создать недопарламент в лице законодательного совета из 34 членов. Поскольку АЛНС не участвовала и в нем, то и его авторитет был чуть ниже нуля.

Собственно говоря, проблема Британской администрации была в том, что она упустила решительный момент когда они могли заключить выгодный и почетный компромисс с АЛНС и остаться в Бирме с ограниченными условиями. Например, предложить Бирме статус доминиона в рамках содружества. Можно было попытаться вовлечь АЛНС в политические действия и решение реально существующих социальных проблем, тем самым придав взаимодействую конструктивный характер. А проблемы в Бирме были весьма значительные.

Откровенно говоря, колониальная система Великобритании в Бирме в 1945 году находилась в состоянии разрухи, при этом не только политической, но и экономической. Вот что о состоянии Бирманской экономики пишет отечественный исследователь В.Ф. Васильев “Следует отметить, что экономическая обстановка в стране была очень тяжелой (хотя, по-видимому, положение было во многом схожим и в других странах Юго-Восточной Азии к окончанию японской оккупации). Неудивительно, что уровень производства (ВВП — валового внутреннего продукта) составлял в 1946 г. только 61% от довоенного, в 1947 г. — 72%8 . Из 1027 постоянных и сезонных фабричных заведений, имевшихся в 1940 г., в 1946 г. было зарегистрировано всего 355, причем не все действовали. На них числилось около 31,5 рабочих против 89,4 в 1940 г. В горнодобывающей промышленности осталось лишь 82 действующих рудника (против 601 в довоенное время). Производство нефти вследствие разрушений нефтепромыслов было ничтожным — 513 тыс. галлонов против 276 млн. галлонов в 1939 г. Транспортная система почти вся была разрушена. Крупный речной флот (столь важный для этой «речной» страны) полностью отсутствовал. Из 242 локомотивов, имевшихся к началу японского вторжения, осталось всего 32.”. Следует конечно понимать, что для большинства населения аграрной Бирмы упадок промышленности не был смертельной угрозой. А вот кризис в сельском хозяйстве был куда опаснее. Посевные площади под рис сократились почти вдвое, а интенсивность сельского хозяйства рухнула, так что например в 1946 собрали лишь 2,8 млн (а до войны собирали в районе 7млн).

АЛНС и Великобритания празднуют изгнание Японии из Бирмы
АЛНС и Великобритания празднуют изгнание Японии из Бирмы

Другими словами, Губернатор комбинация политических уступок совместно с прогрессивной экономической программой могла позволить Великобритании по крайней мере смягчить АЛНС и отложить требования о полной независимости на более позднее время. Предложи Великобритания АЛНС возможность взять власть в Бирме и предоставь стране статус Доминиона и вполне возможно организация бы предпочла синицу в руках, нежели чем туманные перспективы борьбы за полный выход из сферы влияния Англии.

Однако линия Дорнан-Смита носила в первую очередь характер противостояния АЛНС для удержания контроля над Бирмой. Это неизбежно делало вопрос о независимости для организации ключевой, а экономическую повестку отводило на второй план.

Сторонники АЛНС весь остаток 1945 года носились по стране, зарабатывая авторитет среди простого народа и информируя его о политических процессах в стране. В январе 1946 года АЛНС провела свой первый съезд. Хотя организация был очень политически пестрой, в целом съезд прошел в атмосфере превалирующего авторитета Аун Сана и духа единства(левый фланг занимали коммунисты, в центре были сторонники Аун Сана и социалисты, а справа националистические группы). Вслед за съездом, на который приехало 1200 делегатов, организация провела еще массовые трехдневные митинги, показав кто реально доминирует в политическом пространстве Бирмы. Позиция АЛНС несколько радикализировались. Если раньше требования о суверенитете прикрывались тезисом об учредительном собрании и новой конституции, то теперь речь уже прямо шла о независимости. Аун Сан конечно сгладил свое выступление словами о возможности вступить в содружество, но резко раскритиковал перспективу придания Бирме статуса Доминиона. С этого момента, АЛНС уже твердо стояла на позициях достижениях независимости и определенные компромиссы не меняли магистральной цели- Независимость, только независимость.

Если мыслить трезво, статус доминиона, при сохранении реальной власти у местного правительства и участие в содружестве было бы для Бирмы достаточно неплохим итогом. Бедная страна крайне нуждалась в иностранных инвестициях и экономическом сотрудничестве, а Английское содружество могло дать и то и другое. Однако первоначальное упорство Англии вызвало недовольство населения и вариант превращения в Доминион был попросту немыслимым для основных политических течений. Если бы Аун Сан поддержал бы такое решение, его партия бы попросту раскололась бы на части, а его самого бы прогнали из руководства.

Обычная сессия АЛНС
Обычная сессия АЛНС

Итак, в 1946 году ни АЛНС ни губернатор не собирались идти на уступки, рассчитывая навязать противной стороне свои требования. В начале года казалось, что Дорнан-Смит держит ситуацию под контролем. Колониальной администрации подчинялись местные войска и полиция, а у АЛНС были лишь разрозненные группы НДО, которые к тому же подвергались определенным репрессиям. В реальности же Власть колониальной администрации оказывалась достаточно зыбкой, ввиду низкой поддержки. В то же у АЛНС был статус самого многочисленного и ведущего народного движения Бирмы, сплачивающего вокруг себя большинство населения страны.

Дорнан-Смит попытался подорвать статус АЛНС вернув в обойму уже казалось бы отыгранные кадры. В Бирму вернули ряд политиков правого толка, которые могли бы оттянуть поддержку от АЛНС. Биография у этих политиков была не самой чистой. В частности, в исполнительный совет включили У Со, который ранее был Премьер-Министром Колониальной Бирмы, но был арестован за попытку перейти на сторону Японии во время Второй Мировой. Но попытка это ладно. Англичане простили даже Ба Мо, который вообще возглавлял марионеточное правительство Японии в Бирме. У Со к слову оказался “решительным патриотом” и выдвинул ультиматум, требуя точных сроков предоставления статуса Доминиона, в ответ грозясь покинуть исполнительный совет. Не дождавшись ответа, он исполнительный совет покинул и перешел в ранг “оппозиции против всех”, критикуя уже АЛНС за уступки английскому империализму.

Те самые вернувшиеся политики
Те самые вернувшиеся политики

Однако новые-старые политики лидирующий статус АЛНС не слишком поколебали. В правящих кругах Англии уже витали мысли о необходимости арестовать Аун Сана и применить против Бирманцев жесткие меры. Однако в апреле 1946 этот рискованный план свернули. Вероятно спохватившись Английское руководство осознало, что арест Аун Сана не позволит им взять Бирму под контроль, но зато сможет стать триггером настоящего восстания.

Опасения восстания возникли не на пустом месте. Аун Сан еще держал АЛНС под контролем и продолжал курс на ведение именно мирной борьбы. Однако его риторика стала жестче. В мае 1946 года он высказался так “Если для достижения провозглашенной нами цели будут открыты законные возможности, мы постараемся прежде всего исчерпать их. Но это не значит, что мы не должны готовиться к другому. Ибо сейчас, после всего что произошло в нашей стране, мы чувствуем, что вообще можем не достигнуть поставленной цели, применяя только легальные средства. Мы должны готовиться и к нелегальной борьбе за нашу свободу, если это станет необходимым. Это не значит, что такая борьба неизбежна. От британской стороны зависит, изберет она этот путь или нет»”

Однако слова Аун Сана были более радикальными чем его реальные действия. Можно предположить, что он пытался воздействовать на Британскую сторону, чередуя угрозы ужесточения борьбы, с выражениям готовности решить все проблемы мирно. Однако и мирные методы борьбы АЛНС оказались достаточно эффективными. В Бирме все активнее проходили забастовки, демонстрации и различного рода выступления проводимые под эгидой АЛНС. В июле 1946 года Бирманские рабочие вовсю готовились к всеобщей забастовке. Народные добровольцы же продолжали свои учения, несмотря на ограничительные репрессии властей.

В условиях когда колониальная администрация фактически уже толком не управляла Бирмой, Лейбористское правительство вызывало Дорнана-Смита в Лондон. Пока он добирался до Лондона в течении месяца, на закрытом совещании по Бирманскому вопросу руководство Лейбористов решило, что губернатора можно и не дожидаться и заменила Дорнана-Смита на Хьюберта (или Губерта) Ранса, который ранее был главой военной администрации Бирмы при штабе Маунтбэттена. Во многом это решение было принято по рекомендации Маунтбэттена, который выступал за более мягкий подход в отношении Бирмы.

Губерт Ранс уже во время объявления независимости Бирмы.
Губерт Ранс уже во время объявления независимости Бирмы.

Хотя Губернатора Бирмы заменили, АЛНС уже было не остановить. Пока Ранс большую часть августа добирался до Бирмы, АЛНС 25 августа 1946 года объявила о прекращении всей работы в Рангуне на один и провела массовые демонстрации с требованием созвать учредительное собрание. В сентябре серия забастовок охватила ряд иностранных фирм, государственных учреждений и железнодорожные пути. Перестало работать радио и школы, а к забастовке присоединились даже сотрудники полиции Рангуна. Вскоре разрозненные забастовки переросли в всеобщую политическую стачку, на фоне которой исполнительный совет ушел в отставку. Колониальное руководство ввиду отсутствия альтернатив пошло на переговоры с АЛНС и договорилось создать коалиционный исполнительный совет. В новый совет, созданный 27 сентября вошли общественные деятели и хотя АЛНС не получило там большинства, лидерство явно было на стороне также вошедшего в совет Аун Сана. Губернатор также пообещал не применять право вето в отношении решений совета. Правда в совет вошел и ряд антиАЛНСовских политиков, в том числе давно известный нам У Со. Компромисс также напрямую не касался созыва учредительного собрания или создания национального правительства. Однако в целом,Аун Сан рассчитывал, что создание коалиционного совета является шагом к созыву учредительного собрания и принятия новой конституции.

У Со возвращается в исполнительный совет
У Со возвращается в исполнительный совет

В сентябре 1946 АЛНС одержала победу, однако и сама организация вышла из столкновения с “подбитым глазом”. Еще до соглашения с колониальной администрацией в организации возникли некоторые линии раскола. Сама организация не была единой партией или даже коалицией партий, а скорее разрозненным фронтом разноликих объединений. Она скреплялась харизмой отдельных лидеров, но этого не всегда было достаточно. Отдельное место в партии занимали коммунисты из КПБ во главе с Такин Тан Туном. Из-за ставки руководство АЛНС на мирные средства борьбы в начале 1946 КПБ раскололась и меньшая часть, выступающая против сотрудничества с АЛНС покинула партию.Эта «Бирманская коммунистическая партия Красного флага», во главе с Такин Со начала вести агрессивную партизанскую деятельность, совершая вооруженные террористические нападения на деревни и полицейские посты. Численность этой группы не была слишком велика и масштаб нападений не был значителен, однако и оставшаяся часть КПБ начала дрейфовать в сторону от АЛНС.

Стоит признать, что росту недовольства среди коммунистов поспособствовал этому и сам Аун Сан, который стремился обуздать КПБ и поставить её под свой контроль. Было принято решение что входить в АЛНС можно лишь индивидуально или в виду коллектива, но не в формате партий (решение против КПБ), также общественным движениям было запрещено выступать от лица АЛНС (тоже против КПБ). Летом 1946 КПБ также запретили вести деятельность в сельских отделениях лиги. В ответ на это генеральный секретарь АЛНС из КПБ Такин Тан Тун ушел в отставку, однако партия еще осталась в рядах АЛНС.

Лидер Бирманских коммунистов-Такин Тан Тун. Он также еще не раз нам встретится
Лидер Бирманских коммунистов-Такин Тан Тун. Он также еще не раз нам встретится

Однако компромиссное соглашение с колониальными властями в 1946 еще сильнее обострило линию раскола внутри партии. Компартия выступила с критикой излишней уступчивости АЛНС. Недовольство коммунистов лишь усугубилось ввиду того, что Аун Сан пытался попытался урегулировать социально-экономические противоречия между рабочими и капиталом, и фактически остановил всеобщую забастовку. Однако новую забастовку объявил всебирманский конгресс профсоюзов, подконтрольный КПБ. Руководство АЛНС отреагировала на фронду со стороны коммунистов резко негативно, исключив КПБ из своих рядов в октябре 1946. КПБ также решили вывести своего представителя из исполнительного совета. Однако хотя раскол и несколько ослабил АЛНС, она все равно сохранила лидирующие позиции.

Даже несмотря на раскол среди сторонников независимости английская колониальная администрация уже не могла удержать Бирму в узде. Входящие в исполнительный совет члены АЛНС настойчиво требовали созыва учредительного собрания и обозначения четких сроков предоставления независимости Бирме, не позднее 31 января 1947. Великобритания поняла, что раз удержаться в Бирме не выйдет, надо по крайней мере организовать себе почетный выход из страны. К тому же, в это же время к независимости семимильными шагами неслась Индия и вопрос Бирмы уже был не так критичен. В декабре 1946 Английский Премьер Клемент Эттли пообещал предоставить Бирме независимость, но конкретных сроков не назвал, лишь пригласив лидеров АЛНС к переговорам в Лондоне. Лидеры АЛНС раскритиковали неопределенность в сроках, но на переговоры согласились. Переговоры в январе 1947 проходили на фоне новой волны забастовок в Бирме, которые почти парализовали жизнь в столице страны. Итогом соглашение от 27 января стало обещание Англии предоставить независимость, пусть и без четких сроков. Зато Бирма получила возможность провести в апреле выборы в учредительное собрание, а исполнительный совет получил статус переходного правительства. Однако в вопросе о пограничных районов (населенных меньшинствами), Англия решила использовать принцип разделяй и властвуй. Возможность вхождения этих районов в состав Бирмы должен был произойти только с их “согласия”, что позволяло Англии играть на национальных противоречиях. Однако в целом соглашение открывало дорогу к независимости Бирмы.

Хотя соглашение было выгодным компромиссом для Бирмы, население скорее ожидало однозначного решения вопроса о независимости поэтому на АЛНС обрушилась критика как слева (со стороны КПБ), так и справа (со стороны таких политиков как У Со). Однако в целом вопрос лидерства среди ключевых движений решился бы на выборах в апреле. В период подготовки к выборам, Англия также попыталась сыграть на национальных противоречиях, пытаясь опереться на элиты из национальных меньшинств в пограничных районах. Однако опрос специально созданной комиссии показал, что АЛНС удалось заручиться доверием представителей большинства этнических меньшинств. Впрочем, были и течения направленные против АЛНС, в первую очередь Каренский Национальный Союз. Англия оказывала КНС моральную и материальную поддержку, помогая движению создать свои собственные вооруженные силы. Впрочем АЛНС все же удалось завоевать определенные симпатии среди каренской молодежи.

Во время выборов 1947 года борьба шла за 210 мест. Правые партии Бирмы выборы бойкотировали, так же как радикальная компартия красного флага и Каренский Национальный Союз. Коммунисты решили выставить лишь 25 кандидатов (из которых прошло 7), отдельно были зафиксированы места для каренских депутатов (большую часть из которых получили союзники АЛНС из Каренской Лиги молодежи). В целом же АЛНС получила 194 места и даже учитывая, что к 210 местам было добавлено 45 представителей пограничных районов, её доминация в учредительном собрании была очевидна.

Учредительное собрание открылось в июне 1947 года и фактически превратилось в конференцию АЛНС. Работа шла до конца 1947 года. Во время работы собрания было принято решение о том, что Бирма будет республикой и в британское содружество входить не станет. Была утверждена конституция страны. В процессе собрания АЛНС отправляла делегации в Лондон, стремясь получить признание своих решений от Великобритании (Англия тогда еще пыталась удержать Бирму хотя бы в рамках содружества). В разгар переговоров середине июля 1947 года в Бирме произошла драматическая трагедия.

19 июля 1947 года группа вооруженных автоматами людей ворвалась на очередное заседание исполнительного совета Бирмы, перебив находящихся там членов. Были зверски убиты ведущие члены совета и к тому же лидеры ключевых политических движений, в том числе лидер АЛНС Аун Сан. По горячим следам, полиция установила, что убийство было организовано У Со и подвергло его аресту вместе с его наемниками. Следствие и суд провели основательное расследование в процессе которого было арестовано несколько сотен человек, в том числе несколько английских военных. В сентябре 1947 У Со был обвинен в убийстве, а в 1948 году казнен.

Фотография с казни У Со
Фотография с казни У Со

Дело тем не менее до сих пор остается крайне запутанным. У Со долго рвался к власти при этом получая моральную поддержку и со стороны Великобритании. Однако могущество АЛНС оставило У Со на обочине Бирманской политики и тогда он пошел на крайние меры. Известно, что У Со считал, что на фоне хаоса после убийства Аун Сана и других деятелей, его вину никто не докажет, а он сам сможет возглавить администрацию в Бирме. Однако некоторые моменты требуют прояснения. Во первых, убийцы были вооружены английским оружием, которое У Со судя по всему получил от английских военных офицеров. Однако непонятно, действовали ли офицеры по своей инициативе (с коррупционной мотивацией) или же за их действиями стояли чьи то намерения сорвать процесс мирного становления независимой Бирмы?

Непонятна и степень вовлеченность английских офицеров в заговор У Со. Были ли это лишь два офицера не самого высокого ранга (Капитан Вивиан и Майор Янг), которых отдали под суд или же в реальности вовлечено в заговор было куда больше людей? При этом есть и сведения о том, что информация о заговоре у ряда местных английских военных была, но то ли по халатности, то ли по иной причине они не стали докладывать об этом наверх. Существует и версия, что к убийству в определенной степени были причастны консервативные круги из Британской элиты, которые выступали против курса на предоставления независимости Бирме.

На момент убийства Аун Сану было лишь 32 года. Это был яркий и харизматичный политик, который обуздал и сплотил движение за независимость Бирмы, придал ему осмысленные и мирные формы. Умением достигать компромиссов, он смог сгладить противоречия как внутри партии, так и с Великобританией. Даже смерть Аун Сана сыграла на руку Бирме, на время сдержав конфликт между КПБ и АЛНС (проходили даже переговоры о восстановлении фронта) и активизировав забастовочное движение. Положение же Англии в Бирме стало еще хуже, особенно на фоне опасений возможных погромов или даже восстания.

В целом же процесс мирного транзита власти был продолжен. Посты Аун Сана во главе АЛНС и во главе исполнительного совета получил его сторонник и видный деятель АЛНС Такин Ну (или У Ну), который к тому моменту уже был председателем учредительного собрания. Англия вскоре наконец то согласилась на превращение исполнительного совета в национальное правительство Бирмы и 2 августа в Бирме был сформирован временный кабинет министров, а Такин Ну стал Премьер-Министром. В сентябре была принята конституция Бирмы, превратившая страну в демократическую республику.

Такин Ну (или У Ну) преемник Аун Сана
Такин Ну (или У Ну) преемник Аун Сана

В октябре был заключен договор с Великобританией, который окончательно урегулировал вопрос независимости. В обмен на полную независимость Бирме пришлось согласиться на размещение временной военной миссии Англии (в 1950-е, миссию свернут), выплату пенсий Британским служащим в Бирме, к тому же на страну возлагалась оплата долгов колониального правительства Бирмы. КПБ раскритиковало соглашение как уступку империалистам, что вновь обострило раскол с АЛНС. В Англии же закон о предоставлении независимости Бирме вызвал ярость консерваторов в парламенте, но был принят. 4 января 1948 года Бирма официально обрела независимость. Усилиями Аун Сана и других политических деятелей, независимость была получена Бирмой мирным способом, без кровопролитного и разрушительного противостояния. Однако молодую страну ждало много проблем. Ей предстояло провести экономическую и социальную модернизацию, преодолеть национальный и политический раскол и уберечь свою зарождающуюся демократию. Будущее Бирмы было туманным, а мы завтра продолжим...

Автор: Артём Дудко