Найти в Дзене
Пойдем, посмотрим!

"Невидимы и свободны". Выставка. Музей. Истра.

Здравствуйте, друзья и гости моей странички! Сегодня поделюсь своими впечатлениями от выставки картин художников 1920-1930-х годов "Невидимы и свободны" в Ново-Иерусалимском Музейно-выставочном комплексе в г. Истра. (Ох, какое длинное название! Коротко- Музей. Так даже остановка называется.)

Логическое продолжение выставки "Мастер Репин. Эпизоды" по временному промежутку и по внутренним страстям художников. Три зала. Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х годов. Три группы устроителей выставки- кураторы Avant-Garde LAB (концепция), студенты ВШЭ (дизайн), школьники (путеводитель).

Моно выставка. Картины только из Музея. Некоторые я уже видела. Как знакомых повстречала. Вот они.

Начало ХХ века- время художественных экспериментов во всем мире. Разные школы, стили, стремление выйти за рамки, опередить время. В нашей стране многие художники старались и добиться признания коллег, и вписаться в соцреализм и параллельно писать что-то для себя или для избранных: классические пейзажи, картины на религиозные темы, портреты близких и друзей. Такие разные выставленные работы создают образ эпохи и передают личные ощущения людей, которые в эту эпоху жили и творили.

Меня эта выставка удивила. Теоретически все понятно. Натюрморты с цветочками в советское время были не в теме: могло последовать клеймо "мелкобуржуазности", несовременности, закрыть дорогу в искусстве. Как быть? Делать прекрасной повседневность и трудовую деятельность. Натюрморт из умывальных принадлежностей или с экзотичными бананами, со спортивными снарядами или электророзетками. Из официального искусства картины быта исключались (не масштабно, не воспевание трудовых подвигов). Но это жизнь обычных людей- кадки с пальмами, занавески, цветочки на подоконниках, выкапывание картошки и т.д. Все, что угодно, только не плакаты с лозунгами.

Покажу то, что показалось интересным лично мне.

Натюрморты.

Борис Земенков. Натюрморт с умывальными принадлежностями. 1920-30-е гг. И Натюрморт с бананами. 1939.
Борис Земенков. Натюрморт с умывальными принадлежностями. 1920-30-е гг. И Натюрморт с бананами. 1939.

В 1920-е годы существовали все художественные течения и сразу. В названиях разбираются профессионалы, но можно немного догадаться по названиям стилей: сезаннизм, неопримитивизм, конструктивизм, синтез русского модерна и европейского авангарда. На выставке представлены художники-выпускники ВХУТЕМАСа, Строгановского училища, Академии художеств. Т.е. преемники Малевича, Родченко, Фалька, Фаворского, Коровина, Серова.

Портреты.

В первом зале представлены классические портреты людей в их привычной обстановке.

А вот во втором зале люди уже как группы. Вместе работают. Вместе отдыхают. Например, актуальная до сих пор копка картошки каждый год.

Нина Симонович-Ефимова. Уборка картофеля.1910-20-е. Фото автора.
Нина Симонович-Ефимова. Уборка картофеля.1910-20-е. Фото автора.
Владимир Милашевский. Купальщики. Из серии "Кусково".1933. Фото автора.
Владимир Милашевский. Купальщики. Из серии "Кусково".1933. Фото автора.

Символ времени- совместное купание голышом (и где! в Кусково!). В плане раскованности советские люди поначалу были впереди планеты всей. Неожиданное цирковое представление на канате моряков (надеюсь, что это все-таки были артисты цирка, иначе как-то очень экстремально для самодеятельности).

Борис Земенков. Выступление моряков. 1930-е. Фото автора.
Борис Земенков. Выступление моряков. 1930-е. Фото автора.

Жутковатое изображение людей как безликой толпы. Перед расстрелом? Репрессии, тюрьмы?

Москва. Неузнаваемая. Выделяю в отдельный блок.

Татьяна Александрова. Переделкино. 1935-36. Фото автора.
Татьяна Александрова. Переделкино. 1935-36. Фото автора.
Николай Лаков. Вечерняя улица. Москва. 1927. Фото автора.
Николай Лаков. Вечерняя улица. Москва. 1927. Фото автора.
Антонина Софронова. Улица Москвы в районе Кропоткинских ворот. 1933. Фото автора.
Антонина Софронова. Улица Москвы в районе Кропоткинских ворот. 1933. Фото автора.
Евгений Окс. Трубниковский переулок. 1933. Фото автора.
Евгений Окс. Трубниковский переулок. 1933. Фото автора.

Пейзажи.

Ефросинья Ермилова-Платово. Алупка. 1937. Фото автора.
Ефросинья Ермилова-Платово. Алупка. 1937. Фото автора.

Духовные искания.

Александр Волков. Демон. 1913-1914. Фото автора.
Александр Волков. Демон. 1913-1914. Фото автора.
Сергей Романович. Поругание. 1960-е. Фото автора.
Сергей Романович. Поругание. 1960-е. Фото автора.
Ростислав Барто. Всадник. 1933. Фото автора.
Ростислав Барто. Всадник. 1933. Фото автора.

Общественная жизнь и производственные достижения советского времени.

Марина Ломакина. Смотрят на демонстрацию с горы Волокуша. Загорск. 1954. Фото автора.
Марина Ломакина. Смотрят на демонстрацию с горы Волокуша. Загорск. 1954. Фото автора.
Николай Витинг. На заводе "Серп и молот". 1927. Фото автора.
Николай Витинг. На заводе "Серп и молот". 1927. Фото автора.

Национальные особенности и общность жизни страны.

Восток- дело тонкое. Под национальные особенности изобразительного искусства выделен третий зал. И именно в нем оказалось меньше всего "советскости", больше мотивов восточных сказок и не только. Отклики рисунков французского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, пустынных пейзажей Сальвадора Дали, историй хаджи Насреддина, римских барельефов. А какие нереально огромные деревья-чинары!

Ростислав Барто. Грузчик. 1929. Фото автора.
Ростислав Барто. Грузчик. 1929. Фото автора.
Ростислав Барто. Знойный день. 1933. Фото автора.
Ростислав Барто. Знойный день. 1933. Фото автора.
Ольга Соколова. Карусель под Самаркандом. 1935. Фото автора.
Ольга Соколова. Карусель под Самаркандом. 1935. Фото автора.
Ольга Соколова. Чайхана под чинарами. 1938. Фото автора.
Ольга Соколова. Чайхана под чинарами. 1938. Фото автора.
Николай Лаков. Стрижка овец в колхозе села Чох в Дагестане. 1930. Фото автора.
Николай Лаков. Стрижка овец в колхозе села Чох в Дагестане. 1930. Фото автора.
Александр Волков. Триптих "Праздник. 1926. Фото автора.
Александр Волков. Триптих "Праздник. 1926. Фото автора.

Конечно, на выставке картин представлено значительно больше. И есть возможность записаться на экскурсию (но только онлайн), где все профессионально расскажут. И можно скачать аудиогид. И много поясняющих информационных щитов. Но я же не лекцию записываю, а свои впечатления фиксирую и делюсь ими.

Выставка еще продлится достаточно долго, чтобы попробовать ее посетить и составить собственное мнение. И ответить на вопрос, почему выставка названа "невидимы и свободны"?

Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям странички не пропустить новые публикации.