Экранизация самого известного романа Кристи 1959 года шокирует вас буквально с самого начала просмотра, если вы переведёте взгляд на угол экрана и посмотрите на хронометраж. Длится она всего 53 минуты. Нехитрые вычисления помогут нам понять: если вычесть титры и ту часть фильма, когда персонажи прибывают на остров, то на каждого будет отведено минуты по 3-4.
Сохранилась эта версия в очень плохом качестве, так что количество иллюстраций будет невелико. В оригинале она идёт под названием "Десять маленьких индейцев".
Думаю, фильм снимался полностью в студии. Самое начало - это гости на лодке в тумане, причём его клубы так выползают, что совершенно понятно, выпускать их может только какая-то машина для эффектов. Затем гости стучат в дверь. Так что внешний вид дома в кадре не показан.
Итак, по сюжету компания гостей прибывает на остров. Там их встречают прибывшие первыми Филип Ломбард и Вера Клейторн. Девушка представляется секретаршей, которую попросили на время отсутствия хозяев взять на себя их функции.
Гости расходятся по комнатам. К моему удивлению, в фильме длительностью менее часа создатели нашли время для сценок и диалогов, не прописанных в книге. Так, Марстон прозрачно намекает Вере, что не прочь узнать, где её спальня ("Мне не очень интересна моя комната, дорогая, но может быть, вы покажете мне свою?").
Ломбард и генерал обсуждают военное прошлое. Ломбард рассказывает, что бросил армию после "инцидента с Мау-Мау" (восстание Мау-Мау — произошедшее в 1950-е годы восстание народов Кении против английской практики отъёма земли у африканцев, как говорит Википедия). "После этого я бросил службу в армии. Устал от борьбы за удержание этой дряхлой старой империи", - сообщает он. Ничего себе, какой интересный Ломбард!
Мисс Брент тем временем критикует Веру за слишком облегающее платье. На её вежливые возражения она высокомерно отвечает: "Вы – наёмный служащий, а я - гость". Эмили Брент, надо сказать, в "книжном" варианте все же сдерживала подобные порывы.
Энтони Марстон тем временем пытается "поделить" Веру с Ломбардом, упирая на то, что раз уж Филипу повезло приехать вместе с девушкой и таким образом "урвать сладкий кусочек", то ехать обратно Вера должна с ним. Какой то безудержно аморальный тип, и это 50-е!
Тем временем гости снова собираются вместе. Рассмотрев фигурки - здесь это "маленькие индейцы" - они слышат запись зловещего голоса, обвиняющего их в преступлениях.
В чем же отличия этого варианта от книги, кто приехал на остров и в чём виновны прибывшие?
1. Энтони Марстон — автомобилист, сбивший на машине детей Джона и Люси Комбс. Здесь все, как у Кристи.
2. Этель Роджерс — жена Томаса Роджерса, кухарка и горничная. Роджерсы обвиняются в гибели мисс Дженнифер Брэйди, хозяйки, из-за наследства. Также - как в романе.
3. Генерал Джон Маккензи ("авторскую" фамилию МакАртур снова заменили, как и в первом фильме, только не на Мандрейка, а на МакКензи) — во время Первой мировой войны, отправил своего подчинённого (и любовника миссис МакКензи) Артура Ричмонда под дружественный огонь. Вот это уже добавленная деталь - в романе всё же "отправил в разведку", т.е. на задание опасное, но не являющееся стопроцентной подставой.
4. Томас Роджерс — дворецкий и лакей. Он оправдывается, рассказывая, что в роковую для миссис Брейди ночь гроза повредила телефонную линию, поэтому ему пришлось идти за доктором самому и тот не успел вовремя оказать помощь.
5. Эмили Брент — виновна в "самоубийстве Беатрисы Тейлор и последовавшей смерти ее несовершеннолетней дочери". В качестве добавленной к сюжету Кристи детали: отцом ребенка был брат мисс Брент.
6. Лоуренс Уоргрейв — судья в отставке. Как и в книге, он председательствовал на процессе Эдварда Ситона. Присяжные должны были оправдать Ситона (в романе), по версии фильма, они этого не сделали, однако просили о снисхождении. Но Уоргрейв приговорил Ситона к казни.
7. Эдуард Армстронг —оперировал пьяным и привел к гибели Луизы Мэри Клис. Как в романе.
8. Уильям Блор — дал ложные показания против невиновного Джеймса Лэндора, который не пережил этого. Тоже не противоречит Кристи.
9. Филипп Ломбард — служил в полку Королевских африканских стрелков. Дезертировав со службы в кенийской колонии, обрек на гибель 21 туземца.
10. Вера Клейторн — с помощью заранее подготовленного плана обрекла на смерть Питера Огилви Хэмилтона. Привела ребенка на пляж и позволила плавать на глубине. Выгоду получил дядя ребенка, в которого она была влюблена.
Актёры: почти все нам неизвестны, хотя некоторые снимались в фильмах и сериалах, что на слуху, но, видимо, в эпизодических ролях. При этом Нина Фош (Вера Клейторн) снялась почти в полутора сотнях фильмов! У остальных - несколько десятков. Самые редко снимающиеся - "супруги Роджерс", "Энтони Марстон" и "лодочник". Еще, пожалуй, отмечу, что Валери Френч (мисс Брент) здесь непривычно молода для персонажа, актрисе нет и 30! Старой девой её уж никак нельзя назвать. (В оригинале мисс Брент 65 лет).
Если запись на пластинке включается на 10-й минуте фильма, то Марстон пьет отравленный джин на 18-й. Дальше события развиваются весьма быстро. Не успел Марстон свалиться на пол, как уже появляется Роджерс, сообщающий о том, что его жена (её увели сразу после выключения записи на пластинке) мертва. Тут же Вера замечает две разбитые фигурки на камине. Как удалось это провернуть, учитывая, что гости вроде бы никуда не уходили, неясно.
Зато позже сцену действия покидают все: генерал и мисс Брент удаляются в свои комнаты, а остальные разбредаются по дому в поисках мистера Оуэна.
После часа поисков Вера находит ещё одну разбитую фигурку и Роджерса на полу. На её крик сбегаются все, кроме Ломбарда. Гости уверяются в том, что на острове убийца. "Сейчас фигурок должно остаться семь, - говорит Блор, - а их всего пять!"
В общем, детально расправляться с персонажами просто некогда - гости убывают оптовыми партиями. Генерал, как выясняют присутствующие, застрелился, оставив записку с признанием. А Эмили Брент задушена - она выпала из шкафа прямо на Веру Клейторн. (Как видим, точного следования считалке нет - никаких "ужалил шмель" и т.д.)
Затем "застреленный" судья, исчезнувший Армстронг, Блор, на которого падает все же каменный медведь (ну хоть что то по Кристи!). И всё это за один вечер! Наконец Вера и Филип остаются вдвоем и им удается поспать (почему они не боятся друг друга? Видимо, из-за возникшей между ними симпатии). Кстати, они выясняют также, что невиновны. Вера сообщает, что мальчику разрешил плавать Хьюго, его дядя, получивший впоследствии его состояние. Филипп рассказывает, что ему просто повезло выжить одному из всего дозора, но кто-то пустил о нём грязный слух, который он не считал нужным опровергать из-за своего характера.
Утром Вера находит в кармане пальто Филипа оружие. "Мне его подбросили", - утверждает тот, но Вера в истерике стреляет в него.
Выход Уоргрейва. Если в романе он был одержим идеей наказать виновных, то в этом фильме он одержим идеей самому приводить приговор в исполнение. Так что Веру он пытается прикончить, не надеясь на то, что она в потрясении самоликвидируется. К счастью, мисс Клейторн стреляет не очень метко - в решающий момент в комнату вбегает Филип и спасает её.
Финал, как и в прошлом фильме, пытается настроить зрителя на позитив: прибывает лодочник и выжившие герои с улыбками покидают остров, предлагая ему "забрать остальных завтра".
Откровенно проходная экранизация в очень плохом качестве. Смотреть интересно, если только вы увлекаетесь сравнением разных версий.
Но следующая версия будет получше качеством, что касается картинки, и преподнесёт несколько сюрпризов!
Начало:
Продолжение:
Всё по Агате Кристи на канале: