Окончание. Начало здесь⤵️
Развлечения эпохи начала ХХ века
- Золотые сны
Что-то курить, пить или нюхать и забываться в видениях считалось в среде декадентов особым шиком. Насчет вреда от наркотиков знали мало, а пребывание в мире грез ценили необыкновенно высоко.
Опиум, вызывающий эйфорию, был особенно популярен в Англии, его привозили из Китая и курили легально до 1894 года, а потом -- нелегально, на частных квартирах. Кокаин, первоначально придуманный как обезболивающее средство, предпочитали в России, Австрии и Германии. Он стал знаменитым примерно с 1905 года. Его изящно вдыхали с поверхности специального зеркальца. Когда порошок ударял в голову, внешность кокаиниста сказочно изменялась: зрачки расширялись, взор становился бездонным, а кожа бледнела за счет сужения сосудов. Восприятие мира становилось красочным и невероятно ярким, нервы -- чувствительными.
Абсент пили во Франции. Этот крепчайший спиртной напиток, настоянный на полыни, нередко провоцирует изменение сознания -- с видениями и странными мыслями. Поэтому в нем находили особую усладу художники и писатели.
- Демонизм и спиритизм
Декаденты усиленно искали в плохом -- хорошее, в жутком -- прекрасное. Они упивались ритуалами сатанистов и кошмарами «черной мессы» с принесением в жертву девственниц. Художник Врубель, расписывавший православные храмы, одновременно создавал портреты Демона -- страдающего духа зла.
И в моду вошли «демонические» мужчины и женщины.
Демонический мужчина имел широкий бледный лоб с ниспадающей на него прядью темных волос, скрывал в глубинах души драму, превратившую его в чудовище, и искал возвышенную, как ангел, спасительницу, чтобы изливать ей свое разочарование во всем и вся.
Демоническая женщина вела себя непредсказуемо: то разражалась саркастическим хохотом, то утопала в печали и была «сплошной загадкой», сильно напудренной и странно одетой -- с пряжкой от пояса на голове или серьгой, прицепленной вместо броши к платью.
Спиритизм стал модным развлечением на салонных вечеринках. Ему отдал должное даже Конан Дойль -- автор бессмертных романов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
- «Афинские вечера»
Они проходили в салонах Санкт-Петербурга в самом начале ХХ века. Дамы наряжались в подобие античных пеплумов и туник, гости возлежали на диванах и на коврах среди подушек. Они читали стихи и говорили о возвышенном. До оргий дело не доходило, но флирта и эротизма хватало.
Хозяйкой одного из самых популярных салонов была генеральская дочка, актриса и поэтесса Паллада Олимповна (имя и отчество подлинные, не псевдоним!) Богданова-Бельская, известная своими любовными похождениями⤵️
Из-за любви к ней покончили с собой два ее поклонника -- те, которые ей нравились меньше всех остальных. Она дружила с поэтессой Ахматовой, вечно путалась в своих мужьях и возлюбленных и часто спрашивала у подруги: «Ты не помнишь, с кем я тогда жила?»
- Танго
Танец пришел в Европу из аргентинских борделей. Он отличался мрачной чувственностью и экзальтированностью, как нельзя более уместными в эпоху перемен. В 1905 году новый танец покорил Париж, а затем всю Европу и Россию. Папа Пий Х высказался против танго. Австрийский император, увидев новый танец, возмутился и запретил офицерам танцевать его в военной форме. Английская королева сказала, что никогда в жизни не будет танцевать «это». Но никто не смог остановить победное шествие танго по миру.
- Герои эпохи
«Весь день льёт слёзы сердце». Поэт Поль Верлен
Этот страстный любовник, запойный пьяница и гениальный поэт родился в благопристойной семье офицера инженерных войск и богатой сахарозаводчицы. Тем, кто знаком с его биографией, трудно себе представить, что в юности он усердно занимался математикой, мечтал служить в министерстве финансов, учился в Академии права, а потом работал чиновником в страховой компании и экспедитором в мэрии. Поль очень старался жить как все, но его душа была отравлена вечной тоской, стихами, которые он писал с двенадцати лет, и абсентом -- в его ядовитых парах он черпал вдохновение и называл напиток своей «зеленой феей». Он пытался совместить поэзию с бытом, искал спасения в любви и браке, женившись на 15-летней Матильде Моте, милой девочке из приличной семьи.
Матильда родила ему сына. Счастливый Верлен посвятил ей сборник чудесных романтичных стихов. Но ничуть не остепенился. Он обладал поистине демонической привлекательностью, и перед ним не могли устоять ни мужчины, ни женщины. Через год Верлен познакомился с юным поэтом Артюром Рембо, и крепкая мужская дружба быстро переросла в страстную любовь⤵️
Жизнь завертелась колесом: дикая ревность Матильды, семейные скандалы, драки. Верлен то убегает к любовнику, то возвращается к жене. Он любит обоих, но по-разному, и не хочет терять ни его, ни ее.
Матильда начинает бракоразводный процесс, испуганный Верлен в очередной раз просит прощения и поступает на службу в страховое общество. Обрадованная Матильда приостанавливает развод. Но Верлен тайком переписывается с Рембо, и тот, изнемогающий от ревности, издевается над его приверженностью супруге. Верлен похищает сына и убегает с ним от Матильды к матери. Оставляет ей малыша и встречается с Рембо. И в течение двух лет как безумный мечется между женой и любовником -- каждый тянет его в свою сторону. Наконец, он стреляет во время очередной ссоры, вызванной ревностью, в Рембо, ранит того в руку, за что на два года попадает в тюрьму.
После тюрьмы Верлен ничуть не меняется. Как в калейдоскопе мелькают его любовники и любовницы. Он постоянно дебоширит, дерется, скандалит. И тем не менее обладает такой магнетической притягательностью, что жена окончательно разводится с ним только через 13 лет такой жизни, а две его возлюбленные, которых он от себя периодически отталкивает -- бывшая проститутка Филомена и дама полусвета Эжени -- возвращаются к нему вновь и вновь.
В 90-е годы Верлен и его поэзия внезапно входят в моду. Последние шесть лет жизни публика носит его на руках, ему щедро платят за пару строк. Но Верлен не умеет быть счастливым: слава его не радует, он пишет мало и неохотно, пропивает гонорары в кабачках, транжирит с любовницами, болеет и умирает в 1896 году на руках у Эжени.
- Мадонна декаданса
Ах, что это была за женщина -- Зинаида Гиппиус! Тонкая, как у осы, талия, зеленые глаза, золотисто-рыжие волосы почти до пола, изящное и высокомерное лицо. Она в юности носила только белые платья и говорила, что иного цвета ее кожа не выносит, а потом перешла на голубое и розовое. И ухитрялась даже в пастельных нарядах выглядеть коварной «демонессой»⤵️
Она вышла замуж за писателя Дмитрия Мережковского. И обладала столь буйным творческим мышлением, что знакомые ехидничали: мол, в паре она играет роль мужа, так как оплодотворяет супруга своими идеями, а он ее идеи вынашивает и рожает в виде мудрых философских книг.
Безупречный литературный вкус и острый ум превратили ее в королеву российских поэтов, и тот, кто не получил прописки в ее литературном салоне, не мог рассчитывать на успех. Зинаида писала критические статьи под псевдонимом Антон Крайний -- хвалила лучших и уничтожала всех остальных. Обожала эпатировать. Однажды приняла явившегося к ней с визитом поэта Бальмонта обнаженной со словами: «Ах, извините, я еще не одета!» И при этом она изучала религию, дружила с отцами церкви, и знаменитый православный философ Петр Флоренский говорил, что Зинаида добра и душой чиста, но только очень ранима и поэтому скрывает себя за «маской».
Ее звали «леди-денди» и «мадонной декаданса». Она крутила романы с женщинами, носила ожерелье из колец, подаренных любовниками, но с усмешкой утверждала, что между ними близость была «только духовная». И считала свой тройственный союз с Мережковским и Философовым преддверием царства Божия на земле -- как полный возвышенного полета духа и интеллектуальной гармонии, без какой-либо ревности. Они сами придумали особый обряд, которым скрепили свой союз, и не расставались более 15 лет⤵️
Многие супружеские пары столько вместе не живут, сколько продержался этот дружески-любовный союз. Про нюансы эротических отношений в этом «браке» говорят разное -- кто с кем и как. По факту -- любовь бывает разной, и не всегда ей нужна прочная подкладка из секса. Иногда достаточно чувственного флера. Пути у них разошлись в 1920 году в эмиграции -- Философов остался в Польше, Зинаида с мужем последовали в Париж.
Гиппиус прожила с Мережковским, ни на день не расставаясь, 52 года. Он умер в 1941 году, она -- в 1945-м. И до последнего дня говорила с ним, словно он был живым и рядом с ней.
Предмет искусства (романы, стихи, картины, рисунки, философия и т. д.) принадлежит к декадансу, когда это
- Красиво и болезненно.
- Красиво и печально.
- Красиво и порочно.
- Красиво и развратно.
- Красиво и уже умирает.
- Красиво и кем-то проклято.
- Красиво и хочет убить тебя нежно.
- Красиво и бесполезно.
А если некрасиво, то декадансом это быть не может!
- Почитать:
Шарль Бодлер, Метерлинк, Жорис Гюисманс, Станислав Пшибышевский. А также Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус и «ранний» Валерий Брюсов.
- Послушать:
Эрик Сати. «Гимнопедии», пьесы для фортепиано.
Морис Равель. «Павана на смерть инфанты» и цикл «Игра воды».
- Посмотреть картины
Арнольд Беклин. «Остров мертвых» (вариант 1880 года)⤵️
и «Чума» (1898)⤵️
Густав Климт. «Даная» (1907--1908)⤵️
Валентин Серов. «Портрет Иды Рубинштейн» (1910)⤵️
Наши консультанты:
- Константин Богомолов, имидж-дизайнер, аналитик моды
- Вита Банга, искусствовед
Автор: Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"