Найти тему
НОТГЕЛЬД

Крейсер "Гинденбург" и его деньги

19 ноября 1918 года при ярком солнечном свете около 13:30 в Вильгельмсхафене 14 крупных боевых кораблей бывшего Имперского океанского флота, а также семь крейсеров и 50 торпедных катеров – обычное название эсминцев в то время в Германии – снялись с якоря и взяли курс в Северное море. Их предполагаемая цель: нейтральные порты, где они должны были быть интернированы.

Маттиас Эрцбергер, как переговорщик с новым имперским правительством, должен был принять условия перемирия 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу. Параграф 23 предусматривал, что все немецкие подводные лодки, шесть линейных крейсеров, десять линейных кораблей, восемь крейсеров и 50 эсминцев должны быть сданы, каждый самой современной конструкции. Какие корабли пострадали от этого, установили военно-морские эксперты держав-победительниц. Вероятно, они были хорошо информированы, поскольку фактически назвали самые боеспособные и новейшие немецкие линейные крейсеры: Дерфлингер, Гинденбург, и их предшественники фон дер Танн, Мольтке, Зейдлиц. Шестой заявленный линейный крейсер, Макензен, ещё не был достроен и введён в строй. Вместо него вошёл в строй линейный корабль "Баден". Он последовал за остальной частью флота 7 января 1919 года.

Немецкие линейные крейсеры повергли Королевский флот в панику в единственном крупном морском сражении Первой мировой войны — сражении в проливе Скагеррак 31 мая и 1 июня 1916 года. Прежде всего, быстроходные и мощные корабли значительно превосходили своих прямых британских конкурентов. Только один немецкий линейный крейсер, Лютцов был настолько сильно повреждён, что его пришлось оставить. С другой стороны, три британских крупных корабля, королева Мэри, Индефатигабл и Инвикцибл, были взорваны во время боя.

Спуск на воду "Гинденбурга" в 1915 году.
Спуск на воду "Гинденбурга" в 1915 году.

Закладка киля "Гинденбурга" состоялась 1 октября 1912 года на Императорской верфи Вильгельмсхафена. Начало Первой мировой войны задержало завершение строительства, поскольку корабли Резервного флота изначально нуждались в модернизации на верфи. После спуска на воду 1 августа 1915 года прошло ещё почти два года, прежде чем он был введён в строй 10 мая 1917 года. Крейсер "Гинденбург" был последним построенным крупным боевым кораблем Императорского флота. Стоимость строительства судна длиной 212,8 м и шириной 29 м составила 59 миллионов марок. С точки зрения бюджетного права она считалась заменой большого крейсера "Герта". Обладая мощностью 72 000 лошадиных сил на валу, "Гинденбург" обладал самыми мощными двигательными характеристиками среди всех кораблей Императорского флота. С 14 паровыми котлами военно-морского типа и 2 турбинными установками корабль, как и "Зейдлиц", развивал максимальную скорость около 29 узлов. Корабль был вооружён 8 30,5—см скорострельными пушками, 12 15,0—см скорострельными пушками и 4 8,8—см зенитными орудиями, а также 4 торпедными аппаратами. Толщина брони местами достигала 300 мм. Корабль имел максимальное водоизмещение 31 500 т. Экипаж состоял из 1182 человек.

После завершения пробных и учебных рейсов Вильгельмсхафен стал портом приписки. Здесь он сменил "Зейдлица" в качестве флагмана командующего разведывательными кораблями и лидера I разведывательной группы вице-адмирала Риттера фон Хиппера.

I разведывательная группа в то время состояла из крейсеров: Гинденбурга, Дерфлингера, Зейдлица, Мольтке и фон дер Танна. Когда 17 ноября 1917 года сильные британские военно-морские силы (пять крупных кораблей и большее количество малых крейсеров и эсминцев) попытались прорваться в Немецкую бухту, начались боевые действия с немецкими кораблями-форпостами. Когда на театре военных действий появились "Гинденбург" и "Мольтке", британцы стремились к выходу.

Всего год спустя "Гинденбург", теперь только военный корабль "Гинденбург", вместе с большинством немецких кораблей океанского флота находился на пути к "интернированию". Траурным кортежем, растянувшимся более чем на 50 километров, командовал контр-адмирал Людвиг фон Рейтер. В качестве капитана "Дерфлингера" и начальника эскадры он участвовал в битве при Скагерраке. В 1918 году он стал командующим оперативными силами океанского флота, в первую очередь линейными крейсерами. В этом качестве он взял на себя печальную задачу по переброске немецких кораблей.

Поскольку в нейтральных портах якобы не было достаточно большого количества причалов для интернирования, немецкий флот должен был направиться в Ферт—оф—Форт в Восточной Шотландии по указанию Королевского флота. Здесь немецкие корабли столкнулись с британскими крейсерами и линкорами и взяли их в центр. Наконец, поступил приказ продолжать движение на север, в залив Скапа—Флоу между Оркнейскими островами, главную базу Королевского флота. Здесь главнокомандующий британским Великим флотом адмирал Дэвид Битти в ультимативной форме потребовал снять военный флаг военно-морского флота. Ещё одно сознательное унижение.

Крейсер "Гинденбург" и на заднем плане "Дерфлингер" с другими кораблями германского океанского флота в Скапа-Флоу.
Крейсер "Гинденбург" и на заднем плане "Дерфлингер" с другими кораблями германского океанского флота в Скапа-Флоу.

В течение следующих семи месяцев ничего не происходило. Немецкие корабли стояли на якоре с экипажами корпуса на просторах Скапа-Флоу, и котлы регулярно запускались, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. 21 июня 1919 года, в день подписания Версальского договора, адмирал Людвиг фон Рейтер отдал приказ о самоуничтожении кораблей, который готовился месяцами. Сначала колебался "Фридрих Великий". Около двенадцати часов по местному времени бывший флагман германского океанского флота, которому всего чуть больше шести лет, при одновременном погружении всё больше и больше отклонялся в сторону.

Контр-адмирал Людвиг фон Рейтер (1869-1943) выполнял "ужасную задачу".
Контр-адмирал Людвиг фон Рейтер (1869-1943) выполнял "ужасную задачу".

За следующие четыре три четверти часа были потоплены пять современных линейных крейсеров, девять других крупных линейных кораблей, ни один из которых не был введён в строй до 1912 года, пять малых крейсеров и 32 больших торпедных катера. Последним кораблем, затонувшим в 17 часов, был "Гинденбург", последний немецкий крупный боевой корабль, построенный во время Первой мировой войны и никогда не участвовавший в морских боях.

Надстройка "Гинденбурга" после самоподрыва в Скапа-Флоу. Бросается в глаза выступающая трёхногая мачта между капитанским мостиком, находящимся под водой, и первой дымовой трубой, а также сравнительно тонкая трубчатая мачта на второй дымовой трубе.
Надстройка "Гинденбурга" после самоподрыва в Скапа-Флоу. Бросается в глаза выступающая трёхногая мачта между капитанским мостиком, находящимся под водой, и первой дымовой трубой, а также сравнительно тонкая трубчатая мачта на второй дымовой трубе.

С 1925 года британцами было предпринято несколько попыток спасения, но только в 1930 году обломки "Гинденбурга" были подняты, отбуксированы в Росайт и разобраны в 1931/32 году.

От Гинденбурга известны следующие номиналы купюр: 50 пфеннигов, 1, 5, 20 и 50 марок. Все банкноты, за исключением номинала – имеют одинаковую текстовую печать с дробным шрифтом:

Ваучер военного корабля "Гинденбург". | При сдаче этого ваучера администрация кассы "Гинденбурга" выплачивает указанную выше сумму. Эта купюра действительна только на борту "Гинденбурга" и подлежит обмену в кассовом аппарате по распоряжению владельца. | 25 февраля 1919. — Администрация кассы | факсимильная подпись / Морской штабс—казначей

На всех купюрах была нанесена чёрная печать с изображением коронованного орла, стоящего на якоре в центре – известная также по "копеечным монетам" из Киаучоу. Сверху "Имперский флот", снизу "Управление казначейства Гинденбурга". Штамп имеет диаметр 37 мм. Всё это окружено декоративной рамой. Отрицательное давление образуют маленькие зелёные квадраты, которые сами заполнены пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. Задняя часть имеет только описанное отрицательное давление. Цветовая гамма зелёного отрицательного отпечатка варьируется от светло-зеленого до оливково-зеленого. Цвет шрифта различен для всех номиналов: текст купюр достоинством в 50 пфеннигов фиолетовый, купюр достоинством в одну марку — чёрно-коричневый, купюр достоинством в 5 марок — тёмно-синий, купюр достоинством в 20 марок — оранжево-красный и купюр достоинством в 50 марок — зелёный. Купюры имеют одинаковый размер примерно 122 мм х 80 мм.

Купюры были напечатаны на более плотной бумаге с водяным знаком "Wellenbündel". Келлер описывает это следующим образом:

Бумажная фабрика Поензген и Хэйер в Летмате создает узор из ярких волнистых линий, 2 из которых проходят параллельно на расстоянии 2 мм друг от друга, но противоположны соседним парам; долина волн одной линии соприкасается с горой волн другой, но не точно с вершинами, а немного смещена вбок. В образованные таким образом свободные пространства вставляются несколько небольших волнистых линий, параллельных одной стороне поля, а затем последовательно в одном и том же направлении в пределах одного и того же ряда; в соседнем ряду, напротив, небольшие волны с другой стороны идут параллельно. Это регулярное чередование придает рисунку живой и пластичный вид. Существует два варианта этого рисунка. В более старой форме поля заполнены 3 внутренними линиями, поэтому они распадаются на 4 тёмные полосы. Поля здесь кажутся длиннее, а узор в целом более красивым, чем у второго вида. … Волнистый узор — это бумага, которая чаще всего используется для изготовления банкнот.
тип водяноготзнака
тип водяноготзнака

Поскольку номиналы не пронумерованы, размер их тиража неизвестен, как и типография-производитель.

Келлер написал в своём каталоге мелких денежных знаков относительно места выпуска: "Выпущено в Либаве, Курляндия". Это, конечно, неправда. В указанную дату выхода "Гинденбург" уже находился в бухте Скапа—Флоу!

Когда "Гинденбург" был поднят в 1930 году, в судовом сейфе также были найдены указанные талоны. В Международном морском музее Гамбурга под инвентарным номером D_25_390, объектный номер 165302, хранится талон на одну марку. В примечании к этому говорится:

Военный корабль "Гинденбург" в своём последнем плавании, после 10-летнего затишья, из Скапа—Флоу в Росайт. В течение этого долгого времени кассовый чек хранился в сейфе корабля и прекрасно сохранился. Господин адмирал фон Карпф, в память 5-летия основания Гамбургского товарищества ордена "Генерал-фельдмаршал фон Гинденбург" (II степени) № 147 от 11 октября 1936 года. — товарищ командир.