Найти тему
Рисую в 50

Один на двоих. Уникальный творческий союз «крокодильцев» Караваевых

Оглавление

Супружеская пара в карикатуре — явление чрезвычайно редкое, если не сказать уникальное. Ведь чтобы образовалось плодотворное соавторство, должны совпасть много факторов, начиная от чувства юмора и художественных способностей и заканчивая уживчивостью характеров. Галина Адольфовна и Валентин Александрович Караваевы своим примером доказали, что являются исключением из правил. Никто из них не собирался становиться карикатуристом, но подающую большие надежды скрипачку и режиссёра-мультипликатора словно свела сама судьба. Их совместное творчество было настолько ярким, вдохновенным и запоминающимся, что они по праву стали признанными мэтрами данного жанра.

Автошарж
Автошарж

Столичная скрипачка

Путь москвички Галины Райхман в карикатуру был весьма оригинальным. Её близкие были уверены, что она посвятит свою жизнь музыке. И для такой убеждённости у них были все основания. С семилетнего возраста одарённая девочка ежедневно по 8 часов в день водила смычком по струнам. Причём играла она на уникальном инструменте, о котором может только мечтать любой профессионал: её скрипка пришла из мастерской старой Кремоны и была изготовлена в XVII веке самим Николо Амати, выдающимся итальянским мастером и учителем великого Антонио Страдивари. На скрипке даже была памятная табличка: «Nicolaus Amatus feeit in Cremona. 1666».

-2

Такая драгоценность досталась Галине от её дедушки-музыканта. Педагоги видели большой потенциал в своей ученице. Многочисленные конкурсы и концерты в Московской консерватории раз за разом подтверждали её одарённость, и специалисты прочили Галине грандиозное будущее и мировое признание.

Но в 1946 году 17-летняя Галя вдруг бросила, как отрезала, свои привычные занятия музыкой, шокировав родных. Оказалось, что её заветной мечтой было не выступать на сцене, а иллюстрировать книги! Она поступила в Московский полиграфический институт, а после выпуска три года проработала художественным редактором в Киргизском книжном издательстве. Вернувшись в столицу, поступила на курсы художников-мультипликаторов, а потом оказалась в студии молодых карикатуристов при редакции сатирического журнала «Крокодил».

-4

Мультипликатор из деревни Огрызки

Дорога Валентина Караваева в мир сатиры и юмора оказалась чуть менее извилистой, чем у его жены. Родился он в деревне со смешным названием Огрызки Нижегородского края (ныне Кировская область). Потом его семья переехала в Кунцево. В Москве он окончил художественную школу. Но подавать документы в одно из профильных столичных училищ не стал, поскольку долго не мог разобраться, какая профессия его привлекает больше.

Вернувшись со срочной службы, Валентин трудился гравёром на фабрике, а после сокращения там штатов занялся кинохроникой. В 1957 году Валентин Караваев поступил на курсы мультипликаторов при студии «Союзмультфильм».

-6

С 1959-го по 1965 год он в качестве художника-мультипликатора успел поработать над тринадцатью фильмами, а ещё в двух выступил сценаристом. Уже будучи 35-летним, Валентин Караваев поступил во ВГИК, который окончил в 1968 году. Получив диплом режиссёра, он уже сам начал снимать мультипликационные картины. Первый же его фильм, «Дед Мороз и лето», получил очень хорошие отзывы и внимание зрителей. Более поздняя его работа про попугая Кешу до сих пор любима миллионами людей.

«Я думаю, что в будущем при помощи языка анимации разные народы смогут без помех общаться между собой, и можно будет легче понять культуру другого народа, — говорил Валентин Караваев. — Образность анимации не требует словесного перевода. В этом она как живопись или музыка. Только всмотрись и вслушайся, и ты поймёшь мир другого человека или народа. А как только поймёшь, уже никогда не поднимешь на него руку. А это самое главное на Земле».

Художник как канарейка в шахте

В карикатуру Галину и Валентина привело острое желание ощутить творческую свободу и достичь полной самореализации. Они публиковали свои работы в «Смене», «Весёлых картинках», «Огоньке», «Крестьянке» и, конечно же, любимом обоими «Крокодиле».

-9

Сюжеты придумывали вместе, но чаще мозговым центром в паре выступал Валентин. Затем супруги рисовали отдельно друг от друга свои версии карикатуры, сверяли получившееся, отмечали удачные моменты, спорили, пока не приходили к согласию, делали финишный вариант. Затем готовая работа ложилась на редакторский стол.

В лучшем сатирическом журнале страны они быстро пришлись ко двору. Там особенно отмечали их серьёзное и ответственное отношение к выбранному делу. Галина и Валентин всегда приносили несколько вариантов заказанного рисунка, чтобы после обсуждения коллеги могли выбрать лучший.

«Важно, что это творческое содружество двух мастеров карикатуры, успешно работающих с 1957 года в журнале «Крокодил» и других периодических изданиях, стало интересным явлением в сатирической графике, — писал о коллегах карикатурист Андрей Крылов. — Оружием сатиры они метко разят бездельников и бюрократов, хапуг и хулиганов, пьяниц и всех тех, кто мешает нам учиться, строить и жить».

Караваевы работали в паре и постоянно дополняли друг друга. Так, например, у Галины был лучше поставлен рисунок, а Валентин был сильнее в композиции. Будучи профессиональным режиссёром, он особое внимание уделял выстраиванию мизансцен.

В качестве карикатуристов они успели сделать несколько тысяч рисунков. Шутили, что первым и самым главным их зрителем и критиком являлся сын Саша. Супруги приняли участие в десятках выставок. Их работы увидели не только в Советском Союзе, но и в Болгарии, Канаде, Франции, ГДР и ФРГ, Италии, на Кубе, Кипре, в Греции, Японии, Бельгии, Югославии, Польше, Венгрии и Чехословакии. Злободневные и понятные всем рисунки неоднократно удостаивались главных призов на родине и за рубежом.

-13
«Темы художников: разобщённость людей в нашем многоликом мире, ответственность каждого за судьбу всех, — так отзывался о творчестве супругов Караваевых знаменитый писатель, сценарист, драматург и автор книг для детей Александр Курляндский. — Когда смотришь на их рисунки, понимаешь: Галина и Валентин не просто милые и добрые люди, они художники с большим чувством гражданской ответственности, умеющие глубоко осмыслить проблемы нашего беспокойного времени и чутко отреагировать на них, рисуя и философски лирично, и сатирически остро… Помню, как однажды Валентин сказал мне, что истинный художник подобен птице канарейке, которую шахтёры брали в шахту, когда еще не было приборов для обнаружения взрывоопасных газов. По поведению канарейки шахтёры судили об опасности. Поёт канарейка — все в порядке. Молчит — тревога. Нередко птица погибала, тем самым спасая жизнь людям».

Одна на двоих жизнь

Супруги всё делали сообща: придумывали, рисовали, создавали гравюры, скульптуры из дерева и керамики, путешествовали. А ещё Галина принимала участие в работе над всеми фильмами мужа, выступая в качестве мультипликатора или помогая разрабатывать образы будущих героев. Также вместе они писали сценарии к популярному сатирическому киножурналу «Фитиль».

-15

В сознании коллег они были настолько неотделимы друг от друга, что даже под выкройками игрушек, которые были созданы Галиной и печатались в «Весёлых картинках», писали: «Авторы Г. и В. Караваевы».

Не только профессиональные, но и личные интересы у Галины и Валентина во-многом пересекались. Их общей любовью были книги Салтыкова-Щедрина. Своим коллегам и друзьям они говорили, что стараются по-своему прочесть сатирические произведения русского писателя и трансформировать образы героев, сделав их приближенными к нашему времени.

Они искали подходящую технику, а часть их офортов была опубликована в одном из номеров «Крокодила». Заветной мечтой супругов было снять кукольный мультфильм по «Истории одного города». Они написали сценарий, разработали типажи, но довести работу до конца им, к сожалению, не удалось.

-18
«Без моей жены и соавтора я бы не сделал ни одного приличного рисунка, да и фильма тоже», — подчёркивал Валентин Караваев.

С 1995 года Валентин Караваев возглавил при Московском детском фонде, где обучал ребятишек искусству мультипликации. На этой студии он снял свой последний фильм — «Лягушка-путешественница», который представлял собой не сказку, а, скорее, притчу о тщетности славы. Текст автора читал актер Алексей Баталов, а Лягушку озвучила замечательная актриса Ирина Муравьёва.