Если сегодня конструкторы-самоучки автомобилей – обычное дело, то в 80-е годы никто о таком хобби даже и не слышал.
Но Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов вовсе не думали, ни о том, чтобы прославиться, ни о том, чтобы заработать какие-то деньги. Это были просто увлеченные люди, находившие выход в своем изобретательстве в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Сами посудите – при советских зарплатах находить деньги на детали было неимоверно трудно. А уж достать их – почти нереально. И это при том что вся нужная литература поступала в СССР только на чешском языке.
Сложности
Выучить этот язык в Союзе было негде, а гаражи советских людей в то время просторностью не отличались. А ведь именно в таком и делалась конструкторами эта ручная работа. Всего на сборку суперкара «Лаура» ушло три года, но подготовка к работе заняла гораздо больше времени. Двигатель был взят у ВАЗ-2105, коробку передач приспособили, сняв ее с Запорожца.
В те времена достать в нашей стране какие-то детали было вообще нереально. В каждом большом городе магазин запчастей был, но обычно он стоял пустой. Зато рядом с ним обязательно отирались спекулянты, а у них цены вообще отличались от государственных в несколько раз.
Раиса Горбачева – «крестная мать» «Лауры»
А узнали о «Лауре» только тогда, когда по телевидению как-то показали передачу, где рассказывалось о таких непрофессиональных конструкторах, как Парфенов и Хаинов.
На их счастье эту передачу увидела Раиса Горбачева. Не секрет, что эта дамочка помогала мужу управлять страной, и именно она рассказала об увиденном Горбачеву. Благодаря Раисе Максимовне правительству пришлось обратить внимание на советских Кулибиных.
Выглядела «Лаура» очень странно для того времени, но необычные формы суперкара вызывали восхищение у всех, кто его видел. Когда решено было осуществить пробег любительских машин из Москвы через Лондон в Софию, в обязательном порядке «Лаура» приняла в нем участие.
Заинтересовались даже итальянцы
Тогда в Пловдиве проводился конкурс молодых изобретателей-самоучек, и советский суперкар и вовсе заработал первый приз. Итальянцы в то время считались мировыми законодателями мод в автомобилестроении, и создателям «Лауры» очень польстило, когда на их изобретение приехал посмотреть Нуччо Бероне.
Он был дизайнером автомобилей и его интерес к машине дорого стоил. Но не только дизайн авто выглядел новаторским. Стекло подъемники, работавшие от электричества, и передний привод тоже были интересной находкой конструкторов. При весе в 1 тысячу килограмм супекару ничего не стоил развить скорость в160 километров в час.
Лаборатория
Подтверждений, конечно, нет, но изобретатели «Лауры» утверждали, что за все 84 тысячи пробега, машине ни разу не понадобился серьезный ремонт. После такого успеха ни у кого не вызвало удивления то, что конструкторов трудоустроили официально.
В НАМИ для них создали специальную лабораторию, и планы на работу ленинградских авто конструкторов у партии были грандиозные. В ЦК уже представляли, как СССР займет достойное место в мире по производству необычных машин. По крайней мере, минивэн «Охта» на семь мест в лаборатории создать успели. Но время приближалось к распаду СССР, и многого не удалось успеть.
Лабораторию, в которой работали Парфенов и Хаинов закрыли в 1991-м году, но эти сподвижники не успокоились и тогда. Внедорожники, бронетранспортеры были востребованы.
Если у вас есть какие-то уточнения по статье, ждем с вами встречи в комментариях.