Найти тему
Слова и музыка Матецкого

RAY DORSET: «ПИРАТЫ – ЭТО ПРОСТО ВОРЫ»

Хит “In the Summertime" - один из самых продаваемых синглов в истории, но это также и одна из самых пиратируемых песен всех времен. По крайней мере, так считает автор песни, он же фронтмен группы Mungo Jerry Рэй Дорсет (Ray Dorset). Именно он рассказал на днях, что собирается «использовать новые технологии для защиты своих песен в эпоху цифровизации».

Действительно, Mungo Jerry прославились на весь мир в 1970 году благодаря запоминающейся и беззаботно звучащей песне – одной из самых известных летних поп-композиций.

Приятная смесь скиффла, карибских ритмов и запоминающейся мелодии была исполнена буквально на всём, что попалось под руку на студии - от гитары и фортепьяно до банджо и стеклянной бутылки. В результате песня возглавила британский хит-парад.

Но, по мнению Дорсета, из-за нелицензионного использования, начиная с нелегальных записей и заканчивая потоковыми плейлистами, им было было потеряно около 23 миллионов фунтов в виде авторских отчислений. «Да, я определенно потерял много денег», - рассказал он в недавнем интервью британской The Guardian. – «Пираты должны быть изгнаны из бизнеса. Они обязаны возместить всё, что они украли».

Ray Dorset
Ray Dorset

Дорсет надеется, что сможет защитить свои будущие авторские, наняв в помощники антипиратскую фирму TCAT. Музыкант говорит, что он был впечатлен «уникальным программным обеспечением, которое как бы снимает отпечатки пальцев со звучащих песен». Музыкант считает, что это позволит защитить музыку от незаконного использования, отслеживая её по всему миру и выявляя потенциальные нарушения.

Вот слова Дорсета: «Программа позволяет мгновенно выяснить, откуда была взята конкретная песня. Вы также можете проследить, кто является агрегатором – субъектом, который её использовал. Кроме этого, владелец прав будет иметь возможность привлечь к расследованию команду юристов. Программное обеспечение TCAT определенно поможет вам в этом. И хотя пиратство - это прямое воровство, но это не то, с чем полиция хочет иметь дело».

Дорсет также рассказал о других музыкантах и авторах, чьи записи незаконно использовались в интернете, в том числе на платформах соцсетей, отметив, что раньше было практически невозможно отследить злоупотребления, не говоря уже о получении авторских отчислений. «Не имеет значения, будет это 5 фунтов стерлингов или 500 фунтов. А может и 5 миллионов – в любом случае, это деньги, на которые вы имеете право, и вы должны их получить», - говорит 78–летний автор и исполнитель “In The Summertime”.

Кстати говоря, Рэй Дорсет не является композитором, чья песня стала “one hit wonder” ("чудом одного хита"). Он, на минуточку, автор трёх британских “number one” хитов: "Baby Jump" в 1971 году, "Feels Like I'm in Love" в исполнении Келли Мари (Kelly Marie) в 1980 году и "In the Summertime". Также у него было несколько хитов, просверкавших в топе международных чартов. Интересный биографический момент: Дорсет работал техником и дизайнером в часовой компании Timex, когда к нему пришел успех в музыкальном бизнесе. Успех этот в одночасье превратил его из полупрофессионального музыканта в международную звезду. Общий тираж пластинок с песнями Рэя Дорсета превышает 30 миллионов экземпляров.

Mungo Jerry
Mungo Jerry

Но вернёмся к вопросам пиратства. Вот что сказал Робин Абейсинх (Robin Abeyesinhe), управляющий директор TCAT: «Действительно, существует много случаев, когда музыка загружается без разрешения исполнителей.Треки транслируются миллионы раз, при этом гонорары поступают на банковские счета пиратов. В настоящее время лейблы мало что могут с этим поделать, и они не хотят об этом говорить – согласитесь, не очень-то ловко признаваться своим артистам, что ты не можешь уследить за их песнями».

Абейсинх добавил: «TCAT Protect позволяет исполнителям в режиме 24/7 видеть, где их музыка потенциально может быть похищена пиратами – причём, по всему миру. Это стало возможным впервые, что дает исполнителям и правообладателям информацию, которая никогда ранее не была доступна».

ТСАТ использует «усовершенствованное программное обеспечение для снятия “отпечатков пальцев” с аудио» для сопоставления песен на платформах потоковой передачи музыки, таких как Spotify, Apple Music, Amazon Music, Deezer и Napster. Программа пригодна и для тех случаев, когда необходимо отслеживать миллионы песен и миллиарды фрагментов цифровых данных. Руководство компании уверяет, что программное обеспечение «может отслеживать музыку по всему миру в режиме реального времени и выявлять потенциальные кражи с помощью искусственного интеллекта».

Британская фонографическая индустрия (BPI) поддерживает слова, сказанные Дорсетом. Ники Хейвуд (Niki Haywood), руководитель отдела защиты контента, сказала: «Преступления против интеллектуальной собственности - огромная черная дыра для Великобритании, которая поглощает около 13 миллиардов фунтов стерлингов из легальной экономики. Эта сфера преступной деятельности вторая после наркотиков по своим прибылям. Чего люди не всегдапонимают, так это то, что преступления в области интеллектуальной собственности часто идут рука об руку с другими формами преступности, поэтому последствия могут быть гораздо более разрушительными. Только за последний год наша собственная работа по борьбе с контрафактной музыкой параллельно выявила нарушения прав детей, незаконную торговлю огнестрельным оружием, отмывание денег и распространение наркотиков. С 2020 года сумма изъятий в результате расследований, проводимых под руководством BPI, составила 36 миллионов фунтов стерлингов, что подчеркивает размер средств, которые правообладатели теряют из-за пиратства».

Группа Mungo Jerry, кстати говоря, названная в честь персонажа «Книги опрактичных кошках старого поссума» (“Old Possum’s Book of Practical Cats”) Ти Эс Элиота (T.S. Eliot), не так давно выпустила новую версию "In the Summertime".

Описав её как «ещё более крутой вариант, чем оригинал, включая соло саксофона», Рэй Дорсет исключил идею переделки текста. «Люди, которые считают некоторые строчки политнекорректными, неправильно их понимают», - пояснил музыкант. – «Слова “have a drink, have a drive” (“выпей, прокатись на машине”) не обязательно означают алкоголь и езду пьяным за рулём. Песня – просто праздник жизни, и я хочу, чтобы она приносила радость людям».

А я помню, как в советские годы меломаны радовались слову «наливай», которое явно звучало в песне. Один малый тогда уверял меня, что речь идёт о новых джинсах – “new Levi” («нью Ливай»), - но позже выяснилось, что там звучат слова “in a lay-by” («ин э лей-бай») («на стоянке»).

Кстати говоря, если бы речь шла о джинсах, то это должно было бы звучать как “new Levi’s” («нью Ливайс»).

Но это уже совсем другая история…